Практическая работа по русскому языку "Употребление наречия в речи"
Оценка 4.8

Практическая работа по русскому языку "Употребление наречия в речи"

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Практическая работа по русскому языку "Употребление наречия в речи"
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие17ря.doc

Практическое занятие17

Тема: Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике
признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в

тексте

Цель: совершенствовать умение употреблять наречия в текстах разных стилей; знать особенности построения предложений с наречиями, синонимию наречий.

Порядок выполнения работы:

1    задание: Изучите теоретический материал

Наречие - это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак действия или признак другого признака (качества, свойства). Главный формальный признак наречия - отсутствие системы словоизменения, отсутствие каких-л. морфологических категорий; исключением являются качественные наречия, имеющие степени сравнения. Наречия могут определять глагол, имя прилагательное, имя существительное или другое наречие, соединяясь с ним связью примыкания (весело поговорить, было особенно весело, дорога домой, удивительно веселый).

По характеру значения выделяют неместоименные и местоименные наречия: по- моему, по-нашему, как, так, по-иному, когда, где, нигде, никогда, когда-то, кое-как, кое- где.

По словообразовательной структуре выделяют наречия, мотивированные прилагательными:                                    быстро, смешно; существительными:                 утром, порой, летом;

числительными: вчетвером, надвое; глаголами: молча, стоймя; наречиями: оттуда, частенько, задаром; а также немотивированные (первообразные) наречия: туда, сюда, всегда, пока.

Наречия подразделяются в зависимости от лексического значения. Наречия степени обозначают характер интенсивности признака: удивительно, совершенно, чудовищно. Наречия образа действия представляют собой наиболее разнородную группу конкретных значений: качественных - весело, смешно, всмятку; сравнения - по-волчьи, ежиком. Качественные наречия как правило образованы от соответствующих качественных прилагательных; они могут образовывать степени сравнения, омонимичные формам компаратива качественных прилагательных. Различие между формами определяется только позицией в тексте: Его рассказ веселее (прилагательное); Он смеется веселее и заразительнее (наречие). Обстоятельственные наречия делятся на обозначающие место и направление: далеко, рядом, здесь; времени: скоро, зимой, вовремя; причины: сгоряча, сослепу; цели: назло, нарочно; совместности: вместе, сообща.

В зависимости от роли в предложении лингвисты выделяют наречия определительные и обстоятельственные. Разница между этими группами наречий состоит в том, что обстоятельственные наречия не вносят уточнений в слово, к которому они относятся, а определительные наречия, наоборот, уточняют, конкретизируют значение слова, которому они подчинены. Например, в выражениях приехал вчера, впереди блеснула река, согласился поневоле, слона водили напоказ наречия лишь указывают на время, место, причину, цель протекания действия, не внося никаких уточнений, изменений в значения слов, называющих эти действия. Если же сказать бежать быстро, бежать вприпрыжку, бежать еле-еле, то уточняется само действие, подчеркивается его совершенно различный характер. Это определительные наречия. Они характеризуют, как, каким образом совершается действие, и, по меткому выражению лингвистов, «живописуют действие».

2 задание: Найдите наречия:

вдаль - в даль; тот час - тотчас; в первые - впервые; по-новому - по новому; рассеянно - рассеяно; на встречу - навстречу; где-нибудь - кто-нибудь.

Как вы узнали наречия? (Первые три - по написанию, последние - по вопросу).

3     задание:      Восстановите текст. Спишите, вставляя подходящие по смыслу

наречия и восстанавливая правописание слов.

Весной люди ... сообщают друг другу: «Грачи прил тели!». Конечно, грач зн менует наступление весны. Но грач еще и ... полезная птица. Поем трите, как ... ходит грач по полю. Он ... вытаскивает клювом из распаха(н,нн)ой земли нас комых. Грач - птица прож_рливая: ... нас комых и их л чинок надо ему с есть, чтобы насытит ся.

Г и здя ся грачи ... на высоких деревьях целыми колониями. Представьте себе, как • • • вр_дителей ун_чтожит колония грачей в несколько сотен птиц!

(По книге «Что такое? Кто такой?»)

4     задание:      Соотнесите данные фразеологические обороты с синонимичными

наречиями.

Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; схватывать на лету; надоесть хуже горькой редьки; как из рога изобилия; расти как на дрожжах; уснул как убитый; выполнить работу без сучка без задоринки.

Ответ: Трудиться не покладая рук - хорошо. Работать спустя рукава - плохо. Учиться с грехом пополам - слабо. Схватывать на лету - легко. Надоесть хуже горькой редьки - сильно. Как из рога изобилия - много. Расти как на дрожжах - быстро. Уснул как убитый - крепко. Выполнить работу без сучка без задоринки - замечательно.

5     задание:          Выберите правильный вариант написания слов в данных

предложениях.

1) Стихи были выучены (на зубок, назубок). 2) (На зубок, назубок) положили лекарство. 3) Мешки были завязаны (натуго, на туго). 4) Сумку поставили (на туго, натуго) набитый чемодан. 5) Работу отложили (на утро, наутро). 6) (Наутро, на утро) выступили в поход.

6    задание: Какое слово в данных группах слов лишнее? Запишите его правильно. 1) (Во)первых, (во)вторых, (в)пятером, (в)пятых. 2) (В)пустую, (в)слепую, (в)открытую, (в)плотную. 3) (По)пусту, (по)напрасну, (по)новому, (по)просту. 4) (По)моему, (по)зимнему, (по)собачьи, (по)новому.

Проверьте: Ответы: впятером, в открытую, по-новому, по-собачьи.


Скачано с www.znanio.ru

Практическое занятие 17 Тема:

Практическое занятие 17 Тема:

Весной люди ... сообщают друг другу: «Грачи прил тели!»

Весной люди ... сообщают друг другу: «Грачи прил тели!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018