Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"
Оценка 5

Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"

Оценка 5
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие14ря.doc
Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание Практическое занятие14 причастиями. Правописание ­Н­ и ­ПП­ в причастиях и отглагольных НЕ с прилагательных Цель: закрепить правописание причастий. Порядок выполнения работы: 1задание: Изучите теоретический материал и образование причастий (ТАБЛ.№1) Теоретический материал Причастие ­ знаменательная часть речи, обозначающая признак лица, предмета, явления по действию; отвечает на вопросы какой? каков?; в предложении выполняют роль определений или сказуемых: Девушка поправила растрёпанные ветром волосы. Задача решена вовремя. Часто причастию отказывают в праве считаться частью речи, называя его формой глагола. Так   называют   причастия   школьные   программы.   Однако   если   исходить,   как   это   видно   из определения, есть все признаки самостоятельности: особенности значения, совокупность вопросов, роль в предложении. У причастия есть признаки, унаследованные у глагола (причастия образуются только от глаголов), и признаки, сходные с признаками, характеризующими имена прилагательные. Так, от глагола причастие имеет переходность ­ непереходность: читающий газету господин ­ сидящий на стуле   господин;   возвратность   ­   невозвратность:   подросток,   крутящий   педали   велосипеда   ­   пёс, крутящийся под ногами; вид: решивший 26 задачу   учёный  ­   учёный,   решающий   задачу;   залог  (действительный   и   страдательный):   пишущий новый роман писатель ­ роман, написанный модным писателем. От прилагательного причастие  взяло признаки рода, числа, падежа: спрятанная в шкаф кофта; спрятанные на зиму вещи; о спрятанных на зиму вещах. Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: Стиранное в машине бельё. Бельё стирано в машине. Достаточно   спорным   является   вопрос   о   различении   причастий   и   отглагольных прилагательных.   Если   большинство   признаёт   различие   в   паре   стиранное   в   машине   бельё (страдательное   причастие)   ­  стиранное   бельё   (прилагательное),   то  в   паре   блестящая   на   солнце поверхность   ­   блестящая   поверхность   опять   же   большинство   видит   только   действительное причастие. Отсюда в учебниках закрепилась доктрина о том, что суффиксы ­ущ, ­ющ, ­ащ, ­ящ образуют причастия, а соответственно ­уч, ­юч, ­ач, ­яч ­ прилагательные, то есть на современное состояние языка переносят процессы, которые существовали в прошлом. Большинство же слов с этими   суффиксами   образовались   от   глаголов   давно,   причём   все   они   были   по   происхождению причастиями. В современном языке суффиксы ­уч, ­юч, ­ач, ­яч от глаголов новых слов не образуют вообще, а слова, образованные от глаголов с помощью суффиксов ­ущ, ­ющ, ­ащ, ­ящ, в зависимости от контекста будут или причастиями (если есть зависимое слово, проявляющее значение причастия как   признака   по глаголу):   мощённая  булыжником   дорога,   или  отглагольными  прилагательными (которые обозначают только качество): отглагольному прилагательному всегда почти можно подобрать синоним: блестящая ~ глянцевитая ~ лоснящаяся ~ атласная ~ сверкающая поверхность; мощёная ~ ровная, ухоженная ~ аккуратная ~ прочная дорога. Такое понимание позволяет не только снять противоречия в теории, но и легче решать   прикладные   вопросы,   в   частности   объяснять   различие   в   орфографии   причастий   и прилагательных. мощёная дорога. К Таблица№1 Вил причастия Действитель- ное причастие настоящего времени Действитель- ное причастие прошедшего времени Основа Только от глаго- лов несов. вида, от основы на- стоящего вр. От глаголов не- сов. вида, от ос- новы прош. вр. От глаголов сов. вида, от основы прош. вр. Пишущий, де- Поимео С V<±) <±) И -ущ (ющ) 1 спр. лаю! ПИЙ -ащ (ящ) 2 спр. П оворящий, -ecu- (основа на СПОПЯ1 1 1ИЙ гласный ") лав! 1 1ИЙ -си- (основа на -GUJ — (основа -си- (основа на -ом- 1 спр. ос- согласны й") согласны й") на гласный) Писавший, де- Страдательное причастие на- стоящего вре- мени Только от неко- торых переход- ных глаголов несов. вида, ос- нова наст. вр. Страдательное причастие прошедшего времени Только от неко- торых переход- ных глаголов несов. и сов. ви- да, основа прош. вр. нова на твер- дый согл. нова на -/- -ом- 1 спр. ос- -им- 2 спр. -они- 1 спр. на со гл а сн ы й, -анн(янн) 1 спр. 2 спр. —т— 1 спр. на на cyct>- гл. -а- корневой глас- ный Берегший, ведший Напи са в ш и й, сделавший Оберегший, пои вел 1 1 1 и й Ведомый, не- сомый Изучаемый, делаемый Гонимый, слы- шимый Взволнованный, запеченный, заношенный Сделанный, настоянный Выбритый, мытый, лоты й по- раско- 2 задание: Образуйте форму страдательного причастия прошедшего времени при помощи суффиксов ­нн­, ­енн­ (­ённ­), ­т­ от данных глаголов. Засеять, брить, хвалить, вырастить, наградить, привести, скосить, вытереть, исправить. 3 задание:  Образуйте   от   существительных   и   глаголов   прилагательные   по   образцу: кожа — кожаный: песок, рожь; барабан — барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань; глина — глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф; вязать — вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать; валять — валяный: веять, паять, сеять, стрелять. 4 задание: Графически объясните написание и и ин в словах: кошеный   луг   ­   некошеный,   скошенный   и   кошенный   по   росе   луг;   выкрашенный   забор   ­ крашеный   —   давно   не   крашеный   —   некрашеный;   нетканая   скатерть   —   тканная   золотом   — сотканная — несотканная; раненый воин — раненный в бою — легкораненый — поранены плугом; жженый сахар — полусожженная рукопись — выжженная пустыня. 5 задание: Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов ­ость­, ­ ний­, ­ений­ существительные, обозначьте орфограммы. Сдержа_ый,   рассмотре_ый,   опубликова_ый,   плавле_ый,   расплавле_ый,   консервирова   ый, суше ый, кале ый, вяза ый, вороне ый, усовершенствова ый, да ый, несмышлё_ый, свяще_ый. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы. Каме_ый,   сви_ой,   рья_ый,   мороз_ый,   осе_ий,   дли_ый,   ю_ый,   весе_ий,   ра_ий,   со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио ый, воро ий, пога ый. 6 задание: Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.Краше ый в синий цвет, посаже   ый   под   икону   гость,   посаже_ый   отец,   прида_ое   невесты,   улицы   пусты_ы,   прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети. 7 задание:  Образуйте   от   данных   глаголов   краткие   причастия   и   наречия,   составьте словосочетания и запишите их. Образец: запутать — шерсть запутана, говорить запутанно. Организовать,   сосредоточить,   оживить,   заслужить,   напрячь,   вдохновить,   возбудить, рассеять, взволновать, осудить. 8 задание: Объясните написание следующих слов (покажите графически). Кошеный луг ­ нескошенный луг. Крашеное изделие ­ давно не крашенный забор. Плетенная умельцем корзина — корзина не сплетена. Купленный хлеб — раненый солдат. Данный пример — тканый узор. 9 задание: Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы. Лица моряков озабочеы и серьезны; кваше ая капуста; мы ограниче ы во времени; вышли организовав; озабоче ы состоянием больного; кваше ы в бочке; вести себя сдержао; подростки неуравновешаы  и  вспыльчивы;   неуравновешеость  и  несдержа  ость;  невыпече  ый  хлеб;   невестио прида ое; пече ая тыква. 10 задание: Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами: Воспитаны — воспитанны, изолированы — изолированны, рассеяны — рассеянны, сдержаны ­ сдержанны. 1 Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо. 1задание: Объясните разницу в написании однокоренных слов. Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы. Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачётом. Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание. Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутана и неясна.

Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"

Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"

Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"

Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"

Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"

Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018