Практические работы для прохождения курсов по ФГОС биология
Оценка 4.6

Практические работы для прохождения курсов по ФГОС биология

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
биология
24.10.2022
Практические работы для прохождения курсов по ФГОС  биология
Практические работы по прохождению курсов по ФГОС
Практические работы.docx

Практическая работа №1.

Сравнительная таблица Сравнительный анализ требований к результатам освоения программ по ФГОС ООО и универсальному кодификатору (УК).

Предмет

Параметр сравнительного анализа

ФГОС ООО

УК

Вывод

Биология

5 класс

Перечень распределенных проверяемых элементов содержания (на примере одного из классов)

1) формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;      

2) умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;

 3) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

4) понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;

5) умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;

6) умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;

7) умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека;

8) сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;

9) сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;

10) сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления;

11) умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;

12) умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;

13) понимание вклада российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук;

14) владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;

15) умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;

16) умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;

 17) сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

18) умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;      19) овладение приемами оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными.

Биология – наука о живой природе:

Понятие о жизни. Сходство и различия живого и неживого. Живая и неживая природа – единое целое

Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии. Значение биологических знаний для современного человека

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии

Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Поиск информации с использованием различных источников информации

Методы изучения живой природы:

Научный метод изучения живой природы. Метод наблюдения в биологии. Увеличительные приборы. Устройство светового микроскопа, цифрового микроскопа и правила работы с ними

Метод описания в биологии

Метод классификации организмов

Метод измерения

Экспериментальный метод в биологии и его особенности

Организмы – тела живой природы:

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов

Процессы жизнедеятельности организмов. Организм – единое целое

Классификация организмов. Особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий. Вирусы – неклеточные формы жизни

Организмы и среда обитания:

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов

Приспособленность организмов к среде обитания. Выявление приспособлений организмов к условиям разных сред обитания

Организмы в природных сообществах:

Понятие о природном сообществе. Природные и искусственные сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Взаимосвязи между организмами в искусственном сообществе

Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные

Живая природа и человек:

Человек – часть живой природы. Хозяйственная деятельность человека в живой природе. Охрана живой природы

В ФГОС ООО 2021 года проверяемые элементы содержания прописаны наиболее четкие критерии оценивания результатов, чем в кодификаторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №2:

«Анализ с позиции системно-деятельностного подхода видеофрагментов учебных занятий».

Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Биология 6 класс.

Транспорт веществ в живых организмах. Передвижение веществ в растениях

Актуализирует знания учащихся. Создает ситуацию, в которой дети рассматривают особенности транспорта веществ в растениях,С помощью наглядных опытов и наводящих вопросов помогает учащимся установить связи между строением и функциями проводящих систем,выявить значение движения веществ в растениях формирует интерес к изучению природы, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся.развивает логику и дает возможность  практического применения полученных знаний. Осуществляет закрепление изученногообучающихся и рефлексию.

Грамотно строят устные высказывания, аргументированно доказывают свою точку зрения, решают проблемы творческого характера.

Фронтальный опрос, беседа

Умеют слушать и отвечать на вопросы учителя, участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Умеют вести диалог.

Формулирование наводящих и уточняющих вопросов.

В конце урока определяют значимость урока и уровень полученных знаний.          

Рефлексия.

Учебное занятие не по всем критериям соответствует уроку в контексте СДП. На этапе целеполагания не в совместной деятельности сформулирована цель урока. Не было индивидуализации и дифференциации материала.

Дидактическое оснащение учебного занятия достаточное и целесообразное. Решение познавательных задач на уроке присутствует. Учителем создана атмосфера доверия, доброжелательности, одобрения и поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №3:

«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».

 

Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП

 

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

«Биология. 5 класс» УМК В.В. Пасечника «Линия жизни»

Введение. Биология как наука.

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет)

Полностью соответствует элементам содержания ПРП

 

Организмы — тела живой природы Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология  — наука о клетке. Клетка  — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), класс

Полностью соответствует элементам содержания ПРП ( избыточное по отдельным вопросам)

 

Организмы и среда обитания   Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Лабораторные и практические работы Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсии или видеоэкскурсии Растительный и животный мир родного края (краеведение).

Полностью соответствует элементам содержания ПРП

 

Природные сообщества

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные. Лабораторные и практические работы Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.). Экскурсии или видеоэкскурсии 1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.). 2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ

Отсутствие элементов содержания

 

Живая природа и человек

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека

Отсутствие элементов содержания

 

 

 

 

 

Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по                                                             видам формируемых метапредметных результатов.

Биология, 5 класс

УМК Биология 5 класс, В.В. Пасечник

Учебное задание

Метапредметные результаты

 

 

- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

- устанавливать существенные признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Практическая работа №4

 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»

Требования к содержанию учебного занятия:  Биология — наука о живой природе. (Биология 5-6 класс. Пасечник)

 

Составные части учебного занятия

Содержание

Тема учебного занятия

Биология — наука о живой природе.

Цели учебного занятия

задачи учебного занятия

 

формирование  знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.

- сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;

- раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека;

- показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой.

Планируемые результаты обучения

 

1)                 Планируемые результаты обучения.

Личностные:

отношение к биологии как к важной составляющей культуры,понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке.

Метапредметные:

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

Работа с информацией

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами;

Универсальные коммуникативные действия

Общение

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах.

Совместная деятельность (сотрудничество)

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению,выполнять свою часть работы.

Предметные:

- характеризовать биологию как науку о живой природе;

- называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;

- перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией;

Краткое учебное содержание

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.

Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.).Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.

Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием раз-

личных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет).

Виды организации учебной деятельности

 

Фронтальная. Групповая. Индивидуальная.

Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами (словесные, Наглядные, репродуктивные).Беседа.

Применение биологических терминов и понятий (Составление словаря терминов и понятий (книга умных мыслей): живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др. (словесные, наглядные). Парная

Обсуждение признаков живого (репродуктивная работа). Коллективная.

Сравнение объектов живой и неживой природы (индуктивные и дедуктивные методы). Парная. Взаимообъяснение.

Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека (практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы).Индивидуальная.

Учебные задания для разных этапов учебного занятия

Фронтальная беседа

Что такое природа? Чем живое отличается от неживого? Где обитают живые организмы? Какая наука изучает жизнь? Какие еще дисциплины изучают живое?

Групповая работа

Распределите организмы по царствам

Сравнение объектов живой и неживой природы.

Индивидуальная работа

Для того чтобы лучше усвоить материал параграфа, составьте  план материалу «Значение биологии».

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

1. Проанализируйте рисунок 2 «Схема пищевой цепи». Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности. Сравните предложенную вами пищевую цепь с пищевыми цепями, составленными вашими товарищами по классу. Выясните, какое число живых организмов представлено в наиболее длинной пищевой цепи.

2. Составить список профессий, где необходимы знания биологии.

 

 

 

Практическая работа№5

 «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы».

Задание 1. Прочитайте текст «Жизненные формы растений»

Жизненные формы растений. Жизненная форма – это общий облик растения. Среди цветковых растений различают несколько основных жизненных форм.   Деревья – ель, сосна, берѐза, дуб – имеют многолетние одревесневающие ствол и крону, образованную ветвями. Основная форма ствола – прямостоячая, что обеспечивает формирование из деревьев лесов. Однако в холодной зоне встречаются деревья с полегающими, стелющимися стволом и кроной, а в тропиках – древовидные лианы. Кустарники имеют несколько многолетних одревесневших стволиков. Среди кустарников, как и среди деревьев, встречаются прямостоячие (крушина, лещина), стелющиеся (карликовая ива), лиановидные (лимонник) формы. В лесах кустарники входят в состав подлеска. Однако встречаются и чистые кустарниковые заросли. Травянистые растения (травы) бывают многолетними и однолетними. Первые имеют отмирающие каждый год надземные части и сохраняющиеся подземные – корни, корневища, клубни, луковицы. К многолетним травам относят клевер, пырей, тюльпан. Однолетние травы не имеют органов вегетативного возобновления и отмирают после цветения и плодоношения целиком, вместе с корневой системой, оставляя только семена. Однолетние травы – это пастушья сумка, фиалка, дикая редька. Травы входят в состав луговых сообществ и травянистого яруса лесов. Много среди трав сорняков, произрастающих на полях и огородах. 2. Заполните в таблице

«Сравнение жизненных форм растений» графы, обозначенные номерами 1, 2, 3.

 

 

 

Задание 2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в               которых сделаны ошибки, объясните их.

1.   Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нель- зя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются неко- торые черты сходства с ними.

2.   Все грибы многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

3.   По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотро- фы, сапротрофы, хищники, паразиты.

4.   Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5.   Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Задание 3. Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного.

1)  луб

2)  камбий

3)  сердцевина

4)  древесина

5)  пробка

 

Задание 4  Сравнение

1.     Сравните строение амебы мха и папоротника.

                                       

2.   Заполните сравнительную таблицу.

Растения и животные.

Сходства

Различия


Задание 5. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны: грибы (1) или лишайники (2)

 

А) выделяют в особое царство

Б) тело представляет собой слоевище

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – авто-гетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

Задание 6 .Обобщение

 

1. Что является лишним в данном перечне:

Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. Яблоко, яблоня, осина, береза.

Задание 7. Проведение аналогий

1.   Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие

Растение лист = клетка - ?

a.   А корень                               В – пестик

b.   Б стебель                              Г – ядро

 

Задание 8 .  О чем идет речь?

 

Фотосинтез, неподвижность, хлоропласты, автотрофы - ? (растения)

Производители, потребители, разрушители - ? (биоценоз)

Воздух, вода, свет, температура - ? (абиотические факторы)

 

 

 

 

Задание 9 . Рассмотрите рисунок, какой процесс жизнедеятельности растения                                   изображен на нем?


Задание 10 . Опознание.Подпишите части растительной клетки.


Задание 11 Аналогия.

 

1. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

       Растение лист = клетка - ?

А корень  Б – пестик    В стебель    Г – ядро

              Задание 12 Обобщение

 

1. Что является лишним в данном перечне:

Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии.

 Яблоко, яблоня, осина, береза.

Задание 13. Закончите составление текста на тему «Царство Грибы», в котором даны первое (1) и последнее (9) предложения. Расположите приведенные в правой колонке таблицы 2 семь предложений в такой последовательности, чтобы текст получился логически связным. В ответе запишите соответствующую последовательность номеров предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 14 . В приведенном ниже списке выберите и подчеркните объекты живой и неживой природы  одной чертой природные тела, двумя – живой природы .

Скала,  птица

Дерево , река

Снежинка , ромашка

Холм , гриб

Акула, туман

Задание 15. Установите соответствие между естественными науками и объектами их изучения. Соедините прямыми линиями соответствующие строки.

наука

объект

Ботаника

бактерии

Микология

водоросли

Альгология

растения

Бактериология

грибы

Задание 16. Пользуясь текстом параграфа 3 «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов », заполните таблицу

царство

организмы

Пример представителя царства

1) Бактерии

 

Одноклеточные организмы

-Кокки,

- вибрионы

-бациллы

2)Животные

 

Одноклеточные животные

Многоклеточные животные

 

3)

 

высшие ( мхи , папоротникообразные и др)низшие (водоросли)

 

4)

 

 

Плесневые грибы

Шляпочные грибы

-опята

-мухомор

-мукор



Скачано с www.znanio.ru

Практическая работа №1. Сравнительная таблица

Практическая работа №1. Сравнительная таблица

Биология – наука о живой природе:

Биология – наука о живой природе:

Биология 5 класс Перечень распределенных проверяемых элементов содержания (на примере одного из классов) 1) формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли…

Биология 5 класс Перечень распределенных проверяемых элементов содержания (на примере одного из классов) 1) формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли…

Практическая работа №2 : «Анализ с позиции системно-деятельностного подхода видеофрагментов учебных занятий»

Практическая работа №2 : «Анализ с позиции системно-деятельностного подхода видеофрагментов учебных занятий»

Биология 6 класс. Транспорт веществ в живых организмах

Биология 6 класс. Транспорт веществ в живых организмах

П рактическая работа №3: « Анализ содержания и методического аппарата

П рактическая работа №3: « Анализ содержания и методического аппарата

Организмы — тела живой природы

Организмы — тела живой природы

Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата

Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата

Практическая работа №4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»

Практическая работа №4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»

Краткое учебное содержание

Краткое учебное содержание

Практическая работа№5 «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»

Практическая работа№5 «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»

Задание 2 . Найдите ошибки в приведенном тексте

Задание 2 . Найдите ошибки в приведенном тексте

Задание 5. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны: грибы (1) или лишайники (2)

Задание 5. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны: грибы (1) или лишайники (2)

Задание 9 . Рассмотрите рисунок, какой процесс жизнедеятельности растения изображен на нем?

Задание 9 . Рассмотрите рисунок, какой процесс жизнедеятельности растения изображен на нем?

Что является лишним в данном перечне:

Что является лишним в данном перечне:

Акула, туман Задание 15. Установите соответствие между естественными науками и объектами их изучения

Акула, туман Задание 15. Установите соответствие между естественными науками и объектами их изучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022