Практическая работа по русскому языку "Морологический разбор имени прилагательного"

  • Домашняя работа
  • Контроль знаний
  • Лабораторные работы
  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (язы-ковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведче- ской); • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Иконка файла материала Практическое занятие10ря.doc
Практическое занятие10 Тема: Морфологический разбор имени прилагательного Цель: Усвоить порядок морфологического разбора имени прилагательного, употребления форм имен прилагательных в речи. Порядок выполнения работы: 1 задание: Изучите порядок разбора имени прилагательного. План разбора. I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (имен, падеж ед. числа муж. рода). 2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное). 3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.). III. Синтаксическая роль. Образцы разбора имени прилагательного После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин). (На) горячем (песке) 1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком? Н. ф. ­ горячий. 2. А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения   (горячее)   и   краткая   форма   (горяч);   Б)   Непостоянные   морфологические   признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе. 3. В предложении играет роль определения. 2 задание: предложении:  Сделайте   морфологический   разбор   прилагательных   в   представленном Осенний свинцовый вечер; холодный дождь, мелкий, как пыль, неутомимо сеет на крыши домов Берлина, на зонтики почтенных немцев и камень мостовой; крупные, краснощекие люди торопливо разносят свои сытые тела, большие животы по улицам, скучно прямым. 3 задание: Изучить теоретический материал Употребление имен прилагательных в речи Варианты   полной   и   краткой   форм   прилагательных.   Синонимы   краткой   и   полной   форм прилагательных   возникают   в   тех   случаях,   когда   эти   формы   употребляются   в   одной   и   той   же синтаксической функции, например, в функции сказуемого: полная форма обозначает постоянный признак, краткая ­ временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент). Полные   и   краткие   формы   могут   составлять   семантические   варианты,   т.   е.   иметь   разные лексические   значения:   мальчик   глухой   ­   мальчик   глух   (к   просьбам).   Краткие   формы   имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Выводы в статье оригинальны и доказательны. Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны. Девочка умна и добра. Полные формы   прилагательных   употребляются   обычно   в   разговорной   речи:   Лекция   интересная   и поучительная. Выводы оригинальные и доказательные. При образовании кратких форм с безударным ­ енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный ­ искусствен, искусственен. Воинственный ­ воинствен, воинственен и т. п. В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на ­ен).Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга ­ книга мамы, каменная стена ­ стена из камня. Но   в   ряде   случаев   такие   сочетания   различаются   по   значению:   походка   старика   ­   роспись   стены   ­   стенная   роспись стариковская   походка   (переносное   значение), (терминологического значение). Варианты форм степеней сравненияСложная   форма   сравнительной   степени   употребляется   в   основном   в   научном   и   в официально­деловом стилях: Этот минерал более устойчив. Решение задачи более оригинальное. Простая форма более свойственна в разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери.   Простая   форма   превосходной   степени   носит   книжный   характер:   величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности, а сложная свойственна всем стилям речи: самые великие люди, самые строгие меры. Форма сравнительной степени на ­ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее. Форма на ­ ей (смелей, дружней) ­ в разговорной и стихотворной речи. Форма на ­ ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей; бегите быстрей. Не   следует   соединять   в   одной   конструкции   простую   и   сложную   степени   сравнения неправильно более лучшие более худшие самый интереснейший спектакль следует более хорошие (лучшие) более плохие (худшие) самый интересный прилагательных: 4 задание: Найдите эпитеты, подчеркните их как члены предложения  «Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком...» (С. А. Есенин) «Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет луч, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор» ( А.С.Пушкин) «Не видно птиц. Покорно чахнет  Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В овражках  сыростью грибной» (И.А.Бунин) 5 задание: Запишите вывод: Итак,   во   всех   этих   отрывках   используется   множество   эпитетов.   Велика   роль   эпитетов среди других стилистических средств языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность   нашей   речи,   обогащает   содержание   высказывания,   подчеркивает   индивидуальный признак   определяемого   предмета   или   явления.   Недаром   эпитеты   наряду   с   синонимами   и фразеологическими   выражениями   нередко   относят   к   золотому   фонду   национального   языка. Общепризнано и то, что русский язык необыкновенно богат эпитетами. Существуют специальные словари,   в   которых   собраны   наблюдения   за   художественными   тропами.   Например,   «Словарь эпитетов русского языка» Кстати, в нем примерно 75 эпитетов к слову осень.