Практическая работа по русскому языку "Употребление сложносочиненных предложений в речи"

  • Контроль знаний
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Иконка файла материала Практическое занятие31ря.doc
Практическое занятие31 Тема: Употребление сложносочиненных предложений в речи Цель: сформировать умение правильного употребления сложносочиненных предложений в речи. Порядок выполнения работы: 1 задание: Изучить теоретический материал: Сложносочиненное предложение ­ сложное предложение, части которого соединяются с помощью сочинительной  связи и сочинительных союзов и являются  равноправными  по смыслу. Особенностью сложных предложений с сочинительной связью является то, что с формальной точки зрения   части   они   равноправны,   чаще   всего   каждая   часть   указывает   на   одновременность   или последовательность действия. Значение одновременности обычно передаётся с помощью союза и и глаголов­сказуемых несовершенного вида в форме одного и того же времени: Верхушки деревьев гнулись  под порывами ветра, и на землю падали пожелтевшие листья и сухие ветки. Значение последовательности передаётся с помощью союза и и глаголов­сказуемых совершенного вида в форме одного и того же времени: Из­за туч выглянула луна, и выступили из тьмы силуэты деревьев и кустов. Сочинительная связь осуществляется с помощью сочинительных союзов, которые делятся на соединительные (и, да (в значении и), ни ­ ни), разделительные (или, либо, то ­ то, не то ­ не то) и противительные (но, да (в значении но), однако, зато, а то, а не то). Соединительные союзы ­ сочинительные союзы, имеющие  значение  «соединения, связи», используются в сложных предложениях очень широко, причём лидирует союз и. Реже используется союз да (в значении и), но он указывает всегда на одновременность действия: Едва слышно шумит тростник, да изредка раздаётся плеск воды. (И. Тургенев). Союз ни ­ ни употребляется в случае отрицательного перечисления: Ни он тебе не позвонит, ни ты ему не напишешь. Разделительные   союзы   ­   сочинительные   союзы,   имеющие   значение   разделения.   У разделительных союзов в сложном предложении выделяются следующие функции: 1) союзы или и либо передают значение взаимоисключения: Октябрь может подарить несколько тёплых дней, или сразу погода испортится. Либо ты выключишь телевизор, либо я уйду к друзьям. 2) союз то ­ то указывает   на   чередование   действий   или   явлений:   Машина   то  двигалась   мягко,   то   её   начинало подбрасывать на ухабах. 3) союз не то ­ не то указывает на трудности в выборе альтернативной информации   из­за   недостаточной   осведомлённости   автора   высказывания:   Не   то   старик   что­то бормотал себе под нос, не то он напевал какую­то неясную мелодию. Противительные   союзы   ­   сочинительные   союзы,   имеющие   значение   противопоставления. Так, союз а при противопоставлении указывает, что одно явление чем­то отличается от другого: Волки питаются в основном мясом, а медведи часто едят ягоды и молодые побеги. Союзы но, да (в значении но), однако, зато категоричнее в противопоставлении, при них в сложном предложении объединяются противоречащие друг другу явления: Солнце вторые сутки было закрыто тучами, но жара стояла невыносимая. У союзов а то, а не то, не то выделяется оттенки причины или условия, которые   характерны   в   большей   степени   для   подчинительной   связи:   Приходите   обязательно сегодня, а не то я завтра уезжаю на несколько дней в Смоленск. 2 задание: Прочитайте текст. Далеко за лесом пряталась усадьба чернел старый парк и стоял господский дом с те.. .асой и в..н..цианскими стеклами.В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал “Остров Сахалин” и “Дом с мезонином” бесконечно грустный рассказ о любви к милой девушк.. Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома... Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое бе..надежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затр..елась голова когда ему сказали что умер Чехов... (По рассказу К. Паустовского “Ильинский омут”)• Выдели   во   втором   абзаце   ключевые   слова,   создающие   настроение   грусти. (Бесконечно грустный, чеховская грусть, сыроватые аллеи, пустые комнаты). • • Найдите три случая гиперболы. Как они связаны с настроением текста? Какую   роль   играет   наречие   в   последнем   предложении?   (Помогает   увидеть стремительность   происходящего,   моментальную   смену   облика   и   настроения   человека   после ошеломляющей новости о смерти Чехова) Для справки Сложносочиненные предложения в речи: • • • художественное описание ­ связь между картинами, фактами, чувствами; повествование ­ плавность, музыкальность речи Простое предложение ­ подчеркивание отдельных деталей описания 3 задание: В данных предложениях найди грамматические ошибки, подчеркни их волнистой чертой, на полях поставь букву “Г”. В чем заключается каждая из них? Ответ найди в материалах  для работы, причем  пронумеруй их соответственно номерам  предложений,  где они допущены. Исправте ошибки устно или письменно. 1. весна. 2. С одного дерева на другое перелетали бойкие синицы, но с каждым днем все ближе Ум   тогда   понимали   не   только   как   просвещенность,   интеллигентность,   но   и   с понятием умный связывалась представление о вольнодумстве. Искали его три дня, но все напрасно, но потом нашли в степи без чувств. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вода уже не казалась холодной и жаль было вылезать на берег. Оглушительно хлопнула дверь втянутая пружиной и Андрей остался один. Она и. знала н.жого из присутствующих и и..кто и., знал ее. Стоило выбрать чересчур восторже..ое выражение и все рухнуло бы. В  зеркальных   стеклах   качались   сосны   и   плыли   грузные   серые   облака.   (По   Д.   Г ранину) Нужна ли запятая в шестом предложении? 4 задание: Вставьте и объясните пропущенные дефисы, буквы и знаки. Какое значение   имеют   здесь   союзы   а,   но?   В   каких   случаях   они   образуют   стилистическую   фигуру антитезу? 1. Солнце скрылось за пр..тихший сад покинуло пустую гости..ую где оно радостно бл..стало весь день а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на п.ркете и боже как мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поз..ним вечером сад чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной комнате и все глядела на меня в окно, с высоты, какая (то) тихая звезда... (По И. Бунину “Жизнь Арсеньева”) 2. Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль... Чуто (чуть) горб..тся 3. (Примеры по С. Цейтлин) Материалы для работы 1. 2. 3. Три простых предложения соединены одним и тем же союзом. Сопоставляются факты, не связанные друг с другом. Если союз не только, но и употреблен в сложносочиненном предложении, то оно должно начинаться с его первой части. Для справки Грамматические ошибки ­ ошибки в образовании слов, их форм, а также в построении словосочетаний и предложений. Вставь пропущенные   буквы   и   запятые.   Убедись,   что   в   данным   предложениях   союз   и   выражает разнообразные оттенки значений: последовательность (= затем) действий; противопоставление (= но); причина (= так как); условие (=если); равенство, тождество (= так же как и). одновременность (= в то же время) и На   него   об..жались   и   тем   не   менее   люди   больше   всего   нуждались   именно   в нравстве..ой его требовательност.. .но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов но в ней это очаровательно. Но что в ней прекраснее всего это ласковость которая и.ходила из нее так же просто как свет и тепло из солнца. (А. Куприн “Сказка о затоптанном цветке”) Убедись,   что   второй   текст­описание   начинают   назывные   предложения.   Какое представление о героине описания они у тебя вызывают? Для справки • Стилистическая фигура ­ оборот речи, синтаксическое  построение, усиливающее выразительность речи. • Антитеза ­ стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления образов, состояний, понятий в художественной речи. На противопоставлении (контрасте, антитезе) может быть основана и композиция литературного произведения, и раскрытие характеров героев. 5 задание:  Вставь  и объясни пропущенные  буквы и  запятые.  Какие  из них ставятся  в сложносочиненных предложениях? Обведи кружком союз и. Одинаково ли звучат предложения с одиночным союзом и повторяющимися союзами? Прочитай два предложения первого и второго типа. В чем выразительность каждого? Мы   шли   лесом   впереди   все   светлело   светлело   потом   деревья   разбежались   по сторонам и нам открылось большое неправдоподобно гладкое розовое под зарей озеро. Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер мимо болот мимо наполовину   съеде..ых   прошлогодних   стогов   и   лес   налитой   предвечерним   стекля..ым   светом расступался перед нами и сквозь его голые деревья сквозь напряже..ые тугие ветви далеко было видно кругом и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля... (По рассказу Ю. Казакова “Долгие крики”) 1. 2. особая интонация, выделение деталей, единство перечислении, широта описания, его “незавершенность”. Для справки Многосоюзие: • • • • Одиночный союз ­ конечность действия, завершенность описания. 3. Подведение итогов. Какую же роль играют сложносочиненные предложения в речи? • ССП   в   художественном   описании,   повествовании   усиливают   связь   между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность; • • • Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство; с   помощью   союзов   А   ,   НО   ССП   могут   образовывать   стилистическую   фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий; использование   в   ССП   многосоюзия   придает   предложениям   особую   интонацию, позволяет   выделить   детали,   единство   перечисления,   показать   широту   описания,   его “незавершенность”;   одиночный   союз,   наоборот,   показывает   конечность   действия,   завершенность описания.