Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"
Оценка 5

Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"

Оценка 5
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие16ря.doc
Тема: Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия Практическое занятие16 деепричастий Цель: совершенствовать умение употреблять деепричастия в текстах разных стилей; знать особенности построения предложений с деепричастиями, синонимию деепричастий. Порядок выполнения работы: 1 задание: Изучить теоретический материал. Деепричастие ­ неизменяемая знаменательная часть речи, обозначающая признак действия по другому действию, которое совершилось или совершается одномоментно с основным; отвечает на вопрос как? каким образом?; в предложении выполняет только роль обстоятельства: Махнув рукой, он что­то прокричал. Махая рукой, он что­то кричит. Как и причастие, деепричастие чаще представлено формой глагола, а не самостоятельной частью речи. Вместе с тем есть все основания считать деепричастие знаменательной частью речи в системе современного русского языка. Следует   иметь   в   виду,   что   деепричастие   достаточно   редко   используется   в   живой разговорной   речи.   При   употреблении   допускается   распространённая   ошибка,   которая   является результатом   игнорирования   принципиального   условия   для   деепричастия:   основное   действие, выражающееся глаголом, и дополнительное, выражающееся деепричастием, совершает всегда одно и то же лицо: Улыбаясь, девушка грустила (и грустила, и улыбалась именно эта девушка). От глагола деепричастие переняло некоторые черты: вид, переходность­ непереходность.   С   наречием   деепричастие   сближает   неизменяемость,   не   случайно   некоторые одиночные деепричастия со временем перешли в русском языке в разряд наречий: не спеша, зря (~ напрасно). 2 задание:  Выполните   упражнением   106,стр.82.   Определите   стиль   текста,   спишите, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты (Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10­11 классов. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., 2013) 3 задание:  Образуйте деепричастия совершенного вида от данных глаголов. Составьте с ними предложения. Объясните, смысловое значение этих деепричастий в предложении. Опустить, наткнуться, высохнуть, встретиться, замереть. 4 задание:  Образуйте деепричастия от данных глаголов. Поставьте в них ударение. При затруднении обратитесь к помощи орфоэпического словаря. Дуть, понять, щебетать, отречься, крыть, плыть, принять, сидеть, таить, быть, велеть. 5 задание:  Найдите деепричастия, определите их вид и охарактеризуйте с точки зрения переходности­непереходности. 1. Католичество и Православье, вздев крыла, стоят у портьер. 2. У тебя и сын и сад. Ты, обняв меня за шею, поглядишь на циферблат ­ даже крикнуть не посмею. 3. Мы живём, меняя позы, спины гнём, в мечтах парим мы... 4. Ошибясь в этой жизни дотла, улыбнусь: я иной и не жажду. 5. Слушая рождественские звоны, думаешь, я радостна была? (А. Вознесенский). 6 задание: Изучите теоретический материал. При   использовании   деепричастий   и   деепричастных   оборотов   в   речи  следует   соблюдать следующие синтаксические нормы: 1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Помимо других речевых   и   грамматических   ошибок,   данное   высказывание   содержит   и   ошибку   в   употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном. Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу. преобразовать дополнение у меня (именно оно является Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица: Дом его был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин). В   данном   случае   действие   деепричастия   разделяя   относится   к   дополнению   гостями   и грамматически зависит от инфинитива тешить. Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из, поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог): Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции. 1. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Например:   Возвращаясь   домой,   мне   стало   грустно.   Такое   высказывание   будет грамматически   некорректным,   поскольку   действие   деепричастия   возвращаясь   относится   к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол­сказуемое   или   на   придаточное   предложение   (Когда   я   возвращался   домой,   мне   было грустно). Допускается,   хотя   и   не   приветствуется,   использование   деепричастий   в   тех   безличных предложениях,   которые   включают   инфинитив   (Возвращаясь   домой,   нужно   зайти   по   дороге   в булочную). 2. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных)   конструкциях,   то   есть   в   тех   предложениях,   где   подлежащее   указывает   не   на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия. Сказуемое   в   таких   предложениях   обычно   выражается   либо   страдательным   причастием (Боец   ранен   в   голову   осколком   гранаты),   либо   возвратным   глаголом   с   суффиксом   ­   ся   (Дом строится   рабочими).   Грамматически   неправильными   будут   предложения   типа:   Выходя   из окружения,   боец   был   ранен   в  голову;   Изыскав   необходимые   средства,   дом  строится   рабочими нашего треста. Чтобы   сделать   такие   предложения   корректными,   надо   либо   заменить   деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную: При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения, он был ранен; Изыскав необходимые средства, рабочие нашего треста начали строительство дома. 3. Не   рекомендуется   употребление   деепричастий   в   предложениях,   где   глаголсказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей. 4. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время  грамматически  некорректными  будут предложения,  которые можно встретить   в   литературе   XIX   века:   Печорин,   закутанный   в   шинель   и   надвинув   на   глаза   шляпу, старался   пробраться   к   дверям   (М.Ю.   Лермонтов);   Кавалергарды   скакали,   но   ещё   удерживая лошадей (Л.Н. Толстой). Исключения   составляют   деепричастия   (чаще   всего   в   форме   совершенного   вида   со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой). Примечание 1.  Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него. Перед глаголом­сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом­сказуемым: Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне). Перед глаголом­сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию: Испугавшись, Тоня  вскрикнула   (Тоня  вскрикнула   потому,   что  испугалась,   причём   она   сначала   испугалась,   а потом уже вскрикнула). После   глагола­сказуемого   обычно   ставится   деепричастие   со   значением   последующего действия: Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу). Примечание 2.  При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом­ сказуемым и форму, в которой стоит глагол. Деепричастие   несовершенного   вида   обычно   используется   в   том   случае,   если   действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом­сказуемым: Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки. Деепричастие   совершенного   вида   указывает   на   действие,   предшествующее   действию, выраженному глаголом­сказуемым: Улыбнувшись, она протянула мне руку. При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок   слов  и  другие  факторы.   Кроме   того,  необходимо  обращать  внимание   на  то,   какое   из действий   выражено   деепричастием   и   какое   —   глаголом­сказуемым.   В   противном   случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла. Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность.   Деепричастие   несовершенного   вида   указывает   на   совпадение   по   времени   двух действий,   выраженных   глаголом   и   деепричастием,   а   в   действительности   всадники   сначала подъехали   к   реке,   а   затем   остановили   лошадей.   Поэтому   уместнее   использовать   деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей. Ещё   один   пример:   Газеты   сообщают,   что   Кент   сошёл   с   ума,   выбросившись   из   окна двадцатого этажа. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет   диаметрально   противоположной   той,   которая   была   в   действительности.   Деепричастие совершенного   вида   указывает   на   действие,   которое   предшествует   действию,   выраженному глаголом­сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума. Задания к теме «Особенности построения предложений с деепричастиями» 7 задание:  Исправьте   речевые   ошибки,   связанные   с   употреблением   деепричастных оборотов. 1. Посмотрев   фильм,   писатель   стал   мне   еще   ближе   и   дороже.   2.   Перечисляя   в   конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут. 3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается. 4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание. 5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет. 6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова. 7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. 8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор. 9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией. 10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа. 11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать. 12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 13. Проснувшись, ему сказали,  что завтрак подан. 14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей. 15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы. Проведите самопроверку: 1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже. 2. Когда перечисляют в   конце   фильма   имена   погибших,   мы   верим,   что   их   не   забудут.   3.   Когда   я   гляжу   на   такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается. 4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание. 5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет. 6. Читая поэму,  я  чувствую силу  каждого  слова.  7.  Когда  она  потеряла  на  войне  мужа,  у  нее  не  было желания   заводить   новую   семью.   8.   Стоя   у  дверей   в   гостиную,   я   ясно   слышал   их   разговор.   9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией. 10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.   11.   Не   окончившему   школу   Сергею   пришлось   работать.   12.   При   использовании калькулятора   расчет   производится   правильно   и   легко.   13.   После   того,   как   он   проснулся,   ему сказали, что завтрак подан. 14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей. 15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане. 16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы. 8 задание: Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения. 1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало  естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров,   слева   от   дороги   нам   стали   видны   здания   города­спутника.   6.   Прочитав рекомендованную   литературу,   студентам   стали   ясны   их   собственные   ошибки   в   построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи­то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму   боя.   9.   Поднявшись   на   вершину,   не   слышно   ни   одного   звука   из   долины.   10.   Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 11. Всё изложенное   в   монографии   очень   важно,   учитывая   дефицит   времени   практического   врача.   12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет. 14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. 17. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей. 18. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 19. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. 20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 21. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект  в   практической   работе.   22.   Затем   отец   назначается   начальником   цеха,   работая   в   этой должности полтора года. 23. Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. 24. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 25. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. 26. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку. 27. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.

Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"

Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"

Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"

Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"

Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"

Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"

Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"

Практическая работа по русскому языку "Употребление деепричастий в текстах разных стилей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018