Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"
Оценка 4.8

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие21ря.doc
Практическое занятие21 Тема: Основные выразительные средства синтаксиса Цель:     уметь находить в тексте синтаксические средства выразительности. Порядок выполнения работы: 1задание: Изучить теоретический материал. Вопрос: Обладает ли синтаксис выразительными средствами? Выполнить задания 1­4. Пояснение к заданию: внимательно прочитать примеры в теоретическом материале. Вы изучили теорию, прочли книгу А.И.Горшкова «Русская словесность», а также материалы  /444 Г11 и пришли к выводу, что к синтаксическим средствам  ://   www   .  infohome   сайта   http   ­  altai   выразительности относятся  .  ru   /  node   антитеза ­ оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин); инверсия ­ стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов: . буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В.Маяковский); градация ­ фигура,  заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов,  словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация): Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись. (С.А.Есенин); зевгма  ­  такой   приём   экспрессивного   синтаксиса,   при   котором   намеренно   нарушается логический   закон:   в   перечисленный   ряд   однородных   членов   предложения   включают   логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки а носу и кофейный капот с  жёлтенькими цветами(Н.Гоголь); повтор—  это   общее   название   ряда   приёмов,   при   которых   повторение   элемента   служит средством усиления выразительности: И звенят­звенят, звенят­звенят запястья...(М.Цветаева); анафора  (единоначатие) — это повторение элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой  фразы: О времена! О нравы! (Цицерон); эпифора (единоокончание) ­ повторение последних слов фразы: О, не медли на соседней Колокольне! Быть хочу твоей последней Колокольней! (М.Цветаева); симплока ­ соединение в тексте анафоры и эпифоры: Привычные к степям ­ глаза, Привычные к слезам ­ глаза. (М.Цветаева); анадиплосис  ­  это   фигура   стыка   ­   стилистическая   фигура,   заключающаяся   в   повторении последнего элемента в начале следующей фразы: Память о Вас ­ тихим домком. Тихий домок ­ Ваш ­ под замок. 27 многосоюзие (полисиндетон) ­ это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы: (М.Цветаева); И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На  белые выйдут ступени. (Н.Гумилёв); бессоюзие  (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа: Швед, русский ­ колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Г ром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон... (А.С.Пушкин); эллипсис ­ это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого­ либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро ­ закат, скоро ­ назад: тебе в детскую, мне ­ письма читать дерзкие... (М.Цветаева); умолчание ­ это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль: Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама... Но, впрочем, даром Тайн не  выдаю своих. (А.Ахматова); риторическое   восклицание  ­  это   эмоционально   окрашенное   предложение,   служащее   для выражения   чувств   и   привлечения   внимания   адресата   речи,   причём   эмоции   в   нём   выражаются   не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето! (Ф.Тютчев); риторический   вопрос  ­  стилистическая   фигура,   которая   содержит   утверждение   или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Кто   осмелится   сказать,   что   определил   искусство?   перечислил   все   его   стороны?   (А. Солженицын); риторическое   обращение  ­  это   обращение   к  неодушевлённым   предметам,   отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям: Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А.Пушкин); вопросно­ответное единство ­ стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю.Шевчук); синтаксический   параллелизм  ­  это   одинаковое   синтаксическое   построение   соседних предложений или отрезков речи: Мы любим всё ­ и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё ­ и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений... (А.Блок); парцелляция  ­  это   приём,   заключающийся   в   намеренном   расчленении   предложения   на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений: Слова   отзвучивают   и   утекают   как   вода   ­   без  вкуса,   без   цвета,   без   запаха.   Без   следа   (А. Солженицын); именительный   представления  ­  это   изолированное   имя   существительное   в   именительном 28 падеже,   называющее   тему   последующей   фразы  и   призванное   вызвать   особый   интерес   к  предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось! (А.Пушкин) Вывод Изучив   теорию,   мы   пришли   к   следующим   выводам:   к   синтаксическим   средствам выразительности   относятся   антитеза,   инверсия,   градация,   зевгма,   повтор,   анафора,   эпифора, симплока, анадиплозис, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, умолчание, риторическое восклицание, риторический   вопрос,   риторическое   обращение,   вопросноответное   единство,   синтаксический параллелизм,   парцелляция,   именительный   представления.   Использование   синтаксических   средств выразительности позволяет создателям текста оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие,   описывать   внутренний   мир   человека   и   состояние   человека.   Например,   бессмертная гоголевская фраза "И какой же русский не любит быстрой езды?" стала крылатой именно потому, что была облечена писателем в форму риторического вопроса, вряд ли была бы она столь известной, избери автор форму повествовательного предложения: Всякий русский любит быструю езду. Слова   в   тексте   художественного   произведения   живут   по   своим   законам,   принципам, соединяясь   в   словосочетания,   предложения,   периоды,   сложные   синтаксические   конструкции, устанавливая своеобразные семантические отношения друг с другом и с удаленными лексическими единицами из других текстов. Лексика и морфология поставляют семантический и стилистический материал, а синтаксис выстраивает его в детали, блоки, чтобы выразить законченную мысль. Как постичь   красоту,   мелодичность   и   ритм   художественного   произведения,   а   также   завершенность   и целостность   художественного   высказывания   без   комплексного   анализа   языка   художественного произведения? Знание о структурных типах синтаксических единиц помогает ответить  на вопрос, почему,   с   какой   целью   автор   употребляет   именно   такую   синтаксическую   конструкцию.   Знание структурных типов синтаксических единиц поможет понять эстетическую функцию предложения в тексте художественного произведения. Ведь помимо общего синтаксиса существует и поэтический синтаксис, синтаксические фигуры речи. Риторические фигуры Прилагательное   «риторический»   образовано   от   слова   «риторика»   ­   наука   о   красноречии, ораторском искусстве, ритор ­ оратор, то есть человек, обладающий даром красноречия, искусством выразительной речи. Риторический значит относящийся к риторике. Вопрос ­ словесное обращение, требующее ответа. Но риторический вопрос ­ это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа. Он используется как выразительное средство речи, чтобы усилить её эмоциональность. Риторический   вопрос  ­   это   предложение,   вопросительное   по   структуре,   передающее, подобно   повествовательному   предложению,   сообщение   о   чем­то.   Таким   образом,   в   риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения).   Сообщение   в   риторическом   вопросе   всегда   бывает   связано   с  выражением   различных эмоционально­экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда   в   условиях   противодействия   как   эмоциональная   реакция   протеста.   («А   судьи   кто?» А.Грибоедов).   Противоречие   формы   и   содержания   выражается   по   признаку   утвердительность   ­ отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания. В качестве риторического вопроса могут   употребляться   предложения   любой   вопросительной   структуры:   с   местоименным вопросительным   словом,   с   вопросительной   частицей,   без   специальных   вопросительных   слов. Риторический   вопрос   не   требует   ответа   и   синонимичен   повествовательному   предложению.   После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда ­ восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого. 2 задание: Сравните предложения в первой и второй части. Выделите предложения, в которых содержится риторический вопрос. Что в них общего? 1. Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М.В.Ломоносов) Видали ль вы 29 литовские цветные пояса? Как будто вдоль овса ­ Средь маков васильковая струится полоса. (Саша Черный) 2. Богатство хорошо иметь; Но 30 Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят. Задание 8. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2­го лица единственного числа и 3 ­го лица множественного числа. Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть,. Задание 9. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы. (Он)   подыщ...т   работу,   (он)   дополн...т   ответ,   дыш...тся   легко,   засе...шь   поле,   обкле...шь   обоями, вытр...шь   насухо,   колыш...тся  знамена,   народ   бор...тся,   снег   та...т,   все   завис...т  от   обстоятельств, хоч...тся выиграть. Задание 10. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. 1) За   двумя   зайцами   погон...швея—  ни  одного   не   пойма...шь.   2)   Много  буд...шь  знать   —   скоро состар...шься. 3)Правда глаза кол...т. 4)Конь вырв...тся— догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5)Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6)Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. Задание 11. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов. 1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из­под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно­сером небе кое­где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев) Задание 12. Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова. 1. Я быстро стал спускаться с холма. 2. Надо уважать старость. 3. Бегать по эскалатору запрещается. 4. Сестра просила нас вернуться к вечеру. 5. По окончании школы я буду поступать в институт. 6. У него появилось желание убежать отсюда. Задание 13. Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива. 1. Он боялся идти к врачам. 2. Приходил лакей звать меня к княгине. 16 должно  ль   им  кому   гордиться   сметь?  В  собольей  дурака   я  шубе  видел,   Который  всех   людей, гордяся, ненавидел. В ком много гордости, известно то, что тот, Конечно, скот. (А.П.Сумароков) «Помилуй ты меня,­ сказал он с удивленьем, ­ Чем любоваться тут? Твой хор Горланит вздор». (И.А.Крылов) Все эти предложения произносятся с вопросительной интонацией, в конце каждого стоит вопросительный знак. Но различаются эти предложения тем, что в первых авторы спрашивают, чтобы   получить   ответ   на   свой   вопрос.   А   во   второй   части   авторы   заранее   знают   ответ.   Одни предложения содержат простой вопрос, другие ­ риторический. Восклицание.  Существительное   «восклицание»   образовано   от   глагола   «восклицать»   и обозначает   «возглас,   выражающий   сильное   чувство».   Риторическое   восклицание   ­   фигура,   в которой в  форме восклицания  содержится  утверждение.  Риторическое  восклицание  отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи. Обращение.  Существительное   «обращение»   образовано   от   глагола   «обращаться», «обращать» и обозначает слово или группу слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.   М.В.Ломоносов   писал:   «Сею   фигурою   можно   советовать,   засвидетельствовать,   обещать, грозить,   хвалить,   насмехаться,   утешать,   желать,   прощаться,   сожалеть,   повелевать,   запрещать, прощения   просить,   оплакивать,   жаловаться,   толковать,   поздравлять   и   проч.,   к   кому   слово... обращается». 3 задание:  1.   Найдите   в   тексте   поэмы   Адама   Мицкевича   «Гражина»   риторические вопросы,   восклицания,   обращения.   Докажите,   что   эти   синтаксические   конструкции   по   своему содержанию повествовательные. Какую выразительную роль они играют в тексте? Пустую Русь, варяжские болота!.. Вот где мне быть! Он, верно, оттого­то Родных и братьев гонит в край чужой, Что всей намерен завладеть Литвой. Вон как решил! Хоть разные дороги, Да цель зато у Витольда одна: Была бы спесь его вознесена, А равные ­ повержены под ноги! Иль не довольно Витольд на коне Держал Литву? Навеки ль, в самом деле, Кольчуги наши приросли к спине, Ко лбу заклепки шлема прикипели? А я что взял за ратный труд? С пеленок Что принял я? Кольчугу да шелом. Природный князь, как нищий татарчонок, Я был вскормлен кобыльим молоком. «А где ж посол?» ­ Гражина восклицает. Паж удивленно брови поднимает, В упор княгиня смотрит на пажа, Тот говорит: «Что слышу, госпожа! Иль ты не помнишь слов своих? Не мне ли, Когда вторые петухи пропели, Ты княжескую волю принесла, Чтоб до зари спровадил я посла? И твой приказ я выполнил на деле». Найдите среди примеров риторические фигуры. Прочитайте 4 задание: выразительно. 1) О, смертные, на что вы смертию спешите? Что прежде времени вы друг друга губите? Или   ко   гробу   нет   кроме   войны   путей?   Везде   вас   тянет   рок   насильством   злых   когтей! (М.В.Ломоносов)   2)   Орлам   случается   и   ниже   кур   спускаться:   Но   курам   никогда   до   облак   не подняться! (А.И.Крылов) 3) Ну, а красавицы твои? А женщины твои, Россия? Какая песня в них взрастила Самозабвение любви? О, их любовь не полубыт: Всегда событье! Вечно мета! Россия...За одно за это Тебя нельзя не полюбить. (Илья Сельвинский) 4) Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. Конечно, голова в почтенье меньше ног. 5 задание: Изучите теоретический материал Инверсия. Латинское слово «инверсия» имеет значение «перестановка, переворачивание». В русском языке существует прямой и обратный порядок слов. Инверсия ­ это нарушение прямого порядка слов (подлежащее­сказуемое). Как художественный прием инверсия используется многими авторами для достижения интонационной и стилистической выразительности, для подчеркивания смысловой значимости какого­либо слова или придания всей 17 фразе особой стилистической окрашенности. 1. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин,в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье Горьких мук. 2.   Ты   сохранил   в   блуждающей   судьбе   Прекрасных   лет   первоначальны   нравы:   Лицейский   шум, лицейские забавы Средь бурных волн мечталися тебе; Ты простирал из­за моря нам руку, Ты нас одних в младой душе носил И повторял: На долгую разлуку Нас тайный рок, быть может, осудил!» (А.С.Пушкин) Г   радация.  Слово   «градация»   в   латинском   языке   означает   «постепенное   повышение, усиление». Градация ­ это фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака. 6 задание:  Установите   предложения   с   прямым   и   обратным   порядком   слов.   Найдите инверсию   как   выразительное   средство   поэтической   речи.   Прочитайте   выразительно   отрывки  из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября». 7 задание: Найдите градацию и другие выразительные средства синтаксиса в следующих предложениях из рассказа А.П.Чехова «Припадок». 1. Ему почему­то казалось, что он должен решить вопрос немедленно, во что бы то ни стало, и что вопрос этот не чужой, а его собственный. 2. Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах ­ все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. 3. Он с умилением глядел на своих приятелей, любовался ими и завидовал. Как у этих здоровых, сильных, веселых людей все уравновешено, как в их умах и душах все закончено и гладко! Они и поют, и страстно любят театр, и рисуют, и много говорят, и пьют, и голова у них не болит на другой день   после   этого:   они   и   поэтичны,   и   распутны,   и   нежны   и   дерзки;   они   умеют   и   работать,   и возмущаться, и хохотать без причины, и говорить глупости; они горячи, честны, самоотверженны и как люди ничем не хуже его, Васильева, который сторожит каждый свой шаг и каждое свое слово, мнителен,   осторожен   и   малейший   пустяк   готов   возводить   на   степень   вопроса...   .Вышел   он   из ресторана   со   смехом.   Ему   нравились   его   приятели   ­   один   в   помятой   широкополой   шляпе   с претензией на художественный беспорядок, другой в котиковой шапочке, человек не бедный, но с претензией на принадлежность к ученой богеме; нравился ему снег, бледные фонарные огни, резкие черные   следы,   какие   оставляли   по   первому   снегу   подошвы   прохожих;   нравился   ему   воздух   и особенно  этот  прозрачный,   нежный,  наивный,   точно  девственный,  тон,  какой  в  природе  можно наблюдать только два раза в год: когда все покрыто снегом, и весною в ясные дни или лунные вечера, когда на реке ломает лед. (В этом тексте использован прием амплификации. Амплификация  (т.е.   расширение)   ­   стилистическая   фигура,   использование   однородных элементов   речи:   определений,   синонимов,   сравнений,   антонимических   противопоставлений   для усиления выразительности речи. В предыдущем тексте вы найдете антитезу как выразительное средство синтаксиса. Слово «противопоставление»   образовано   от   глагола   «противопоставлять».   Этому   русскому   термину соответствует греческий термин «антитеза», что означает «положение, противоположное другому положению». 18

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"

Практическая работа по русскому языку "Основные выразительные средства синтаксиса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018