Практические работы по географии 9 класс

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практические работы по географии 9 класс.docx

Практические работы по географии в 9 классе

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема:                ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ
                           ЧЕРТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ

Цель работы:     закрепить понятие «экономико-географическое положение страны»;

ознакомиться с типовым планом характеристики географического по­ложения; научиться определять и оценивать положительные и отрица­тельные черты экономико-географического положения России.

Опорные понятия

Страна — территория, имеющая определённые границы и население, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства.

Экономико-географическое положение страны (ЭГП) — положение страны относительно различных экономических объектов, находящих­ся вне её территории или пересекающих её. Такими объектами могут быть государства, транспортные центры и магистрали, моря, сырьевые базы, крупные города, международные рынки.

                  Геополитическое положение (политико-географическое положение,

ПГП) — положение страны на политической карте мира относитель­но других государств и их группировок, региональных военных кон­фликтов, военных баз, а также относительно экономико-географических объектов. ПГП подразумевает также членство страны в различных во­енно-политических и политико-экономических блоках и организациях, степень её участия в международных миротворческих и антитеррористических операциях.

Ход работы

       I.            Определите положительные и отрицательные черты экономико-геогра­фического и политико-географического положения России по плану в таблице.

Экономико-географическое положение России

Положительные черты

Отрицательные черты

План

1.      Положение на материке, части света. Размеры, границы, компактность территории

2.      . Положение относительно соседних стран, соотношение с уровнем их экономического развития

3.      Положение относительно главных сухопутных и морских транспортных путей

4.      Положение относительно крупных топливно – сырьевых баз и промышленных районов соседних стран

5.      Положение относительно главных районов сбыта продукции

Политико-географическое положение России

Положительные черты

Отрицательные черты

План

1.      Положение относительно соседних союзных, враждебных и нейтральных государств. Наличие спорных территорий

2.      Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях

3.      Участие стран – соседей в международных организациях и военных блоках

4.      « Горячие точки», угрожающие безопасности страны

    II.            ВЫВОДЫ:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ ЭЛЕМЕНТОВ РАЙОНИРОВАНИЯ РОССИИ

Цель работы: сформировать умение определять по карте природно-хозяйственные рай­оны России; научиться составлять развёрнутый типовой план экономи­ко-географической характеристики территории; продолжить отработку навыков работы с тематическими картами.

Опорные понятия

Географическое, или территориальное, разделение труда — выражает­ся в хозяйственной специализации отдельных районов страны на про­изводстве сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции для последующего обмена. Специализация предполагает формирование та­ких отраслей, которые производят продукцию и услуги в размерах, превышающих собственные потребности региона-производителя, т. е. отраслей, которые в большей степени ориентированы на вывоз своей продукции.

Экономическое районирование — процесс научно обоснованного деле­ния территории на относительно самостоятельные части по критерию специализации. Таким образом, в основе экономического районирова­ния лежит территориальное разделение труда. Результатом экономи­ческого районирования является выделение экономических районов.

Экономический район — территория страны со сложившейся матери­ально-технической базой, которая определяет её специализацию в мас­штабах страны. Экономические районы формируются под влиянием следующих районообразующих факторов: производственных отноше­ний, территориального разделения труда, экономико-географического положения, природных условий и ресурсов, населения и трудовых ре­сурсов, исторического, материально-технической базы и администра­тивно-территориального деления.

ХОД РАБОТЫ

1.      На основании текста учебника и атласа выпишите природные регионы географического и экономического районирования России

2.      Обозначьте на контурной карте природные регионы географические  и экономические  районы России, указав их границы и названия

ВЫВОДЫ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРУПНЫХ ПРИРОДНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Цель работы: расширить и систематизировать знания о природных регионах России;

продолжить формирование умений работы с тематическими картами атласа и текстом учебника, составлять на их основе характеристику природных районов страны.

Опорные понятия

Район — территория, отличающаяся от других территорий различными признаками: природными, хозяйственными, социальными.

Природный регион — территория, имеющая сходные природные ком­поненты по строению, рельефу, климату, почвам, флоре и фауне.

 

Ход работы

1.      На основании текста учебника и тематических карт атласа составьте ха­рактеристику одного из крупных природных регионов России по плану в таблице.

 

План характеристики

Характеристика региона

1.       Географическое положение:

§  в какой части находится

§  границы

§  площадь

§  протяжённость

 

2.      Тектоническое строение

 

3.      Формы рельефа

 

4.      Полезные ископаемые

 

5.      Особенности климата

§  Климатический пояс

§  Климатическая область

§  Средние температуры

§  Среднегодовое количество осадков

§  Коэффициент увлажнения

§  Другие климатические особенности

 

 

6.      Внутренние воды

 

 

7.      Природные зоны

§  Почвы

§  Особенности флоры и фауны

 

 

2.      На основании данной таблицы предположите хозяйственное использование данного регионы, указав наличие экологических проблем территории

 

ВЫВОДЫ:

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

Цель работы: расширить и систематизировать знания о районах Центральной России;

научиться составлять по плану сравнительную характеристику эконо­мических районов; продолжить отработку навыков работы с тематиче­скими картами и учебником.

Опорные понятия

Районирование — деление территории на части (районы), различающи­еся между собой и имеющие определённые отличия внутри.

Экономический район — территориально взаимосвязанная часть еди­ного хозяйственного механизма страны, со своей специализацией, по­стоянным обменом производимых товаров и услуг, различными эконо­мическими отношениями с другими территориями страны.

Ход работы

1.      Составьте сравнительную характеристику двух экономических районов Центральной России по плану в таблице.

План сравнения

Названия экономических районов

 

 

1.      Состав экономического района

 

 

 

2.      Географическое положение района

 

 

3.      Природные условия и ресурсы:

§  Рельеф

§  Климат

§  Внутренние воды

§  Почвы

§  Природные зоны

§  Минеральные ресурсы

§  Лесные ресурсы

§  Гидроресурсы

 

 

4.      Население

§  Численность

§  Естественный прирост

§  Размещение

§  Плотность

§  Урбанизация

§  Крупнейшие города

 

 

5.      Факторы специализации района

 

 

6.      Характеристика отраслей специализации района (названия отраслей, виды продукции, главные центры

 

 

7.      Агропромышленный комплекс

 

 

8.      Транспорт

 

 

 

2.      Сделайте вывод, назвав черты и причины сходства, черты и причины различий

Черты сходства:

Черты различий:

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ РОССИИ (МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)  (ПО ВЫБОРУ В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЛИ ОПИСАНИЯ)

Цель работы: научиться составлять различные виды характеристики города по те­матическим картам, учебнику, дополнительной литературе и другим источникам.

Основные понятия

Город — населённый пункт, где большая часть населения занята дея­тельностью, не связанной с сельским хозяйством.

Столица — главный город государства, административно-политический центр страны. Столица обычно является местом пребывания высших органов государственной власти и государственного управления, а так­же высших судебных, военных и иных учреждений. В большинстве случаев — также экономический центр страны. Как правило, столица выделяется в самостоятельную административную единицу с особым режимом управления.

Презентация (от английского «presentation» — представление) — набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РРТ. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую и графическую информацию, таблицы, звук и видео.

Объекты культурного наследия — памятники истории и культуры на­

родов, произведения живописи, скульптуры, объекты науки и техники, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и др.

Ход работы

1.      Используя предложенный план характеристики города, составьте по выбору описание или презентацию крупнейшего города России: Москвы или Санкт-Петербурга.

План

             Географическое положение города и его особенности.

             История формирования, заселения и развития города.

             Основные черты населения и структура его занятости.

             Промышленность и транспортное развитие города

             Исторические и культурные объекты, их значение в масштабах страны. мира.

             Отличительные и особые черты города

             Перспективы развития

Для составления презентации воспользуйтесь помощью учебника и сети Интернет:

             https://www.festival.lseptember.ru/articles/602810/

             https://www.nsportal.ru/shkola/.../library/osnovnye-pravila-sozdaniya - prezentatsiy

             https://www.help-informatika.ru/poleznoe/35-prezentatsij-powerpointsovety

             https://www.palagin.me/2011/05/pravila-oformleniya-prezentacij -v- powerpoint/

             https: //www. philos. sfedu. ru/ru/kak – sozdat - prezentatsiu

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА

Цель работы: систематизировать и обобщить знания о лесной промышленности Ев­ропейского Севера, её отраслевой структуре; закрепить знания о тер­риториальном расположении основных районов и центров отрасли; на­учиться по плану составлять характеристику одного из районов лесной промышленности; продолжить отработку навыков работы с тематиче­скими картами и справочниками.

Опорные понятия

Лесная промышленность — совокупность отраслей, специализирую­щихся на заготовке и переработке древесины, производстве мебели и полуфабрикатов, бумаги, картона, искусственного волокна, целлю­лозы и другой продукции.

Лесные ресурсы — один из важнейших видов природных ресурсов, включающий имеющиеся на территории страны запасы леса и не древес­ные ресурсы (кормовые, охотничье-промысловые ресурсы, плоды и яго­ды дикорастущих растений, грибы, лекарственные растения и т. п.).

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) — объединение предприятий, выполняющих весь комплекс работ: от выращивания леса до полной комплексной переработку древесины.

Ход работы

1.      Составьте комплексную характеристику лесной промышленности Евро­пейского Севера России по плану в таблице.

План характеристики

Лесная промышленность Европейского Севера

1.      Географическое положение отрасли

 

 

2.      Виды и запасы лесных ресурсов в районе

 

3.      Факторы размещения отраслей производства

 

4.      Виды производимой продукции

 

5.      Крупные центры

 

 

6.      Экологические проблемы отрасли

 

7.      Перспективы развития отрасли

 

 

ВЫВОДЫ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ТЕМА: НАНЕСЕНИЕ НА КОНТУРНУЮ КАРТУ РАЗМЕЩЕНИЯ ОСНОВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР ЕВРОПЕЙСКОГО ЮГА РОССИИ

Цель работы: обобщить знания об агропромышленном комплексе Европейского Юга России, его отраслевой структуре; закрепить знания о территориальном расположении посевов важнейших сельскохозяйственных культур; про­должить отработку навыков работы с тематическими картами.

Опорные понятия

Агропромышленный комплекс — сложная система, объединяющая такие звенья хозяйства, которые принимают участие в производстве, переработке, хранении, транспортировке и сбыте сельскохозяйственной продукции.

Растениеводство — ведущая отрасль сельского хозяйства, занимающая­ся выращиванием различных видов культурных растений с целью обе­спечения населения продуктами питания, животноводства естественны­ми кормами, а различных отраслей промышленности соответствующим сырьем.

Зерновые культуры — группа растений, дающих зерно, основной про­дукт питания человека, сырье для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных.

Технические культуры — культуры, используемые в качестве сырья для легкой и пищевой промышленности.

Ход работы

1.      Определите по картам атласа и другим источникам расположение ос­новных сельскохозяйственных культур Европейского Юга и нанесите их условными знаками на контурную карту района

2.      Объясните особенности размещения основных сельскохозяйственных культур по территории района

 

ВЫВОДЫ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОВОЛЖЬЯ

Цель работы: сформировать представление об отраслях промышленности Поволжья;

научиться составлять характеристику отрасли по типовому плану и де­лать выводы на основе полученной из различных источников информа­ции.

Опорные понятия

Отрасль хозяйства — совокупность предприятий, учреждений и орга­низаций, производящих однородную продукцию или предоставляющих однородные услуги; группа предприятий, близких по производственно­му назначению, технологии, используемому сырью, связанных единым управлением.

Промышленность — ведущая отрасль, изготавливающая средства про­изводства и предметы потребления, обеспечивающая потребности в топ­ливе, сырье, материальных ресурсах, удовлетворяющая потребности населения в разнообразных товарах.

Ход работы

1.      На основании текста учебника и карт атласа назовите основные виды промышленной продукции Поволжья, вывозимые в другие регионы страны.

2.      Составьте экономико-географическую характеристику одной из основ­ных отраслей промышленности Поволжья по плану в таблице.

План характеристики

Характеристика

  1. Название отрасли и её значение

 

 

2.      Отраслевой состав

 

 

3.      Сырьевые и топливные ресурсы отрасли

 

 

4.      Факторы размещения

 

 

5.      География отрасли: размещение по территории района

 

 

6.      Виды производимой продукции

 

 

7.      Экспортно – импортные связи торасли

 

 

8.      Экологические проблемы, связанные с отраслью

 

 

9.      Перспективы развития и размещения отрасли

 

 

 

 

            Выводы:

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛА, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РАЙОНЕ

Цель работы: сформировать представление об отраслях промышленности Урала, вли­яющих на экологическую ситуацию в районе; научиться составлять ха­рактеристику отрасли по типовому плану и делать выводы на основе полученной из различных источников информации.

Опорные понятия

Экологическая ситуация — пространственно-временное сочетание раз­личных, в том числе позитивных и негативных с точки зрения про­живания и состояния человека условий и факторов, создающих опре­делённую экологическую обстановку на территории.

Ход работы

1.      На основании текста учебника и карт атласа перечислите отрасли про­мышленности, развитые на Урале.

2.      Определите отрасли специализации промышленности, оказывающие не­гативное влияние на окружающую среду Урала.

3.      Дайте краткую характеристику данных отраслей промышленности, объяснив причины их влияния на экологическую ситуацию в районе

4.      Предложите пути решения экологических проблем района

 

ВЫВОДЫ:

http://images.myshared.ru/6/562700/slide_7.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

ТЕМА: ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Цель работы: сформировать представление о природно-ресурсном потенциале Запад­ной и Восточной Сибири; продолжить формировать умения давать оцен­ку природным условиям и ресурсам территории, работать с картами и статистическими материалами, делать на основании их анализа вы­воды.

Природно-ресурсный потенциал — часть совокупности природных ре­сурсов, которые при данном уровне экономического и технического развития общества и изученности территории могут быть использова­ны в хозяйственной и иной деятельности человека в настоящее время и в перспективе.

Оценка природно-ресурсного потенциала — определение количествен­ных и качественных показателей природных условий и ресурсов опре­делённой территории.

Ход работы

1.      Используя текст учебника, тематические карты атласа, справочники, соберите данные о природно-ресурсном потенциале Западной и Восточ­ной Сибири.

2.      Занесите полученные результаты в таблицу и оцените природно-ресурс­ный потенциал двух регионов.

План оценки

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

1)      Географиче­ское положение территории

 

 

2)      Оценка природных условий

             Особенности рельефа

             Особенности климата

 

 

3)      Оценка природных ресурсов

             Минерально – сырьевые

             Водные

             Земельные

             биологические

 

 

 

3.      Сделайте вывод о влиянии природно – ресурсного потенциала этих регионов на условия жизни населения, развитие и размещение хозяйства.

ВЫВОДЫ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

ТЕМА: АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

Цель работы: сформировать представление о внешнеэкономических связях России, экспорте и импорте страны; продолжить формировать умения работать с тематическими картами и статистическими материалами, делать на основании их анализа выводы.

Опорные понятия

Внешнеэкономические связи страны — взаимообмен со странами мира продукцией, услугами, информацией на основе международного гео­графического разделения труда.

Экспорт — вывоз товаров из страны, предоставление иностранным парт­нёрам услуг производственного и потребительского характера.

Импорт — ввоз в страну товаров, технологий, капиталов, получение услуг производственного и потребительского характера.

Торговое сальдо — разница между экспортом и импортом товаров и ус­луг. Положительное сальдо: экспорт > импорта, отрицательное сальдо: экспорт < импорта.

Ход работы

1.      Назовите виды внешнеэкономических связей России.

2.      Используя карты атласа, назовите главные страны — торговые партнё­ры России.

3.      Какие виды товаров и услуг экспортирует Россия?

4.      Назовите состав импорта России

5.      http://www.dela.ru/imgA/smartmoney/impexp-primor.gifПроанализируйте полученные данные о внешнеэкономических связях России. Какие выводы можно сделать?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru