Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"
Оценка 4.9

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие24ря.doc
Тема: Роль второстепенных членов предложения в Практическое занятие24 построении текста Цель: выяснить роль второстепенных членов предложения в построении текста; повторить,  систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой ситуации. Порядок выполнения работы: 1задание: Изучите теоретический материал: Таблица 1. Виды второстепенных членов Виды второстепенных членов Вопросы, на которые отвечают Примеры предложения 1. Дополнение второстепенные члены предложения тянулись (до чего?) до небосклона 2. Определение туча (какая?) большая, темная 3. Обстоятельство падают (как?) грузно Поля   тянулись   до   самого   небосклона   (И. Тургенев). Большая,   темная   туча   растет   за   рекою   (И. Соколов­Микитов) Первые капли дождя грузно падают на дорогу (И. Соколов­Микитов). Дополнение ­ это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных  падежей и обозначает предмет. Таблица 2. Способы выражения дополнения_________________________________________________ 1. Имя существительное Часть речи Вопросы Взялся за что? ­ за ложку Примеры 2. Местоимение 3. Имя числительное 4. Наречие (в значении имени существительного) 5. Неопределенная форма глагола Дали кому? ­ мне Делится на что? ­ на пять Не   будет  похоже  на  что?  ­  на сегодня. Прошу (о чем?) говорить 6.   Имя   прилагательное   (в   значении   имени существительного) Вспоминали (о чем?) о прошлом Герасим   снова   взялся   за   ложку   и продолжал хлебать щи (И. Тургенев). Мне дали задание. Десять делится на пять. Завтра не будет похоже на сегодня. Я прошу вас говорить по существу дела. Все вспоминали о прошлом. Дополнение   может   также   выражаться   неделимыми   словосочетаниями,   включающими существительные в косвенном падеже, например: На каникулы я поеду к отцу с матерью. Пароход ведет из Нижнего с ярмарки в Астрахань четыре баржи (М. Горький). Дополнение как зависимое слово в словосочетании связывается с главным при помощи  управления или примыкания (табл. 3). Таблица 3. Значения дополнения Г рамматические значения Вопросы 1. Адресат действия Кому? ­ дательный падеж 2. Объект действия 3. Орудие действия 4. Предмет сравнения Что? ­ винительный падеж Чем? ­ творительный падеж Чего?   Кого?   ­   родительный падеж Дополнения бывают прямые и косвенные. Примеры Победителям Олимпиады были вручены медали и памятные подарки. Еще в школе я выбрал себе профессию. Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. Тургенев) Летом день длиннее ночи. Мой брат старше сестры. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено   действие,   например:  Я  сегодня   поймал,   было,   (кого?)   рыбку   (А.   Пушкин).Прямые дополнения   выражаются   винительным   падежом   без   предлога   или   реже   родительным   падежом. Остальные дополнения являются косвенными: Они верили в победу; Мы никуда не выходили из­за 46 дождя; Болельщики надеялись на победу своей команды. Косвенное   дополнение,   таким   образом,   ­   это   вид   дополнения,   который   выражается существительным или именным словосочетанием в форме косвенных падежей с предлогом или без. Определение ­ это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета (табл. 4). Таблица 4, Значения определения Г рамматические значения 1. Различные признаки предметов 2. Признак по принадлежности Вопросы Какой? Какие? Чей? чья? Примеры Леса, луга поёмные, ручьи и реки русские весною хороши (Н. Некрасов). Мой отец работает врачом. Изба лесника состояла из одной комнаты. Определения   как   зависимые   слова   относятся   к   именам   существительным.   Определения бывают двух видов: согласованные и несогласованные. Согласованные определения связываются с существительными согласованием, то есть стоят в том же падеже, числе и роде, например: Белеет парус одинокий... (М. Лермонтов). Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления или реже   по   способу   примыкания,   например:   День   торжества   наступил;   Каждодневное   чтение   вслух помогло мне исправить недочеты в произношении (табл. 5). Таблица 5. Способы выражения определения Виды определения Способы выражения 1. Согласованные определенияПолное имя прилагательное Причастие Порядковое числительное Примеры Здесь   вижу   двух   озер   лазурные   равнины (А. Пушкин) Побледневшее небо стало опять синеть (И. Тургенев). На   третий   день   пути   туристы   вышли   на широкую равнину. Вижу   твой   жребий   на   светлом   челе   (А. Пушкин). по себе (И. Тургенев). Они вышли во дворик перед бараком (Л. Толстой). В   углу   стоял   шкаф   из   красного   дерева. Человек высокого роста, с усами, вышел из чащи (И. Тургенев). Одна из девушек, постарше, на меня едва обратила внимание 47 Притяжательные, указательные и определительные местоимения Имя  существительное или местоимение  в форме косвенных падежей с предлогами и без предлогов. Охота с ружьем и собакой прекрасна сама 2. Несогласованные  определения, связанные с  главным словом по способу  управления. Синтаксически цельное словосочетание 3. Несогласованные  определения, связанные   Простая   форма   сравнительной   степени 1. прилагательного с главным словом по способу примыкание. 2. Наречие 3. Неопределенная форма глагола (А. Чехов). Были поданы яйца всмятку. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности   летать   по   воздуху   (М. Горький). Несогласованные определении по сравнению с согласованными выражают признак более конкретный, часто имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства, например (таблица 6): Таблица 6. Сравнение согласованных и несогласованных определений___________________________ Согласованные определения Несогласованные определения (Какая?) Чердачная лестница была очень крутая. Ученик  сделал (какую?) книжную полку. Лестница (какая?) на чердак была очень крутая. Полка  (какая?) для книг была сделана учеником. Особым видом определения является приложение, выраженное существительным. Оно  всегда ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово. Приложение может выражать: 1. Различные качества предмета или лица: Чижа захлопнула злодейка­западня (И. Крылов). 2. Национальность:   Кирилла  Петрович  выписал  из  Москвы  для  своего  маленького  Саши француза­учителя (А. Пушкин). 3. Возраст: Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож­старик. 4. Профессию:   Не   так   уж   часто   встречались   на   Волге   женщины­штурманы   (К. Паустовский). 5.Названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений и подобное: Я  выписываю   газету   «Комсомольская   правда»;   В   журнале   «Наука   и   жизнь»   всегда   найдешь интересные факты; Завод «Запорожсталь» ­ крупнейшее предприятие Украины; Роман Л. Толстого «Война и мир» переведен на многие языки мира. Приложения,   представляющие   собой   названия   книг,   газет,   журналов,   предприятий, организаций и т.д., являются несогласованными. Обстоятельство ­ это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения. Таблица 7. Виды обстоятельств___________________________________________________________ Виды обстоятельства Вопросы 1.   Образа   действия   или степени Как?   Каким   образом?   В   какой степени? 2. Места Где? Куда? Откуда? 3. Времени 4. Условия 5. Причины 6. Цели Когда?   Как   долго?   С   каких   пор? До каких пор? При каком условии? Почему? Отчего? Зачем? Для чего? Примеры Ленивые крупные хлопья снега бесшумно скользили мимо  окна (В. Тендряков). Торжественно на землю сходит ночь  (А.К. Толстой). До вечера оставалось не более получаса, а заря едва­едва  зажигалась (И. Тургенев). Внизу у подножья хребта растет смешанный лес (В.  Арсеньев). Анна Васильевна робко шагнула к дубу (Ю. Нагибин). Отсюда, сверху, открывался великолепный вид во все  стороны (В.Арсеньев). Сегодня мне нужно прийти на работу пораньше. Я все шел и уже собирался прилечь где­нибудь до утра (И.  Тургенев). С самого раннего утра небо ясно (И. Тургенев) При желании можно всего добиться. Сенокос запоздал из­за дождей (К. Паус­товский). Для укрепления здоровья необходимо заниматься спортом. 48 Некоторые  обстоятельства  могут  иметь  уступительное  значение,  указывая  на  причину, вопреки которой совершается действие. Такие обстоятельства отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что? например: В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. Тургенев). Обстоятельства могут выражаться наиболее разнообразно: существительными в косвенных падежах с предлогом и без предлога, наречиями, деепричастиями, неопределенной формой глагола. Таблица 8. Способы выражения обстоятельств Способ выражения Примеры Виды обстоятельств 1. Образа действия Наречия,   существительные   в   косвенных   падежах, деепричастные и причастные обороты 2. Места Наречия, существительные в косвенных падежах. 3. Времени Наречия,   существительные   в   косвенных   падежах, деепричастный оборот. 4.Причины 5. Цели 6. Условия 7. Уступки Наречия,   существительные   в   косвенных   падежах, деепричастный оборот. Наречия,   существительные   в   косвенных   падежах, неопределенная форма глагола. Существительные деепричастный оборот.   в   косвенных   падежах, Существительные в косвенных падежах с предлогами, деепричастный оборот. Люди   работали   спокойно,   споро,   молчаливо (А. Фадеев). Давыдов с любопытством оглядывал дом (М. Шолохов). Мы   остановились   перед   воротами   (И. Тургенев). В   лесу   раздавался   топор   дровосека   (Н. Некрасов). Три девицы под окном пряли поздно вечерком (А.Пушкин). К вечеру луг опять позеленел (М. Пришвин). Лягушки, на лугу увидевши вола, задумали в дородстве с ним сравняться (И. Крылов). Он сделал ошибку сгоряча. От радости девочка запрыгала на месте. Утомившись в дороге, я крепко заснул. Здесь будет город заложен назло надменному соседу (А. Пушкин). В   Тайсануре   остановился   я   для   перемены лошадей (А. Пушкин). Душно   стало   в   сакле,   и   я   вышел   на   воздух освежиться (М. Лермонтов). При сильной засухе урожай может погибнуть. Имея плащ, я мог бы ловить рыбу под дождем. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась   и   обещала   нам   тихое   утро   (М. Лермонтов). Особой   разновидностью   обстоятельств   образа   действия   являются   обстоятельства сравнения, которые выражаются сравнительными  оборотами с союзами как, словно, будто, как будто, например: Словно разъяренный  зверь, река металась в своих берегах (В. Арсеньев); Уж близок   полдень.   Жар   пылает.   Как   пахарь,   битва   отдыхает   (А.   Пушкин);   На   противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры (В. Арсеньев). Обстоятельство соединяется с главным словом при помощи примыкания или управления. Если   обстоятельство   связано   с  главным   словом   управлением,   то  оно  может   иметь   добавочное значение дополнения: Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Горький). Здесь, кроме вопроса Где?, возможен и вопрос дополнения Над чем? 2 задание: Анализ текстов других стилей. Задание   к   текстам:   Восстановите   текст,   дополнив   его   второстепенными   членами предложения (можно пользоваться словами для справок). Определите стиль текста. Ответьте на вопрос: какую роль играют второстепенные члены предложения в данном тексте. Текст№1 49 Из докладной записки А. Бенкендорфа, начальника тайной полиции: Я   ....  имел   честь   сообщить   что   стихотворение   ....   дерзко   и   вольнодумно.   Генерал   .... должен допросить .... Для справок: Лермонтова, вашему императорскому величеству, Веймарн , уже, молодого человека, гусарского офицера. Текст№2 Из   статьи   Д.С.Мережковского   «М.Ю.Лермонтов   ­   поэт   сверхчеловечества»   .....приблизился ....Лермонтов? .... захотелось говорить? Мы..................заучиваем.... ,............ Для справок: его, вдруг, с детства, как молитвы, о нём, стихи, почему, к нам Задание для первой группы: Текст№3 Из вступительной статьи учебника литературы: «Фрагменты .... помогут понять    А   .... выявлены .... тропы...........................................». Для справок: в статье Рыбниковой, поэзии Лермонтова, о стихотворениях, излюбленные, из статьи Белинского, художественный мир, Лермонтова, сложный, поэта. Самостоятельная   работа:   чтение   восстановленного   текста,   ответ   на   вопрос   о   роли второстепенных членов предложения в данном тексте. Проверка сопровождается показом текстов на слайдах презентации. Правильные варианты текстов 1. Из   докладной   записки   А.Бенкендорфа,   начальника   тайной   полиции  Я  уже   имел честь   сообщить   вашему   императорскому   величеству,   что   стихотворение   гусарского   офицера Лермонтова дерзко и вольнодумно. Генерал Веймарн должен допросить молодого человека. Из статьи Д.С.Мережковского «М.Ю.Лермонтов ­ поэт сверхчеловечества» Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нём говорить? Мы с детства заучиваем его стихи, как молитвы. 2. литературы. Фрагменты   из   статьи   Белинского   о   стихотворениях   Лермонтова   помогут   понять   сложный художественный мир поэзии Лермонтова. А в статье Рыбниковой выявлены излюбленные тропы поэта. вступительной учебника статьи 3. Из Выводы: ­ второстепенные члены делают текст официально­делового стиля более точным, ясным и однозначным; ­ второстепенные   члены   придают   тексту   публицистического   стиля   эмоциональность, выразительность, убедительность; ­ второстепенные   члены   делают   текст   научного   стиля   более   глубоким,   полным   и конкретным. 50

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"

Практическая работа по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения в построении текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018