Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов №5 им. А. М.Дубинного
г .Пятигорск
Тема: «Практические работы на уроке географии с использованием информационных технологий».
Учитель географии
высшей категории
Юдашкина Лариса Алексеевна
2019 год
МАСТЕР – КЛАСС рассчитан на учителей географии работающих в 10 - 11 классах и учителей желающих повысить свою профессиональную квалификацию.
Цель мастер - класса:
ознакомление участников мастер-класса с построением образовательного процесса с учетом экспериментально-исследовательской, практической деятельности учащихся на уроках географии.
Задачи:
- познакомить участников мастер - класса с некоторыми примерами проведения
практической работы, а конкретно экспериментов, на уроках географии;
- определить различные формы, методы и приёмы исследовательской деятельности
учащихся;
- формировать ситуацию успеха, рефлексии, установление духовного контакта между
мастером и участниками мастер-класса;
- формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, колонки, мобильный класс.
Рабочий материал:
Карточки с названиями рабочих групп, карточки с заданиями, разноцветные листы для распределения по группам, листочки для рефлексии, песочные часы – 2 мин., 2 изображения дерева, плоды яблок (рисунки), плоды лимонов (рисунки), цветные шары для рефлексии.
Материал для опытов:
· модель вулкана,
· шприц,
· резиновая трубка,
· мерные стаканчики,
· пищевая сода,
· 6%-й раствор уксуса.
· капсула,
· вода,
· масло,
· соль,
· краситель
· сырое куриное яйцо
· 2 стакана
· 2 бутылки минеральной воды.
· Губка
· Кюветы 3 шт (по количеству групп)
· Картофелина
· Трубочки для коктейля
Ориентировочная продолжительность: 25 минут
Ход мастер-класса:
При входе в аудиторию участники мастер-класса выбирают карточку «Веселый глобус» разного цвета: синий, зеленый и желтый. Эмблема наклеена на круг соответствующего цвета (всего три: по количеству групп)
1. Приветствие участников мастер- класса (2 мин)
Музыка: Гимн географов - песня «Глобус»
Как
известно, успешность любого урока или мероприятия зависит от его начала, от
эмоционального настроя обучающихся. Вот и я предлагаю начать мастер – класс с
игры «Добрый день».
Условия игры: я буду говорить слова «Добрый день», а те, кто согласен со
сказанными мною выражениями, помашут мне рукой.
· Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.
· Добрый день всем, у кого день рождения зимой или весной.
· Добрый день всем, кто родился летом или осенью.
· Добрый день всем учителям.
· Добрый день всем, кто находится в этой аудитории.
Уважаемые коллеги! На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с элементами организации практической деятельности на уроках географии.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…»
(Китайская пословица)
Эта китайская мудрость смело может заявить себя в качестве девиза нашего мастер- класса.
В Стандарте школьного географического образования зафиксирована рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности.
Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены.
Зная теоретический материал, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение учащимися своих знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте. В данных ситуациях использование практических методов наиболее приемлемо.
Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
« К практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.
В.А.
Коринская. «Самостоятельные работы учащихся
по географии материков».
Практическая работа может быть и просто тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Можно использовать практически работы и с целью проверки уровня овладения обучающимися основными умениями и навыками, отражёнными в программе.
«Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на производстве; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.».
«Методика
обучения географии в средней школе»
под ред. А.Е. Бибик и др.
В географии есть обязательные практические работы, которые предусмотрены программой и подлежат оцениванию. Но есть и другие виды практических работ, к которым можно отнести опыты и эксперименты. Именно на такие практические работы я обратила внимание, увидев интерес обучающихся 5-6 классов во время проведения этих работ.
-Эксперимент…..
- Какие ассоциации возникли у вас в данный момент, услышав это слово? (вопрос аудитории)
Составление кластера (на доске)
Примеры:
1. наука
2. опыт
3. лаборатория
4. исследование
5. химия
6. колба
7. опыты
8. учёный
9. развитие
10. телепорт
11. интерес
12. результат
13. исследователь
14. изобретение
15. исследования
16. пробирки
17. открытия
18. результаты
- Так что же такое Эксперимент?
Экспериме́нт(из Википедии) (от лат. experimentum — проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.
Эксперимент
(по Ефремовой):1. Научно поставленный опыт.
2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом.
Эксперимент
в Энциклопедическом словаре:
Эксперимент - (от лат. experimentum - проба - опыт), метод познания, при помощи которого в
контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и
общества. (лист на доске)
«Исследуются явления природы и общества» - именно природа и общества являются основными объектами изучения географии в школе. Поэтому мы просто ОБЯЗАНЫ экспериментировать.
Идея «экспериментировать» на своих уроках пришла после проведения практической работы в 5 классе «Определение горных пород по их свойствам».
Так как мы живем в местности, богатой собственными ресурсами, к тому же родители учащихся работают на предприятиях, использующих ресурсы, накануне проведения практической работы я обратилась к ученикам с просьбой принести полезные ископаемые. В результате при проведении работы мы использовали железную руду с ГОКа, известняк, уголь с ТЦЗ, мрамор с Биракана. Я увидела, как ребята с серьезностью, важностью приносили полезные ископаемые, а впоследствии работали в группе, описывали горные породы. После звонка я впервые услышала «Спасибо за урок». Как и любого ученика, плохого или хорошего, эта фраза простимулировала меня к дальнейшим действиям.
Стала искать различные материалы с занимательным содержанием в литературе, искать информацию в Интернете. После поиска определила для себя некоторые эксперименты, которые не требуют больших затрат и могут быть использованы на уроках географии. Данные эксперименты отвечают возрастным требованиям детей 10-12 лет, ведь для этого возраста характерно целостное восприятие окружающего мира.
Стоит заметить, что особое значение имеет тот факт, что при выполнении практических занятий активными становятся дети с ОВЗ, дети – инвалиды, дети с низкой мотивацией к обучению.
В целом результативность моей работы такова:
1.Показатель успеваемости:
2. Показатель успешности
3.Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады
4.Число обучающихся, принявших участие в очных, дистанционных олимпиадах
3. Представление системы учебных занятий (1 мин):
Опыты и эксперименты я использую в 5-6 классах. Сразу замечу, что ни на одно практическое задание как автор я не претендую. При разработке каждого плана-конспекта я изучаю опыт других педагогов, который с успехом применяю на собственных уроках («использование одной работы – это плагиат, а нескольких - исследование»). Кроме этого тетрадь – тренажер (автор А.А. Лобжанидзе), контурные карты УМК «Сфера» предлагают разнообразные практические работы и задания, которые обучающиеся с удовольствием выполняют.
На сегодняшнем мастер- классе я покажу вам некоторые элементы урока, где проводятся опыты и эксперименты, которые не оставляют равнодушными детей, надеюсь, не оставят равнодушными и вас, уважаемые коллеги.
4. Проведение урока (12 мин):
А сейчас настало время побывать в роли учеников, окунуться в детство.
При входе в аудиторию, каждый из вас выбрал цвет. В результате у нас образовалось три группы: «Литосфера» - зеленый цвет, «Гидросфера» - синий цвет, «Атмосфера» - желтый цвет.
На столах вы видите карточки с заданиями и описаниями работы.
Ваша задача:
1. Ознакомиться с заданиями.
2. Выполнить задания.
3. Сделать выводы (для группы «Литосфера» представлены опыты, роль которых – наглядный материал урока).
Задания для группы «Литосфера».
1. «Извержение вулкана»
У вас есть: модель вулкана, шприц, резиновая трубка, мерные стаканчики, пищевая сода, 6%-й раствор уксуса.
Внимание! Будьте аккуратны при проведении этого опыта. Используйте защитные очки.
Указания:
1. Насыпьте немного пищевой соды в кратер.
2. Налейте немного уксуса в мерный стаканчик. Для большего эффекта добавьте немного краски в стаканчик, перемешайте.
3. Наберите в шприц немного раствора уксуса.
4. Плотно вставьте шприц в трубку.
5. Вылейте раствор уксуса из шприца. Отойдите (отодвиньтесь) на безопасное расстояние и наблюдайте за тем что происходит.
Объяснение:
Вы только что создали модель извержения вулкана. Конечно, оно отличается от настоящего: ваше «извержение» вызвано реакцией при соединении раствора уксуса и пищевой соды. Когда кислота (уксус) смешивается с основой (пищевой содой), возникает химическая реакция, в результате которой образуется углекислый газ. Поэтому вы видите и слышите шипение и бурление. Вы можете повторить этот эксперимент, добавив больше соды.
2. «Эффект лавы».
У вас есть: капсула, вода, масло, соль, краситель.
Указания:
1. Заполните капсулу водой на ¾. Добавьте несколько капель красителя. Оставшееся место заполните маслом (не до края капсулы). Вы заметили, что масло не растворяется в воде?
2. Насыпьте небольшое количество соли в капсулу и немного подождите. Что происходит? Добавьте еще соли и наблюдайте за происходящим.
Объяснение:
Этот опыт простой, но очень интересный. Почему масло не тонет в воде? Плотность масла меньше плотности воды, поэтому масло плавает на поверхности. Соль же плотнее воды, поэтому она растворяется в воде.
Когда соль соединяется с маслом, она тянет его на дно. Масло, которое не может раствориться в воде, стремиться вернуться на поверхность и отделиться от соли. Соль, растворяясь в воде, уже не может удержать масло, и оно освобождается, всплывая на поверхность. Каждый раз при добавлении соли вы будете наблюдать эффект лавы.
Задания для группы «Гидросфера»
Фрагмент урока в 6 классе "Гидросфера - водная оболочка Земли"
Учитель: чтобы сформулировать основные свойства воды, я предлагаю каждой группе провести небольшие исследования.
1. опыт – исследование плотности пресной и солёной воды ( опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с солёной водой.
-В два стакана налить воды
-В один стакан с водой добавить100 г соли, перемешать.
-В оба стакана с водой опустить куриные яйца.
- Сделать вывод.
1. Плотность пресной (питьевой) воды меньше плотности яйца, поэтому яйцо тонет в пресной воде.
2. Плотность солёной воды больше плотности яйца, поэтому яйцо не тонет в солёной воде.
3. Плотность соленой воды больше плотности пресной воды.
2-й опыт – исследование свойства воды растворять газы.
Опыт с охлаждённой и тёплой бутылками минеральной воды.
- Берется две бутылки воды, одна сильно охлаждена, другая комнатной температуры.
- Налить воду в стаканы: в один – теплую, в другой- охлажденную
-Сделать вывод
( Из охлаждённой минеральной воды выделилось много газов, поэтому в охлаждённой воде может быть растворено больше газов, чем в минеральной воде комнатной температуры).
Задания для группы «Атмосфера»
1. Фрагмент урока в 6 классе "Влажность воздуха. Образование облаков"
Учитель: Как вам известно, воздух состоит из смеси различных газов и некоторого количества водяных паров. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.
Проделаем следующий эксперимент:
· Возьмите губку и сожмите ее. Ничего не произошло.
· Теперь капните на нее из пипетки и сожмите опять. Результат тот же.
· Положите губку в кювету с водой, подождите чуть-чуть и сожмите снова.
- Что вы видите? (из губки капает вода).
· Положите губку опять в кювету и переверните ее несколько раз.
- Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? (Выслушиваются ответы учащихся.) Проверим.
· Поднимите губку и посмотрите на дно.
- Почему из нее начала капать вода? Попробуйте объяснить данный эксперимент (Выслушиваются ответы учащихся.)
. Опыт «Соломенный буравчик»
Цель эксперимента: показать силу воздуха.
Материалы: одна сырая картофелина, две
соломинки для коктейлей.
Процесс:
- положите картофелину на стол;
- возьмите соломинку за верхнюю часть,
не закрывая отверстия вверху.
- Поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины;
- Резким движением воткните соломинку в картофелину;
- Возьмите вторую соломинку за верх, но закройте пальцем отверстие вверху;
- Снова поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины и резким движением воткните соломинку в картофелину.
Итоги: соломинка, верхнее отверстие которой было открыто, согнулась и почти не воткнулась в картофелину, тогда как соломинка с закрытым концом глубоко воткнулась в нее.
Почему? Воздух состоит в основном из таких газов как азот, кислород и углекислый газ. Эти газы невидимы, но мы можем наблюдать их давление. Быстро движущийся воздух (ветер) может с такой силой давить на здание, что даже в состоянии разрушить его. Воздух, находящийся внутри соломинки, обладает достаточной силой, чтобы помочь ей достаточно глубоко проникнуть в картофелину. Он давит на стенки соломинки и не дает им согнуться. По мере того, как соломинка врезается в картофелину и заполняется ее мякотью, давление воздуха в соломинке возрастает, все больше укрепляя ее стенки.
5. Подведение итогов мастер - класса (3 мин) .
Давайте подведем итоги нашей совместной работы. Работу продолжаем в группах.
Попробуем определить положительные и отрицательные моменты использования практической работы и , конкретно, экспериментов, на уроке .
Метод «Фруктовый сад».
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.
- Одно дерево у нас «Яблоня», оно покажет положительные моменты, второе «Лимонное дерево» - показывает отрицательные моменты использования экспериментов, опытов на уроке.
(Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).
- Уважаемые коллеги, вы даете мне яблоко или лимон, высказав свое положительное или отрицательное мнение по применению экспериментов, как одного их вида практической части урока, в результате чего, мы увидим, какое же дерево сегодня принесло больше плодов
Положительные моменты
· «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». Джордж Пойа
· Эксперименты позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле
· Расширение кругозора, повышение культурного уровня, углубление знаний по предмету;
· Развитие поисковых умений;
· Развитие самоорганизованности, самостоятельности;
· Развитие навыков самоанализа;
· Развитие коммуникативных навыков;
· Эксперименты могут проводиться на любом этапе урока или самостоятельно учащимися дома.
· Эксперименты безопасны,
· Не требуют специального оборудования и материалов.. Информация, полученная учащимися на таких уроках, надолго запоминается, помогает им лучше разобраться в материале, найти ответы на многие вопросы.
· Во многих случаях в ходе проведения эксперимента воспроизводятся явления, которые дети могут наблюдать в природе. Сущность явления при этом хорошо выявляется и затем поясняется.
· У учащихся формируется образ того или иного явления.
Отрицательные моменты
· Большая предварительная работа;
· Дополнительная нагрузка;
· Не всегда успешный результат;
· Поддержание мотивации на протяжении длительного времени;
· Незнание преподавателем правил проведения экспериментальной работы.
5.Рефлексия (3 мин)
Все ли ваши ожидания сбылись, выскажите мнения и предложения о проведенном мастер - классе.
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.