Практическая работа по русскому языку "Употребление союзов в простом и сложном предложении"
Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие20ря.doc
Практическое занятие20
Тема: Употребление союзов в простом и сложном предложении.
Союзы как средство
связи предложений в тексте
Цель: повторить и систематизировать сведения о союзах, их употреблении.
Порядок выполнения работы:
1 задание: Изучить теоретический материал.
Союзы служебная часть речи, оформляющая связь между отдельными предложениями в
тексте, в сложном предложении, а также между словоформами в составе предложения. Союзы
оформляют такие виды синтаксических отношений, как соединительные (и, а также),
разделительные (или, то .. .то), сопоставительные ( тогда как, если...то), сравнительные (как,
словно, будто), изъяснительные (что, чтобы, якобы), пояснительные (то есть, а именно), временные
(когда, с тех пор как), условные (если), причинные (потому что, поскольку), уступительные и
противительные (но, зато, хотя, вопреки тому что), ограничительные ( только, разве что),
градационные ( не только ... но и, если не .. .то).
По составу союзы делятся на простые (однословные) и составные (неоднословные). По
числу занимаемых в предложении позиций все союзы делятся на одноместные, которые
располагаются между соединяемыми частями текста, и неодноместные. Неодноместные союзы, в
свою очередь, делятся на многоместные (повторяющиеся): и...
и... и..., да... да...да..., то...то...то... и др.; и двухместные (парные): если ... то, постольку ...
поскольку, хотя и ... но и другие.
По синтаксическим свойствам все союзы делятся на сочинительные, указывающие на
относительную самостоятельность связываемых единиц, и подчинительные, выражающие
зависимость одной единицы от другой.
Соединительные: и, да(=и), и... и..., не только... но и, как... так и,
Союзные слова это разряд местоименных вопросительных слов, которые совмещают
свойства знаменательной и служебной части речи, так как, с одной стороны, служат для связи
предложений, в большинстве случаев подчинительной, с другой стороны, являются полноправными
членами предложения. Выделяют неизменяемые союзные слова: сколько, где, когда, откуда, куда,
зачем; и изменяемые: кто, который, чей, какой, по своей частеречной принадлежности союзные
слова чрезвычайно сильно связаны с относительными местоимениями.
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
1.
также, тоже
2.
3.
4.
5.
6.
В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть
Разделительные: или, либо, то.. .то, не то... не то, или... или, то ли... то ли
Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
Градационные: не только, но и, не столько... сколько, не то чтобы... а
Пояснительные: то есть, а именно
Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
лишь.
2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что,
вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
3. Условные: если (кабы, коли, ежели устар.), если бы, раз, как скоро
4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем
чтобы
5. Следствия: так что
6. Уступительные : хотя, несмотря на то что
7. Сравнительные:
как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
8. Изъяснительные: что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также
изъяснительные союзы: что, как, чтобы
1 задание: Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Однако, поэтому, это, потому что, хотя
(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины
территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей
Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими
размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и
газа. (З)Именно <...> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое
внимание.
2 задание:
Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические,
морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?
На дюнах
Я живу в маленьком доме на дюнах. Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с
высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по
соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти
по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета
остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь
незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что ктото их поднимает и осторожно следит за
тобой.
Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на
море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега.
Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)
3 задание: Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты.
Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.
I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны,
и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит
памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей
синевы: моря и неба.
II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца
не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный
курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и
кротким, дали нежноголубыми и глубокими.
III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные
тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3)
Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.
5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени
берега вода иссинягустая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — ктото добавил в озеро
синевы.
4 задание: Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи
предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.
В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который
был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен
в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без
книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.
Практическая работа по русскому языку "Употребление союзов в простом и сложном предложении"
Практическая работа по русскому языку "Употребление союзов в простом и сложном предложении"
Практическая работа по русскому языку "Употребление союзов в простом и сложном предложении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.