Процедуры отслеживания метапредметных результатов
Защита индивидуального проекта.
Тематические проверочные работы по всем предметам.
Обязательные составляющие системы внутришкольного мониторинга ОУ:
стартовая диагностика;
текущее выполнение учебных иссделований и учебных проектов;
промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе (при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом, использованием ИКТ, на основе саморегуляции, самоорганизации);
защиты итогового индивидуального проекта.
Краткая историческая справка
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В.Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.
С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию.
В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века
Что такое проект
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Постановка проблемы.
Выдвижение гипотез - путей решения.
Деление на группы.
Планирование деятельности.
Выбор форм продукта
Подготовка продукта:
Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта
7. Выбор формы презентации
8. Подготовка презентации
9. Презентация
10. Самоооценка и самоанализ.
6
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
7
Классификация проектов по прдолжительности
Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
8
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
у учащегося формируется чувство ответственности;
учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта;
формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс
9
в группе формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
на каждом этапе работы, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе;
в проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;
элемент соревновательности повышает мотивацию
Преимущества
индивидуальных групповых
проектов проектов
П.2.5. ПОЛОЖЕНИЯО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ ГИМНАЗИИ №10
Руководителями проектов учащихся являются учителя, преподаватели музыкальных и хореографических дисциплин, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, педагоги дополнительного образования, педагоги, реализующие курсы внеурочной деятельности в гимназии в рамках ФГОС ООО.
П.3.18. Положения
18. Типы и формы представления итогового индивидуального проекта в гимназии:
Практико-ориентированный проект;
Исследовательский проект;
Информационный проект;
Творческий проект;
Ролевой проект.
Описание возможного продукта проектной деятельности
Web-сайт, Web-страничка своего класса, отделения гимназии и т.д.;
отчет исследовательской экспедиции;
план, карта путешествия, видеоотчёт о путешествии;
рекламный ролик на «School-TV»;
сценарий моноспектакля;
учебное пособие, газета, журнал, атлас, карт, справочник, мультимедийный продукт; модель, костюм и т.д.;
видеофильм;
нотный текст авторского музыкального произведения, аудио-, видеозапись;
конспект хореографического номера (соло); видеозапись;
материалы художественной выставки, видеоотчёт;
научный доклад;
сценарий игры (интеллектуальной, спортивной, деловой и т.д.); праздника; экскурсии и т.д.
Паспорт проекта
название проекта;
руководитель проекта;
консультант (ы) проекта;
учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;
учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой и т.д.);
заказчик проекта;
цель проекта (практическая);
задачи проекта (2-4 задачи);
Паспорт проекта
вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участнику в ходе его выполнения);
необходимое оборудование;
аннотация проекта (актуальность проекта, значимость на уровне гимназии и социума, личностная ориентация; рассказ о своей работе с целью заинтересовать читателей, показать специфику, значение данной проектной работы);
предполагаемые продукты проекта;
график работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы, содержание работы, выход);
Пояснительная записка
цель , назначение проекта, исходный замысел;
краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
список использованных источников;
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
Требования к публичной защите работы:
Публичная защита проекта проводится самим автором.
Время для защитного слова - до 10 минут вместе с ответами на вопросы аттестационной комиссии (5-7 минут на защитное слово, 3-5 минут на вопросы членов аттестационной комиссии).
Содержание и композиция публичной защиты проекта - инициативное и творческое право его авторов, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие позиции:
Обоснование выбранной темы - её актуальность и степень исследованности.
Определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения.
Требования к публичной защите работы:
Краткое содержание (обзор) выполненной работы с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах.
Обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем.
Рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
В публичной защите проекта допускается использование дополнительной печатной рекламно-пояснительной продукции (программа, аннотация, рекомендательные письма и т.д.).
.
Отзыв руководителя
Краткая характеристика работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
- инициативность и самостоятельность;
- ответственность (включая динамику отношения к выполняемой работе);
- исполнительская дисциплина;
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
актуальность темы и ее практическая значимость;
объем проработанного материала и глубина проработки;
оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений;
уровень самостоятельности учащихся при работе над
проектом, качество оформления работы;
четкость и доступность выступления;
глубина и широта знаний по проблеме;
продемонстрированная в ходе презентации, качество ответов на вопросы;
артистизм и умение заинтересовать аудиторию;
использование наглядных и технических средств.
21
Критерии оценивания сформированности навыков проектной деятельности
Фамилия , имя учащегося | ФИО руководителя | Оценка деятельности учащегося руководителем проекта | Способность к самостоятельному приобретению знаний и решений | Сформированность предметных знаний и способов действий | Сформированность регулятивных действий | Сформированность коммуникативных действий | Оформление проектной папки | Сумма балов | Уровень сформированности | Отметка | |
1 | Атлякина Анна | Болдырева Г.Н | 3 | 18 | высокий | 5 | |||||
2 | Биктиримова Юлия | Егорова Т.В | 2 | 1 | 2 | 11 | базовый | 3 | |||
3 | Бурганова Ангелина | Жукова Е.А | 3 | 2 | 1 | 12 | повышенный | 4 |
Критерии оценивания сформированности навыков проектной деятельности
Опасность переоценивания результата проекта и недооценивания самого процесса ;
При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат;
Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем ;
Отсутствие навыков и умений у учащихся 5-6 классов создания компьютерной презентации;
Учащиеся не владеют методиками анкетирования;
Перегруженность учителей, курирующих более 10 проектов;
Трудности включения в работку учащихся, зачисленных в школу в течение года.
24
ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ
Результативность внедрения ФГОС НОО и ООО (руководство проектной деятельностью учащихся для 3,4,5,6 классов)
«5»
5*n*5=5*14*5=350
«4»
4*n*4=4*2*4=32
«3»
3*n*3=3*1*3=9,
где n – количество человек.
Например, на «5» – 5 учащихся
5*5*5=125 баллов
В этом учебном году вводится система бонусов для педагогов, которые берут на себя руководство более чем 10 проектами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.