Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"
Оценка 4.9

Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие31ря.doc
Практическое занятие31 Тема: Употребление сложносочиненных предложений в речи Цель: сформировать умение правильного употребления сложносочиненных предложений в речи. Порядок выполнения работы: 1 задание: Изучить теоретический материал: Сложносочиненное предложение ­ сложное предложение, части которого соединяются с помощью сочинительной  связи и сочинительных союзов и являются  равноправными  по смыслу. Особенностью сложных предложений с сочинительной связью является то, что с формальной точки зрения   части   они   равноправны,   чаще   всего   каждая   часть   указывает   на   одновременность   или последовательность действия. Значение одновременности обычно передаётся с помощью союза и и глаголов­сказуемых несовершенного вида в форме одного и того же времени: Верхушки деревьев гнулись  под порывами ветра, и на землю падали пожелтевшие листья и сухие ветки. Значение последовательности передаётся с помощью союза и и глаголов­сказуемых совершенного вида в форме одного и того же времени: Из­за туч выглянула луна, и выступили из тьмы силуэты деревьев и кустов. Сочинительная связь осуществляется с помощью сочинительных союзов, которые делятся на соединительные (и, да (в значении и), ни ­ ни), разделительные (или, либо, то ­ то, не то ­ не то) и противительные (но, да (в значении но), однако, зато, а то, а не то). Соединительные союзы ­ сочинительные союзы, имеющие  значение  «соединения, связи», используются в сложных предложениях очень широко, причём лидирует союз и. Реже используется союз да (в значении и), но он указывает всегда на одновременность действия: Едва слышно шумит тростник, да изредка раздаётся плеск воды. (И. Тургенев). Союз ни ­ ни употребляется в случае отрицательного перечисления: Ни он тебе не позвонит, ни ты ему не напишешь. Разделительные   союзы   ­   сочинительные   союзы,   имеющие   значение   разделения.   У разделительных союзов в сложном предложении выделяются следующие функции: 1) союзы или и либо передают значение взаимоисключения: Октябрь может подарить несколько тёплых дней, или сразу погода испортится. Либо ты выключишь телевизор, либо я уйду к друзьям. 2) союз то ­ то указывает   на   чередование   действий   или   явлений:   Машина   то  двигалась   мягко,   то   её   начинало подбрасывать на ухабах. 3) союз не то ­ не то указывает на трудности в выборе альтернативной информации   из­за   недостаточной   осведомлённости   автора   высказывания:   Не   то   старик   что­то бормотал себе под нос, не то он напевал какую­то неясную мелодию. Противительные   союзы   ­   сочинительные   союзы,   имеющие   значение   противопоставления. Так, союз а при противопоставлении указывает, что одно явление чем­то отличается от другого: Волки питаются в основном мясом, а медведи часто едят ягоды и молодые побеги. Союзы но, да (в значении но), однако, зато категоричнее в противопоставлении, при них в сложном предложении объединяются противоречащие друг другу явления: Солнце вторые сутки было закрыто тучами, но жара стояла невыносимая. У союзов а то, а не то, не то выделяется оттенки причины или условия, которые   характерны   в   большей   степени   для   подчинительной   связи:   Приходите   обязательно сегодня, а не то я завтра уезжаю на несколько дней в Смоленск. 2 задание: Прочитайте текст. Далеко за лесом пряталась усадьба чернел старый парк и стоял господский дом с те.. .асой и в..н..цианскими стеклами.В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал “Остров Сахалин” и “Дом с мезонином” бесконечно грустный рассказ о любви к милой девушк.. Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома... Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое бе..надежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затр..елась голова когда ему сказали что умер Чехов... (По рассказу К. Паустовского “Ильинский омут”) • Выдели   во   втором   абзаце   ключевые   слова,   создающие   настроение   грусти. (Бесконечно грустный, чеховская грусть, сыроватые аллеи, пустые комнаты). • • Найдите три случая гиперболы. Как они связаны с настроением текста? Какую   роль   играет   наречие   в   последнем   предложении?   (Помогает   увидеть стремительность   происходящего,   моментальную   смену   облика   и   настроения   человека   после ошеломляющей новости о смерти Чехова) Для справки Сложносочиненные предложения в речи: • • • художественное описание ­ связь между картинами, фактами, чувствами; повествование ­ плавность, музыкальность речи Простое предложение ­ подчеркивание отдельных деталей описания 3 задание: В данных предложениях найди грамматические ошибки, подчеркни их волнистой чертой, на полях поставь букву “Г”. В чем заключается каждая из них? Ответ найди в материалах  для работы, причем  пронумеруй их соответственно номерам  предложений,  где они допущены. Исправте ошибки устно или письменно. 1. весна. 2. С одного дерева на другое перелетали бойкие синицы, но с каждым днем все ближе Ум   тогда   понимали   не   только   как   просвещенность,   интеллигентность,   но   и   с понятием умный связывалась представление о вольнодумстве. Искали его три дня, но все напрасно, но потом нашли в степи без чувств. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вода уже не казалась холодной и жаль было вылезать на берег. Оглушительно хлопнула дверь втянутая пружиной и Андрей остался один. Она и. знала н.жого из присутствующих и и..кто и., знал ее. Стоило выбрать чересчур восторже..ое выражение и все рухнуло бы. В  зеркальных   стеклах   качались   сосны   и   плыли   грузные   серые   облака.   (По   Д.   Г ранину) Нужна ли запятая в шестом предложении? 4 задание: Вставьте и объясните пропущенные дефисы, буквы и знаки. Какое значение   имеют   здесь   союзы   а,   но?   В   каких   случаях   они   образуют   стилистическую   фигуру антитезу? 1. Солнце скрылось за пр..тихший сад покинуло пустую гости..ую где оно радостно бл..стало весь день а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на п.ркете и боже как мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поз..ним вечером сад чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной комнате и все глядела на меня в окно, с высоты, какая (то) тихая звезда... (По И. Бунину “Жизнь Арсеньева”) 2. Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль... Чуто (чуть) горб..тся 3. (Примеры по С. Цейтлин) Материалы для работы 1. 2. 3. Три простых предложения соединены одним и тем же союзом. Сопоставляются факты, не связанные друг с другом. Если союз не только, но и употреблен в сложносочиненном предложении, то оно должно начинаться с его первой части. Для справки Грамматические ошибки ­ ошибки в образовании слов, их форм, а также в построении словосочетаний и предложений. Вставь пропущенные   буквы   и   запятые.   Убедись,   что   в   данным   предложениях   союз   и   выражает разнообразные оттенки значений: последовательность (= затем) действий; противопоставление (= но); причина (= так как); условие (=если); равенство, тождество (= так же как и). одновременность (= в то же время) и На   него   об..жались   и   тем   не   менее   люди   больше   всего   нуждались   именно   в нравстве..ой его требовательност.. . но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов но в ней это очаровательно. Но что в ней прекраснее всего это ласковость которая и.ходила из нее так же просто как свет и тепло из солнца. (А. Куприн “Сказка о затоптанном цветке”) Убедись,   что   второй   текст­описание   начинают   назывные   предложения.   Какое представление о героине описания они у тебя вызывают? Для справки • Стилистическая фигура ­ оборот речи, синтаксическое  построение, усиливающее выразительность речи. • Антитеза ­ стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления образов, состояний, понятий в художественной речи. На противопоставлении (контрасте, антитезе) может быть основана и композиция литературного произведения, и раскрытие характеров героев. 5 задание:  Вставь  и объясни пропущенные  буквы и  запятые.  Какие  из них ставятся  в сложносочиненных предложениях? Обведи кружком союз и. Одинаково ли звучат предложения с одиночным союзом и повторяющимися союзами? Прочитай два предложения первого и второго типа. В чем выразительность каждого? Мы   шли   лесом   впереди   все   светлело   светлело   потом   деревья   разбежались   по сторонам и нам открылось большое неправдоподобно гладкое розовое под зарей озеро. Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер мимо болот мимо наполовину   съеде..ых   прошлогодних   стогов   и   лес   налитой   предвечерним   стекля..ым   светом расступался перед нами и сквозь его голые деревья сквозь напряже..ые тугие ветви далеко было видно кругом и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля... (По рассказу Ю. Казакова “Долгие крики”) 1. 2. особая интонация, выделение деталей, единство перечислении, широта описания, его “незавершенность”. Для справки Многосоюзие: • • • • Одиночный союз ­ конечность действия, завершенность описания. 3. Подведение итогов. Какую же роль играют сложносочиненные предложения в речи? • ССП   в   художественном   описании,   повествовании   усиливают   связь   между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность; • • • Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство; с   помощью   союзов   А   ,   НО   ССП   могут   образовывать   стилистическую   фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий; использование   в   ССП   многосоюзия   придает   предложениям   особую   интонацию, позволяет   выделить   детали,   единство   перечисления,   показать   широту   описания,   его “незавершенность”;   одиночный   союз,   наоборот,   показывает   конечность   действия,   завершенность описания.

Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"

Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"

Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"

Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"

Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"

Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018