Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"
Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие31ря.doc
Практическое занятие31
Тема: Употребление сложносочиненных предложений в речи
Цель:
сформировать умение правильного употребления сложносочиненных
предложений в речи.
Порядок выполнения работы:
1 задание: Изучить теоретический материал:
Сложносочиненное предложение сложное предложение, части которого соединяются с
помощью сочинительной связи и сочинительных союзов и являются равноправными по смыслу.
Особенностью сложных предложений с сочинительной связью является то, что с формальной точки
зрения части они равноправны, чаще всего каждая часть указывает на одновременность или
последовательность действия. Значение одновременности обычно передаётся с помощью союза и и
глаголовсказуемых несовершенного вида в форме одного и того же времени: Верхушки деревьев
гнулись под порывами ветра, и на землю падали пожелтевшие листья и сухие ветки. Значение
последовательности передаётся с помощью союза и и глаголовсказуемых совершенного вида в
форме одного и того же времени: Изза туч выглянула луна, и выступили из тьмы силуэты деревьев
и кустов.
Сочинительная связь осуществляется с помощью сочинительных союзов, которые делятся
на соединительные (и, да (в значении и), ни ни), разделительные (или, либо, то то, не то не то) и
противительные (но, да (в значении но), однако, зато, а то, а не то).
Соединительные союзы сочинительные союзы, имеющие значение «соединения, связи»,
используются в сложных предложениях очень широко, причём лидирует союз и. Реже используется
союз да (в значении и), но он указывает всегда на одновременность действия: Едва слышно шумит
тростник, да изредка раздаётся плеск воды. (И. Тургенев). Союз ни ни употребляется в случае
отрицательного перечисления: Ни он тебе не позвонит, ни ты ему не напишешь.
Разделительные союзы сочинительные союзы, имеющие значение разделения. У
разделительных союзов в сложном предложении выделяются следующие функции: 1) союзы или и
либо передают значение взаимоисключения: Октябрь может подарить несколько тёплых дней, или
сразу погода испортится. Либо ты выключишь телевизор, либо я уйду к друзьям. 2) союз то то
указывает на чередование действий или явлений: Машина то двигалась мягко, то её начинало
подбрасывать на ухабах. 3) союз не то не то указывает на трудности в выборе альтернативной
информации изза недостаточной осведомлённости автора высказывания: Не то старик чтото
бормотал себе под нос, не то он напевал какуюто неясную мелодию.
Противительные союзы сочинительные союзы, имеющие значение противопоставления.
Так, союз а при противопоставлении указывает, что одно явление чемто отличается от другого:
Волки питаются в основном мясом, а медведи часто едят ягоды и молодые побеги. Союзы но, да (в
значении но), однако, зато категоричнее в противопоставлении, при них в сложном предложении
объединяются противоречащие друг другу явления: Солнце вторые сутки было закрыто тучами, но
жара стояла невыносимая. У союзов а то, а не то, не то выделяется оттенки причины или условия,
которые характерны в большей степени для подчинительной связи: Приходите обязательно
сегодня, а не то я завтра уезжаю на несколько дней в Смоленск.
2 задание: Прочитайте текст.
Далеко за лесом пряталась усадьба чернел старый парк и стоял господский дом с те.. .асой
и в..н..цианскими стеклами.В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал “Остров Сахалин”
и “Дом с мезонином” бесконечно грустный рассказ о любви к милой девушк.. Мисюсь. Чеховская
грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома... Но
Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое бе..надежное горе
отца. У моего отца сразу опустились плечи и затр..елась голова когда ему сказали что умер Чехов...
(По рассказу К. Паустовского “Ильинский омут”) •
Выдели во втором абзаце ключевые слова, создающие настроение грусти.
(Бесконечно грустный, чеховская грусть, сыроватые аллеи, пустые комнаты).
•
•
Найдите три случая гиперболы. Как они связаны с настроением текста?
Какую роль играет наречие в последнем предложении? (Помогает увидеть
стремительность происходящего, моментальную смену облика и настроения человека после
ошеломляющей новости о смерти Чехова)
Для справки
Сложносочиненные предложения в речи:
•
•
•
художественное описание связь между картинами, фактами, чувствами;
повествование плавность, музыкальность речи
Простое предложение подчеркивание отдельных деталей описания
3 задание: В данных предложениях найди грамматические ошибки, подчеркни их
волнистой чертой, на полях поставь букву “Г”. В чем заключается каждая из них? Ответ найди в
материалах для работы, причем пронумеруй их соответственно номерам предложений, где они
допущены. Исправте ошибки устно или письменно.
1.
весна.
2.
С одного дерева на другое перелетали бойкие синицы, но с каждым днем все ближе
Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с
понятием умный связывалась представление о вольнодумстве.
Искали его три дня, но все напрасно, но потом нашли в степи без чувств.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вода уже не казалась холодной и жаль было вылезать на берег.
Оглушительно хлопнула дверь втянутая пружиной и Андрей остался один.
Она и. знала н.жого из присутствующих и и..кто и., знал ее.
Стоило выбрать чересчур восторже..ое выражение и все рухнуло бы.
В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака. (По Д. Г
ранину)
Нужна ли запятая в шестом предложении?
4 задание: Вставьте и объясните пропущенные дефисы, буквы и знаки. Какое
значение имеют здесь союзы а, но? В каких случаях они образуют стилистическую фигуру
антитезу?
1.
Солнце скрылось за пр..тихший сад покинуло пустую гости..ую где оно радостно
бл..стало весь день а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на п.ркете и боже как
мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поз..ним вечером сад чернел за окнами всей своей
таинственной ночной чернотой а я лежал в темной комнате и все глядела на меня в окно, с высоты,
какая (то) тихая звезда... (По И. Бунину “Жизнь Арсеньева”)
2.
Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль... Чуто (чуть) горб..тся
3.
(Примеры по С. Цейтлин)
Материалы для работы
1.
2.
3.
Три простых предложения соединены одним и тем же союзом.
Сопоставляются факты, не связанные друг с другом.
Если союз не только, но и употреблен в сложносочиненном предложении, то оно
должно начинаться с его первой части.
Для справки
Грамматические ошибки ошибки в образовании слов, их форм, а также в построении
словосочетаний и предложений.
Вставь
пропущенные буквы и запятые. Убедись, что в данным предложениях союз и выражает
разнообразные оттенки значений:
последовательность (= затем) действий; противопоставление (= но); причина (= так как); условие
(=если); равенство, тождество (= так же как и).
одновременность (= в то же время) и
На него об..жались и тем не менее люди больше всего нуждались именно в
нравстве..ой его требовательност.. . но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов но в ней это очаровательно.
Но что в ней прекраснее всего это ласковость которая и.ходила из нее так же просто как свет и
тепло из солнца. (А. Куприн “Сказка о затоптанном цветке”)
Убедись, что второй текстописание начинают назывные предложения. Какое
представление о героине описания они у тебя вызывают?
Для справки
•
Стилистическая фигура оборот речи, синтаксическое построение, усиливающее
выразительность речи.
•
Антитеза стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления образов,
состояний, понятий в художественной речи. На противопоставлении (контрасте, антитезе) может
быть основана и композиция литературного произведения, и раскрытие характеров героев.
5 задание: Вставь и объясни пропущенные буквы и запятые. Какие из них ставятся в
сложносочиненных предложениях? Обведи кружком союз и. Одинаково ли звучат предложения с
одиночным союзом и повторяющимися союзами? Прочитай два предложения первого и второго
типа. В чем выразительность каждого?
Мы шли лесом впереди все светлело светлело потом деревья разбежались по
сторонам и нам открылось большое неправдоподобно гладкое розовое под зарей озеро.
Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер мимо болот мимо
наполовину съеде..ых прошлогодних стогов и лес налитой предвечерним стекля..ым светом
расступался перед нами и сквозь его голые деревья сквозь напряже..ые тугие ветви далеко было
видно кругом и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля... (По рассказу Ю. Казакова
“Долгие крики”)
1.
2.
особая интонация,
выделение деталей,
единство перечислении,
широта описания, его “незавершенность”.
Для справки
Многосоюзие:
•
•
•
•
Одиночный союз конечность действия, завершенность описания.
3. Подведение итогов.
Какую же роль играют сложносочиненные предложения в речи?
•
ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между
картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;
•
•
•
Союз И в ССП выражает разнообразные
оттенки значений: одновременность
и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство;
с помощью союзов А , НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру
антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов,
состояний, понятий;
использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию,
позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его
“незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность
описания.
Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"
Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"
Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.