Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"
Оценка 5
Контроль знаний
doc
русский язык
Взрослым
06.03.2018
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие14ря.doc
Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание
Практическое занятие14
причастиями. Правописание Н и ПП в причастиях и отглагольных
НЕ с
прилагательных
Цель: закрепить правописание причастий.
Порядок выполнения работы:
1задание: Изучите теоретический материал и образование причастий (ТАБЛ.№1)
Теоретический материал
Причастие знаменательная часть речи, обозначающая признак лица, предмета, явления по
действию; отвечает на вопросы какой? каков?; в предложении выполняют роль определений или
сказуемых: Девушка поправила растрёпанные ветром волосы. Задача решена вовремя.
Часто причастию отказывают в праве считаться частью речи, называя его формой глагола.
Так называют причастия школьные программы. Однако если исходить, как это видно из
определения, есть все признаки самостоятельности: особенности значения, совокупность вопросов,
роль в предложении.
У причастия есть признаки, унаследованные у глагола (причастия образуются только от
глаголов), и признаки, сходные с признаками, характеризующими имена прилагательные. Так, от
глагола причастие имеет переходность непереходность: читающий газету господин сидящий на
стуле господин; возвратность невозвратность: подросток, крутящий педали велосипеда пёс,
крутящийся под ногами; вид: решивший
26 задачу учёный учёный, решающий задачу; залог (действительный и страдательный): пишущий
новый роман писатель роман, написанный модным писателем.
От прилагательного причастие взяло признаки рода, числа, падежа: спрятанная в шкаф
кофта; спрятанные на зиму вещи; о спрятанных на зиму вещах. Страдательные причастия имеют
полную и краткую форму: Стиранное в машине бельё. Бельё стирано в машине.
Достаточно спорным является вопрос о различении причастий и отглагольных
прилагательных. Если большинство признаёт различие в паре стиранное в машине бельё
(страдательное причастие) стиранное бельё (прилагательное), то в паре блестящая на солнце
поверхность блестящая поверхность опять же большинство видит только действительное
причастие. Отсюда в учебниках закрепилась доктрина о том, что суффиксы ущ, ющ, ащ, ящ
образуют причастия, а соответственно уч, юч, ач, яч прилагательные, то есть на современное
состояние языка переносят процессы, которые существовали в прошлом. Большинство же слов с
этими суффиксами образовались от глаголов давно, причём все они были по происхождению
причастиями. В современном языке суффиксы уч, юч, ач, яч от глаголов новых слов не образуют
вообще, а слова, образованные от глаголов с помощью суффиксов ущ, ющ, ащ, ящ, в зависимости
от контекста будут или причастиями (если есть зависимое слово, проявляющее значение причастия
как признака по глаголу): мощённая булыжником дорога, или отглагольными прилагательными
(которые обозначают только качество):
отглагольному прилагательному всегда почти можно подобрать синоним: блестящая ~ глянцевитая
~ лоснящаяся ~ атласная ~ сверкающая поверхность; мощёная ~ ровная, ухоженная ~ аккуратная ~
прочная дорога. Такое понимание позволяет не только снять противоречия в теории, но и легче
решать прикладные вопросы, в частности объяснять различие в орфографии причастий и
прилагательных.
мощёная дорога. К
Таблица№1
Вил причастия
Действитель-
ное причастие
настоящего
времени
Действитель-
ное причастие
прошедшего
времени
Основа
Только от глаго-
лов несов. вида,
от основы на-
стоящего вр.
От глаголов не-
сов. вида, от ос-
новы прош. вр.
От глаголов сов.
вида, от основы
прош. вр.
Пишущий, де-
Поимео
С V<±) <±) И
-ущ (ющ) 1 спр.
лаю! ПИЙ
-ащ (ящ) 2 спр. П оворящий,
-ecu- (основа на
СПОПЯ1 1 1ИЙ
гласный ")
лав! 1 1ИЙ
-си- (основа на
-GUJ — (основа
-си- (основа на
-ом- 1 спр. ос-
согласны й")
согласны й")
на гласный)
Писавший, де-
Страдательное
причастие на-
стоящего вре-
мени
Только от неко-
торых переход-
ных глаголов
несов. вида, ос-
нова наст. вр.
Страдательное
причастие
прошедшего
времени
Только от неко-
торых переход-
ных глаголов
несов. и сов. ви-
да, основа прош.
вр.
нова на твер-
дый согл.
нова на -/-
-ом- 1 спр. ос-
-им- 2 спр.
-они- 1 спр. на
со гл а сн ы й,
-анн(янн) 1 спр.
2 спр.
—т— 1 спр. на
на cyct>- гл.
-а-
корневой глас-
ный
Берегший,
ведший
Напи са в ш и й,
сделавший
Оберегший, пои
вел 1 1 1 и й
Ведомый, не-
сомый
Изучаемый,
делаемый
Гонимый, слы-
шимый
Взволнованный,
запеченный,
заношенный
Сделанный,
настоянный
Выбритый,
мытый,
лоты й
по-
раско-
2 задание: Образуйте форму страдательного причастия прошедшего времени при помощи
суффиксов нн, енн (ённ), т от данных глаголов.
Засеять, брить, хвалить, вырастить, наградить, привести, скосить, вытереть, исправить.
3 задание: Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:
кожа — кожаный: песок, рожь;
барабан — барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;
глина — глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;
вязать — вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
валять — валяный: веять, паять, сеять, стрелять.
4 задание: Графически объясните написание и и ин в словах:
кошеный луг некошеный, скошенный и кошенный по росе луг; выкрашенный забор крашеный — давно не крашеный — некрашеный; нетканая скатерть — тканная золотом —
сотканная — несотканная; раненый воин — раненный в бою — легкораненый — поранены плугом;
жженый сахар — полусожженная рукопись — выжженная пустыня.
5 задание: Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов ость, ний, ений
существительные, обозначьте орфограммы.
Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова ый,
суше ый, кале ый, вяза ый, вороне ый, усовершенствова ый, да ый, несмышлё_ый, свяще_ый.
Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.
Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый,
шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио ый, воро ий, пога
ый.
6 задание: Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.Краше ый в синий цвет,
посаже ый под икону гость, посаже_ый отец, прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый
командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.
7 задание: Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте
словосочетания и запишите их.
Образец: запутать — шерсть запутана, говорить запутанно.
Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить,
рассеять, взволновать, осудить.
8 задание: Объясните написание следующих слов (покажите графически).
Кошеный луг нескошенный луг. Крашеное изделие давно не крашенный забор.
Плетенная умельцем корзина — корзина не сплетена. Купленный хлеб — раненый солдат. Данный
пример — тканый узор.
9 задание: Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабочеы и серьезны; кваше ая капуста; мы ограниче ы во времени; вышли
организовав; озабоче ы состоянием больного; кваше ы в бочке; вести себя сдержао; подростки
неуравновешаы и вспыльчивы; неуравновешеость и несдержа ость; невыпече ый хлеб; невестио
прида ое; пече ая тыква.
10 задание: Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
Воспитаны — воспитанны, изолированы — изолированны, рассеяны — рассеянны,
сдержаны сдержанны. 1
Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.
1задание: Объясните разницу в написании однокоренных слов.
Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачётом.
Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутана и неясна.
Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"
Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"
Практическая работа по русскому языку "Употребление суффиксов и окончаний причастий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.