Практическая работа по русскому языку "Обособление обстоятельств"
Оценка 4.6

Практическая работа по русскому языку "Обособление обстоятельств"

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Практическая работа по русскому языку "Обособление обстоятельств"
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие29ря.doc
Тема: Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены Практическое занятие29 Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. предложения Цель: изучить теоретический материал, закрепить правила обособления обстоятельств,   уточняющих   членов   предложения.   Усвоить   Роль   сравнительного   оборота   как изобразительного средства языка. Порядок выполнения работы: 1 задание: Изучите теоретический материал: 1. Обособленные обстоятельства 1.   Обособленными   являются   обстоятельства,   выраженные   деепричастным   оборотом, независимо от положения его по отношению к глаголу­сказуемому, к которому он относится: О Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя (В. Жуковский). Деепричастие   может   иметь   при   себе   зависимые   слова,   вместе   с   ними   оно   образует деепричастный оборот: Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что­то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе (М. Лермонтов). В предложении  два деепричастных оборота, они относятся к разным глаголам­сказуемым. При одном глаголе­сказуемом могут быть два или несколько однородных обособленных обстоятельств: Запахнув плащ и крепче надвинув фуражку, он закрыл глаза (А. Гайдар). При одном глаголе­сказуемом   могут   быть   два   или   несколько   неоднородных   обстоятельств,   выраженных деепричастными   оборотами:   Но   вот,   насытясь   разрушеньем   и   наглым   буйством   утомясь,   Нева обратно   повлеклась,   своим   любуясь   возмущеньем   и   покидая   с   небреженьем   свою   добычу   (А. Пушкин). В   одном   предложении   могут   быть   обособленные   обстоятельства,   выраженные деепричастными   оборотами,   относящимися   к   разным   глаголам­сказуемым:   Он   показал   Натке дорогу,   постоял,   глядя   ей  вслед,   и,   все   еще   продолжая   чему­то   улыбаться,   с  шумом   исчез   за кустами (А. Гайдар). Союз и, как правило, в деепричастный оборот не входит. 1. Являются обособленными два или несколько однородных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями: Волны несутся, гремя и сверкая, чуждые звезды глядят с высоты (Ф. Тютчев); И, шумя и кружась, колебала река отраженные в ней облака (М. Лермонтов). 2. Являются   обособленными   обстоятельства,   выраженные   одиночным   деепричастием, стоящим в начале и в середине предложения: Отвернувшись, он стал смотреть на строившуюся колонну   (К.   Симонов);   Маленький   паровоз,   пыхтя,   втаскивал   на   запасной   путь   долгожданный второй эшелон (К. Симонов). В   предложении   не   обособляются   деепричастия   со   значением   наречия:   Языков   закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь (А.К. Толстой) (Не двигаясь = неподвижно); Не смолкая бушует метель за окном (И. Бунин) (Не смолкая = беспрестанно); Костин не колеблясь направился к двери (И.   Проскурин)   (Не   колеблясь   =   уверенно);   Чьи­то   глаза   смотрели   не   мигая   (Не   мигая   = пристально). Не обособляются устойчивые словосочетания и фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов); Он работал не покладая рук. Устойчивые   сочетания   с   деепричастиями   в   значении   наречий,   которые   выступают   в значении   вводных   сочетаний   (откровенно   говоря,   попутно   отмечая,   собственно   говоря   и   др.), обособляются: Собственно говоря, командир батальона не обязан сам строить походную колонну (К. Симонов); Судя по всему, день будет великолепным; Откровенно говоря, мне это нравится. 3. Являются обособленными обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на: В домах, несмотря на ранний час, горели лампы (К. Паустовский). 4. Иногда   с   целью   усиления   могут   обособляться   различные   обстоятельства,   выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие: Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников (Н. Гоголь); Вопреки мнению Чижа, Бакланов начинал нравиться Мечику (А. Фадеев). Являются обособленными обстоятельствами сравнительные обороты. Сравнительный оборот ­ это обстоятельство, которое вводится сравнительными союзами, а на письме выделяется запятыми. Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели и др., выделяются запятыми, например: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струй (Ф. Тютчев); К концу охоты утки, словно на прощанье, стали подниматься целыми стаями (Ф. Тютчев); Мне показалось, что они (звезды) гораздо выше, чем у нас на севере (Л.); Ночью лететь было безопаснее, нежели днем (Перв.). Сравнительные   обороты,   ставшие   устойчивыми   (фразеологическими)   сочетаниями, запятыми не выделяются, например: Дождь льет как из ведра; бледен как смерть, покраснел как рак, боится как огня, летит как стрела, белый как полотно и т.д. 2. Обособленные уточняющие члены предложения Обособленные члены предложения могут уточнять, конкретизировать и пояснять другие члены предложения и отвечать на один и тот же вопрос. К уточняющему обособленному члену можно поставить дополнительный вопрос: Где именно? Как именно? Кто именно? Когда именно? и другие подобные. В качестве обособленных членов предложения со значением уточнения чаще всего бывает обстоятельство места и времени, например: Слева, у плотины, стучали топоры; Через два дня, в полдень,   торжественно   открыли   шлюзы,   и   потоки   холодной   воды   хлынули   с   гор  к   лагерю   (А. Гайдар). Реже   в   качестве   уточняющих   обособленных   членов   употребляются   другие   члены предложения: 1) определения:   В   ней   господствовали   коричневый,   почти   красный,   цвет   почвы   и нестерпимо синий оттенок моря (К. Паустовский); Всю четвертую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная канонада (К. Симонов); 2) обстоятельства образа действия: Было уже поздно, когда кое­как, вразброд, вернулся отряд к дому. Она озорно, по­девичьи, взглянула на него сверху вниз (А. Фадеев); 3) дополнения: Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (А. Пушкин); 4) главные   члены   предложения   ­   подлежащее   и   сказуемое:   Ваня   Туркенич,   командир, сидел, ни на кого не глядя (А. Фадеев); Тогда она была еще очень молодая, не старше двадцати двух лет (А. Чехов). Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняющим при помощи союза то есть, или (в значении то есть), а также слов особенно, даже, главным образом, в частности, например и др.: Мы доехали на своих лошадях в возке, то есть в крытой рогожею повозке (С. Аксаков); В отделе кадров Игорю дали обходной листок, или, как его называли на заводе, «бегунок» (Д. Гранин); Он довольно хорошо, даже с каким­то особенным произношением, говорил по­русски (Б. Полевой); Многие газы, например, кислород, тяжелее воздуха. Как уточняющие часто употребляются дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др., например: Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека мать, одна у него и Родина (К. Ушинский); У всех, за исключением профессора, дело шло хорошо, и только разговоров было о выписке (Б. Полевой). 2 задание:   подчеркивая   грамматическую   основу   и обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом. Расставьте знаки препинания. Объясните роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.  Запишите   предложения, 1) Из трубы в темно­синее небо черными клубами валит дым а над ним мигают как живые глаза ясные звезды. 2) Дождь за окном потрескивал как поленья в костре. 3) Корабль словно щепку бросало на волнах. 4) Весь день дождь лил как из ведра. 5) Он пролетел как стрела все расстояние. 6) Мальчик покраснел как рак. Составить   свои   предложения,   употребив   фразеологические   обороты: как ужаленный, как кумач, как в рот воды набрал. 3 задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания. Обозначьте графически сравнительные обороты. 1) Привязался ты ко мне как репейник. 2) Широкие тени ходят по равнине как облака по небу. 3) Но ничто не походило так мало на вчерашнее как дорога. 4) Лисичка легла на спину и играет словно собачка. 5) Вдруг животные почуяли опасность и словно солдаты по команде быстро повернулись ко мне головами. 6) Иван Дмитрии потирал свои красные глаза точно спросонок. 7) Все­таки лучше чем ничего. 8) Величие более прилично его фигуре чем унижение. 4 задание: Выразительно прочитайте предложения и докажите, что в них использован приём сравнения. Какой способ выражения значения сравнения выбирают авторы в каждом случае? Какая картина возникает в вашем воображении при чтении каждого отрывка из художественных   произведений?   Объясните   роль   сравнительного   оборота   как   изобразительного средства языка. 1)   Луна,   как   бледное   пятно,   сквозь   тучи   мрачные   желтела.   (А.   Пушкин)   2)   Опрятней модного   паркета   блистает   речка,   льдом   одета.   (А.   Пушкин)   3)   И   голосок   её   звучит   нежней свирельного напева. (А. Пушкин) За столом сидит она царицей. (А. Пушкин) 4) И сыплет листья лес, как деньги медные, спасибо, край чудес, но мы не бедные. (Н. Рубцов) 5) В очах, как на небе, светло, в душе её темно, как в море. (М. Лермонтов) 6) В груди её птицею пела радость. (М. Горький) 7) И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. (И. Бунин) 8) Жеребец под ним сверкает белым рафинадом. (Э. Багрицкий) 9) Чёрно­бурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин) 10) В блёстках инея, точно в алмазах, задремали, склонившись, берёзы. (И. Бунин) 11) Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов) 5 задание: Перепишите. Устно объясните причины обособления: 1. Маленький человек в дырявом желтом котелке и с грушевидным малиновым носом в клетчатых   брюках   и   лакированных   ботинках   выехал   на   сцену   Варьете   на   обыкновенном двухколесном   велосипеде   (М.   Булгаков).   2.   Вопрос   не   решенный   дипломатами   еще   меньше решается порохом и кровью (Л. Толстой). 3. Осененная реющей влагой Распустила ты пряди волос (А. Блок). 4. Митя надел фуражку с кокардой и торжествующий радостный выбежал на улицу (А. Чехов). 5. Из мира солнца и свободы Вступил я дерзкий в лабиринт (В. Брюсов). 6. Простившись с ним Лаптев возвращался к себе не спеша. (А. Чехов). 7. Увидав Нехлюдова он не встав с корточек глядя снизу вверх из­под своих нависших бровей подал руку (Л. Толстой). 8. Огромная елка стояла посередине слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом (А. Куприн). 9. Соседи завтракая разговорились довольно дружелюбно (А. Пушкин). 10. Гордый уже достигнутым успехом я смело решил идти до конца (Л. Андреев). 11. Три месяца спустя как­то Оленька возвращалась от обедни печальная в глубоком трауре (А. Чехов). 12. Возвратясь он велел подавать свою карету и несмотря на усиленные просьбы Кириллы Петровича остаться ночевать уехал тотчас после чаю (А. Пушкин). 13. Взбесилась ведьма злая и снегу захватя пустила убегая в прекрасное дитя (Ф.Тютчев).

Практическая работа по русскому языку "Обособление обстоятельств"

Практическая работа по русскому языку "Обособление обстоятельств"

Практическая работа по русскому языку "Обособление обстоятельств"

Практическая работа по русскому языку "Обособление обстоятельств"

Практическая работа по русскому языку "Обособление обстоятельств"

Практическая работа по русскому языку "Обособление обстоятельств"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018