Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гогазская средняя общеобразовательная школа»
Республиканский конкурс методических разработок уроков
«Современный урок музыки: опыт, традиции, новаторство»
Номинация: «Урок музыки»
Тема проекта:
«О чём рассказывает музыка. Музыкальные портреты»
Автор:Муртузов Камалдин Джамалдинович,
учитель начальных классов
МКОУ «Гогазская СОШ»
2017г.
Тема урока: О чём рассказывает музыка. Музыкальные портреты.
Класс: 1
Цель: Формирование представления обучающихся об интонационной природе музыки, изобразительности и выразительности, создающих музыкальный образ.
Задачи:
- сформировать представление о том, что музыка может своим, особенным языком, передавать настроения человека и рассказывать о его характере;
- развивать умения сравнивать музыкальные произведения, различные по характеру, выделять в них средства музыкальной выразительности;
- пробуждать на начальном этапе учебного процесса стойкий интерес к изучению мира музыки;
- продолжать работу по планомерному развитию музыкального слуха обучающихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического);
- воспитывать культуру слушания и слышания музыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: словесные (беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения), демонстрационно-иллюстративные (слайды с репродукциями картин, музыкальными ступенями, нотным станом), игровые (создание игровой ситуации «Экскурсия по музыкальному городу на трамвайчике»), проблемные ( …«если бы вы были композиторами»), практические (выполнение индивидуальной письменной работы со сличением результата с эталоном, приёмы активного обучения (исполнение дидактических песен)
Музыкальный материал:
Оборудование: проектор или интерактивный комплекс, фортепиано, карточки для индивидуальной работы, карточки-картинки.
Информация по презентации: передвижения по слайдам удобно осуществлять при помощи клавиши «пробел» на клавиатуре. В некоторых слайдах музыкальные файлы встроены таким образом, что учитель имеет возможность использовать их вариативно (исходя из уровня подготовки класса).
Ход урока:
1. Организационный этап урока. Музыкальное приветствие. (1 мин)
2. Мотивация, постановка цели урока. (3 мин)
3. Этап подготовки к активному сознательному усвоению нового материала.
§ Беседа по репродукциям картин (5 мин)
§ Создание проблемной ситуации «Если б я был композитором»(2 мин.)
4. Этап вокально-хоровой работы с акцентированием внимания на знакомых музыкальных интонациях.
§ Вокально-ладовые упражнения (4 мин)
§ Исполнение дидактической песни «Кукушечка», построенной на терцовом ходе с «узнаваемой интонацией» (3 мин)
5. Этап актуализации знаний.
§ «Занятие в школе Скрипичного ключа» - анализ мелодических интонаций в связи с нотной записью (7 мин)
§ Исполнение дидактической песни «Строим дом», состоящей из терцовых и секундовых интонаций. (6 мин)
6. Танцевальная минутка. Песня –танец «Мишка с куклой пляшут полечку» (2 мин)
7. Этап усвоения новых знаний. Д.Б. Кабалевский «Три подружки» - первичное слушание с аналитической беседой (8 мин)
8. Этап проверки понимания.
§ Индивидуальное письменное задание, сверка с эталоном. (3 мин)
§ Повторное слушание с использованием картинок. (1 мин)
9. Подведение итогов (1 мин)
1. Дети входят в класс под музыку (встроена в слайд № 2).
- Я рад видеть вновь на уроке музыки. Надеюсь, учиться будем, как в песне: « и весело, и хорошо!» А начнём по традиции с музыкального приветствия.
- Будьте внимательны, слушайте, как мелодия шагает по ступенечкам и точно повторяйте голосом. (Исполняется музыкальное приветствие, с которым работает класс в этой четверти)
2. - На прошлом уроке мы с вами узнали об одной удивительной способности музыки… Я попрошу вас сейчас посмотреть на доску (здесь картинки, которые наверняка подскажут вам, о чём идёт речь) и выбрать необходимое, правильное слово. Что же волшебница - музыка делает так замечательно?
Слайд №3
Слайд знаком детям по уроку об изобразительности в музыке. Картинки сопровождали «музыкальные загадки»: фрагмент из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», птичка; «Труба и барабан» Д.Кабалевского в исполнении фортепиано; «Полёт шмеля» Н.Римского-Корсакова и «Баба Яга» П.Чайковского.
Делаем вывод: МУЗЫКА УМЕЕТ ИЗОБРАЖАТЬ!
Переход к слайду №4:
- Но оказывается, на этом её способности не заканчиваются. Один выдающийся советский педагог, В.А.Сухомлинский, сказал так о возможностях музыки: «Музыка, как и любое другое искусство….передаёт мысли и чувства тех, кого она изображает».
Выразить чувства, а тем более мысли не так уж и просто! Как это удаётся музыке… Давайте разбираться.
Переход к слайду №5:
Итак, на доске вопрос: «О чём говорит музыка?».
- Ребята, но ведь музыка не умеет говорить так, как мы с вами, словами. Тогда как же она разговаривает?
Возможно у музыки есть свой особый музыкальный язык… И, как у настоящей волшебницы, есть свои секреты музыкального языка!
Вот, на сегодняшнем уроке я предлагаю разгадать самим и рассказать нашим гостям эти самые секреты музыкального языка, которые дают возможность музыке рассказывать о чувствах и передавать мысли…
3. - Предлагаю вам отправиться на экскурсию в совершенно особую мастерскую её Величества Волшебницы-Музыки, где рождаются на свет музыкальные портреты.
Возможно,
вы удивитесь, зачем нам портреты?!
Но ведь портрет может многое рассказать о человеке.
Переход к слайду №6:
- Вот портреты двух разных девочек, примерно одного возраста, изображенных на картинах английских художников. Что вы можете сказать об этих девочках, глядя на их портреты? Присмотритесь, сравните!
|
- Вот сколько мы узнали об этих девочках, всего лишь глядя на портреты! Но эти портреты, написанные художником, мы видим глазами. А музыкальный портрет, написанный композитором, разве мы сможем увидеть?
- Зато, музыку можно У-СЛЫ-ШАТЬ.
- Представьте себе, если б вы были композиторами, и вам нужно было бы сочинить музыкальные портреты 2-х девочек, ну, например, учениц вашего класса…. Давайте, мы на них повнимательней посмотрим, что мы можем о них рассказать?
Обычно дети начинают сравнивать по внешним признакам, а надо подвести к сравнению характеров. Нужно пригласить к доске девочек ярко отличающихся по темпераменту и характеру.
Девочка 1 Девочка 2
Нежная Весёлая
Скромная Смелая
Отзывчивая Решительная
Добрая Смешливая
Стеснительная Энергичная
- Именно такие слова: «нежная», «добрая», «энергичная», «весёлая», «решительная» очень часто применяют, говоря о музыке! Так что Музыке не составит труда нарисовать портреты, рассказывая о характере человека, его настроениях…. Только рисовать портреты музыка будет не красками, а звуками.
4. - Итак, мы с вами отправляемся на экскурсию по музыкальному городу. Путь наш лежит в мастерскую музыкальных портретов. Поедем на трамвайчике, со всеми остановками!
Переход к слайду №7:
- А пока едем, чтобы не терять время, …(Ребёнок)… проведёт вокальную разминку. (Выполняются упражнения по системе музыкального воспитания Д.Огороднова по схеме с использованием вокалографи
Настроим на рабочий лад наши голоса, наши ушки. Кем будет …(Ребёнок)…? (дирижёр). А вы возьмите свои карандашики и превратите их в маленькие дирижёрские палочки (проверяю).
- Начинаем упражнения с правильного певческого вдоха! А как правильно брать дыхание для пения ртом или носом? Рука рисует плавный вдох.
Напоминаю: «Как вдохнёшь, так и запоёшь!»
I упр. Поём по полутонам вниз
«Добрый звук – доброе сердце!»
«Вырисовываем петельку»
II упр. - Очень старался, хорошо, правильно выполнять I упр…(Ребёнок)…, достоин быть главным дирижёром!
- Ребята, а вот на схеме одни буквы маленькие, а другие большие…..Почему так? Как их надо петь? Расскажите!
- «Маленькие буквы петь тихо, а большие – погромче!»
- «Уль» - тихо, еле слышно, пиано, даже пианиссимо.
- Скажите, во II упр. Звуки поём одинаковой высоты, или разной? (уточнить что именно и на какой ступени).
В знакомой вам песенке Кукушечка поёт своё «Ку-ку» точно так же: с IIIст. на Iст. (показать, пропеть) Слышите?
- Исполните, пожалуйста, песенку «Кукушечка»
Назначаю солистов. Исполняем дидактическую песню.
Переход к слайду №8:
5. - Вот и первая остановка трамвайчика: «Мелодическая»
-Чтобы ехать дальше, нужно выполнить задание.
Дети читают задание: «Разгадайте и запишите мелодию»
-Это вы умеете! Вы не раз разгадывали мелодии в школе «Скрипичного ключа». Для того, чтобы услышат интонации мелодии, надо внимательно вслушаться! Дать возможность детям самим озвучить «что надо сделать, чтобы услышать интонацию»)
Исполнение мелодии учителем на гласный «У» с тактированием.
-Вы можете сказать, сколько тактов длилась мелодия?
- А звуки в ней одинаковой высоты или разной?
-Ну, давайте будем записывать. Кстати, какими специальными значками записывают музыку?
Переход к слайду №9:
Далее детальный анализ прозвучавших двух тактов. Запись мелодии на слайде.
- Странно, трамвайчик не хочет вести нас дальше! Возможно, мы что-то неправильно сделали? (выясняем, что правильно ноты записывать на нотоносце, нотной строчке из 5 линеечек)
Переход к слайду №10:
На слайде появляется нотный стан с двумя пустыми тактами, а также лесенка музыкальных ступенек и звукоряд. Выясняем какие нам понадобятся ноты из музыкального звукоряда, где они записываются.
- Остается только понять, какие из этих ступенек нам понадобятся? Я предлагаю прислушаться к интонации…. (показ учителя). По-моему сегодня такая интонация уже звучала! В какой песенке мы пели эту интонацию? (ещё показ)
Выясняем, что в «Кукушечке», и что это IIIст. – Iст..
- Давайте посмотрим, какие ноты можно использовать для песенки на IIIст. и Iст..? (Выясняем, что это ноты «До», «Ми»).
-Вспомните, где пишется нотка «До»?
- На добавочной линеечке.
-А где нотка «Ми»?
- Диктуйте, запишем, мелодию. (записываем по аналогии, синхронно сравнивая такты)
Трамвайчик поехал дальше!
Переход к слайду №11:
- А на доске важные слова: Мелодия, её интонации - это главное средство в создании музыкального портрета.
Переход к слайду №12:
- Остановка «Динамическая» и новое задание: узнайте по мелодии песню и исполните её со словами по заданной динамике.
Переход к слайду №13:
На слайде нотная запись (записанная нами же чуть ранее на предыдущей «остановке»). Пропеваю песню с ВЛЖ, дети узнают начало песенки «Строим дом».
-Ну вот, песенку узнали, теперь нам исполнить её с какой-то динамикой….. А что же означает слово «динамика»?
- Если вам встречается незнакомое слово, где, как можно узнать, что оно означает? (словарь, энциклопедия, книга, обращение ко взрослым, интернет)
Дети исполняют дидактическую песню, один из учеников показывает движение мелодии с ВЛЖ (или используя вокалографию).
Переход к слайду №14:
Трамвайчик поехал дальше!
- А на доске важные слова: Динамика помогает создавать музыкальный портрет.
Переход к слайду №15:
6. - Остановка «Развлекательная» (вместо физминутки)
Исполняют песню «Мишка с куклой пляшут полечку», движения показывает кто-то из детей.
Слайд №16:
- Трамвайчику понравилось, как вы пели и танцевали!
7. - Вот так, незаметно, мы с вами доехали до конечной остановки нашего путешествия. Остановка «портретная».
Переход к слайду №17:
- В музыкальной портретной мастерской как раз завершили создание портретов нескольких девочек. Послушайте и скажите, сколько портретов девочек в мастерской? (звучит фонограмма «Три подружки» Д.Б.Кабалевского, фортепиано)
- Три портрета (ответ детей).
- И вы абсолютно правы. Музыкальная пьеса композитора Кабалевского так и называется «Три подружки».
Переход к слайду №18:
-Музыка рассказывает о 3-х девочках, нарисованы три музыкальных портрета. Три подружки, так же, как и вы учатся в одном классе, но, как и вы – разные, с разными характерами, в разных ситуациях испытывают различные чувства… Композитор Кабалевский в своих «Трёх подружка» музыкальным языком рассказал о характере каждой девочки, нарисовал портрет каждой из них.
- Представьте, что одна из них зашла к нам в класс. Что вы можете
сказать о ней, слушая её музыкальный портрет? Но исполнит музыку для вас уже не
пианино, как прежде, а скрипочка. Слушаем. (В слайд встроены три музыкальных
примера и три ответа-картинки соответственно)
- Какая музыка? Как она звучит?
- Грустно, тоскливо, жалуясь, плача.
- Подскажите, как называют девочек, которые часто, порой даже без причины, капризничают, плачут?
- Плакса, капризуля.
- Вот как получается, вы, не зная девочку, не видя её, только по музыкальному портрету определили, что это плакса! Её так и зовут ПЛАКСА! (на слайде появляется картинка «Плакса»).
- А кто теперь перед нами? Что скажет нам музыка о настроении второй девочки?
- Какая музыка?
- Весёлая, озорная, игривая.
- А подойдёт такое слово: «резвая»? Знакомьтесь, эту весёлую девочку зовут РЕЗВУШКА! (на слайде появляется картинка «Резвушка»)
- Какой же характер у последней из трёх подружек?
- Какая музыка по характеру?
- Резкая, колючая, злая.
-…..Вот так резко исполнили эту колючую музыку медные трубы оркестра! По-моему, у девочки сейчас не очень хорошее настроение. Мне кажется, она очень сердится…Я бы даже сказала – злится! Её Кабалевский так и назвал – ЗЛЮКА! (на слайде появляется картинка «Злюка»)
- К каждому музыкальному портрету в мастерской изготавливают инструкцию, где чётко расписано какими средствами музыкального языка пользовался композитор, чтобы получился тот или иной портрет.
- Но какая-то неразбериха случилась в мастерской, и инструкцию написали с ошибками, да и вообще до конца не доделали…..
Переход к слайду №19:
Далее на доске появляется слайд с таблицей. Работаем по таблице. Задание «Найди ошибку». В слайде предусмотрена возможность звучания музыки при необходимости: если дети затрудняются в оценки каких-либо средств выразительности. Для этого нужно нажать на требуемое слово : «Плакса» «Злюка», «Резвушка». Чтобы прервать звучание музыки, нужно нажать курсором мышки на синий овал вверху слайда. Аналогично, чтобы поменять неверное слово в таблице, нужно нажать на ячейку в таблице.
Переход к слайду №20:
8. - Работники музыкальной мастерской просят у вас, ребята, помощи в составлении инструкции. У вас на партах лежат карточки. В них написаны слова, характеризующие мелодию в музыкальных портретах «Резвушки», «Плаксы» и «Злюки». Прочитайте внимательно. Те слова, которые на ваш взгляд не подходят к характеру музыки – зачеркните.
- А теперь обменяйтесь карточками со своим соседом по парте и проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Чтобы быть точно уверенным, можете свериться с эталоном на доске.
Переход к слайду №21:
Здесь хорошо видно, какие слова нужно было зачеркнуть. Если в работе нет ошибок, поставьте «плюсик»! Если есть ошибки – ничего не ставьте. Поднимите руку, кто поставил плюсик?
-Ну, вот мы полностью разобрались с музыкальными портретами трёх подружек, всё узнали о них. Но запомнили ли музыку? Сейчас узнаем. У вас в конвертиках есть нарисованные портреты всех троих подружек. Сейчас будут звучать портреты музыкальные, а вы попробуйте правильно выбрать портрет нарисованный. Я вас постараюсь запутать: музыку будут исполнять другие инструменты! (Слайд 21)
9. -Ребята, а чей характер из трёх подружек вам больше нравится? На кого бы вы хотели быть похожими?_
- Надеюсь у вас в классе нет ни злюк, ни плакс!
- Прежде, чем мы отправимся из Музыкального города домой, давайте вспомним что мы узнали на уроке.
- Умеет ли музыка выражать чувства, настроения, характер, мысли человека?
- Музыка всё рассказывает звуками, из которых получаются разные интонации и разные мелодии. Мы в этом убедились, слушая музыкальные….портреты!
- А сейчас нас ждёт дорога домой! Поедем с ветерком и песенкой!!!!
( Слайд 22-23)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.