Основой для подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду является профессионально – трудовое обучение. В процессе учебных занятий у учащихся формируются такие положительные качества как трудолюбие, бережное отношение к инструментам и оборудованию, дисциплинированность. Пополняется словарный запас новыми техническими терминами и понятиями. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники 5 – 9 классов на уроках сельскохозяйственного труда изучают научные основы садоводства, животноводства, растениеводства. Полученные знания в каждом разделе закрепляются практическими работами. В нашей школе – интернате имеется пришкольный участок. На нем закрепляются знания учащихся по темам растениеводства, выполняются практические работы. Опытническая работа на пришкольном участке дает возможность лучше усвоить материал по предмету сельскохозяйственный труд: знакомит с систематикой растений, дает возможность наблюдать за их ростом и развитием. Каждый учащийся работает в силу своих физических возможностей. Работа, учит воспитанников, уважительно относится к труду. При выполнении практических работ учащиеся с ограниченными возможностями здоровья показывают сформированный уровень знаний и умений в соответствии с их возможностями.
На занятиях используются различные формы проведения практических работ:
1. Работа в парах (ученики выполняют работу разные по физическим возможностям).
2. Коллективные практические работы.
3. Индивидуальные практические работы.
Практические работы, выполняемые весной и осенью, проводятся на улице, на пришкольном участке. На них учащиеся выполняют различные приемы обработки почвы, посева семян, высадки рассады и ухода за различными культурными овощными растениями. Такие уроки труда способствую развитию и укреплению физического здоровья учащихся. Труд должен доставлять удовольствие и радость. Значит, работа, которую выполняет каждый воспитанник, должна распределяться, по его желанию и с учетом его состояния здоровья и возраста. Труд является одним из средств коррекции и развитии личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Выполняя практические работы, показываем учащимся необходимость и пользу труда для себя и коллектива. В труде воспитываются самостоятельность, дисциплинированность, устойчивость в поведении, развивается умение учащегося преодолевать трудности, формируется и развивается интерес к работе. Вместе с тем они приобретают первоначальные знания о профессии, которая пригодится им во взрослой жизни, использовать полученные знания и умения при ведении собственного хозяйства. В настоящее время увеличивается количество людей занимающихся крестьянским трудом, растет число индивидуальных сельскохозяйственных предприятий. В условиях современного сельскохозяйственного производства психологическая, нравственная ориентация на крестьянский труд должна сочетаться с определенным объемом естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, так как только теоретическое знание позволяет поднять сельскохозяйственный труд на более высокий современный уровень.
Таким образом, к моменту выпуска из школы у учащихся происходит формирование практических навыков по технологии выращивания овощных культур. У каждого выпускника сформированы навыки самостоятельной работы по подготовке почвы к посадке, они умеют проводить посев семян и посадку рассады в грунт, выполнять уход за выращиваемой культурой, осенью собирать урожай, сортировку овощей, реализацию, знают условия хранения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.