Практические работы по познанию мира

  • doc
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практические работы и экскурсии по познанию мира 4 класс 2013-2014.doc

Практическая работа № 1. Определение сторон горизонта с помощью компаса.

Цель: совершенствовать умение пользоваться компасом, определять стороны горизонта.

Оборудование: компас, тетрадь, карандаши.

Ход работы:

1.     Вводная беседа.

2.     Практическая работа.

а) определить стороны горизонта на местности, с помощью компаса;

б) в тетради изобразить основные и промежуточные стороны горизонта;

в) изобразить с помощью рисунка другие способы ориентирования на местности.

3.     Решение проблемных ситуаций:

а) Группа ребят отправилась в путешествие на восток. Как они могут определить направление движения домой? Какое это направление?

б) Осмотри стволы деревьев в парке. Как ты можешь ориентироваться по ним?

в) Понаблюдай, какая сторона здания после дождя высыхает быстрее. Почему?

4.     Вывод: Для человека очень важно уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта, как по компасу, так и по местным признакам, по солнцу, а ночью – по звёздам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 3 Определение на карте месторождений полезных ископаемых, обозначение их на контурной карте.

Цель: Совершенствовать умение самостоятельно находить и отмечать на карте месторождения полезных ископаемых Казахстана.

Оборудование: Контурные карты, карандаши, физическая карта Казахстана.

Ход работы:

1.     Рассмотри карту полезных ископаемых.

2.     Найди месторождения железной руды, каменного угля, нефти и газа, месторождения нерудных полезных ископаемых. Отметь их на контурной карте.

3.     Вывод: Казахстан обладает богатыми полезными ископаемыми. При добыче полезных ископаемых происходит изменение природного ландшафта и загрязнение окружающей территории. Поэтому мы должны бережно относиться к природным богатствам и проводить мероприятия по сохранению природы.

Описание: C:\D&S\Данил\Рабочий стол\m4.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 2 Нахождение крупных рек и озёр Казахстана на физической карте и обозначение их на контурной карте.

Цель: Совершенствовать умение самостоятельно находить и отмечать на карте крупные реки и озёра Казахстана.

Оборудование: Контурные карты, карандаши, физическая карта Казахстана.

Ход работы:

1.     Изучи физическую карту Казахстана. Каким условным знаком изображены границы нашей страны. Проследи их. Нанеси их на карту.

2.     Назови самое крупное озеро Казахстана и покажи его на карте.

3.     Покажи на карте казахстанские озёра.

4.     Найди и покажи на карте реки Урал, Или, Сырдарью, Иртыш, Ишим, Тобол.

5.     Нанеси на контурную карту крупные озёра и реки Казахстана.

6.     Вывод:

 

 

 

 

Описание: C:\D&S\Данил\Рабочий стол\m4.jpg

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №3 Работа с «Дневником наблюдений»

Цель: Совершенствовать умение вести наблюдения за погодой: определять температуру воздуха, облачность, осадки, вносить результаты в «Дневник наблюдений».

Оборудование: «Дневник наблюдений», термометр, календарь, тетрадь, карандаш, линейка, компьютер.

Ход работы

1.     Понаблюдай за состоянием погоды. Определи, какая погода сейчас стоит на улице.

2.     Запиши свои наблюдения, сравни их с показаниями состояния погоды по компьютеру.

3.     Сделай вывод.

4.     Вывод: В сентябре стояла тёплая, сухая погода, наблюдалось ____ ясных дней, ______ пасмурных дней, _____ дней с переменной облачностью.

5.      

11.10       Урок – экскурсия в геологический музей. №1

4 класс

(г. Павлодар « Краеведческий музей»)

Цель:  Создать условия с ознакомлением краеведческого музея, с природой

             родного края;

             Способствовать развитию наблюдательности, расширению кругозора;

             Развивать познавательную активность учащихся, умение наблюдать,   

            обобщать, делать выводы.

Оборудование: маршрутные листы, фотоаппарат.

Ход урока

 

Этапы

Деятельность

учителя

Форма

Деятельность

ученика

Результат

1.

Мотивацио

нно-целе

вой

этап

Выход на тему и целеполагание.

Раздача

маршрутных листов.

Коллектив

ная

Рассматрива

ние  объекта

Определяют совместно

с учителем

тему и цели

урока.

2.

Операцион

ный этап

 

Следит за передвижением и безопаснотностью

учащихся.

 

Соблюдают

правила

поведения

на улице.

Помечают

объеткты в

маршрутных

листах.

3.

Рефлексия

По возвращению в

класс проводится

итог экскурсии.

Фронталь

ная

Делятся

впечатления

ми

об увиден

ном.

Выход на

творческую

домашнюю

работу

(рисунок)

 

4.

Итог

 

Групповая

Обрабатывают

собранный

материал

(Фото)

Создание

альбома

о музее

 

5. Вывод: В ходе экскурсии познакомились с полезными ископаемыми

Павлодарской области. Узнали о месторождениях полезных ископаемых

 и способах их добычи.

 

 

Д/з повторить стр.28-36

 

 

 

 

 

Практическая работа № 4. Глобус – модель земли.

Цель: Ознакомиться с глобусом – моделью Земли. Совершенствовать умения находить на глобусе: Северный и Южный полюсы, экватор, меридианы и параллели.

Оборудование: Глобус, тетрадь, карандаши.

Ход работы

1.     Рассмотри глобус. Найди Северный и Южный полюсы.

2.     Покажи на глобусе линию экватора.

3.     Покажи меридианы и параллели.

4.     Как обозначены суша и вода на глобусе?

5.     Определи на глобусе расстояние между Северным и Южным полюсами. Для этого просчитай масштаб глобуса. Результат запиши в тетрадь.

 

6.     Вывод: В ходе практической работы ознакомились с глобусом. Научились ориентироваться по глобусу, находить Северный и Южный полюсы, линию экватора, страны и континенты. Определили масштаб глобуса и установили, что расстояние от Северного до Южного полюса составляет ____________ км.

 

 

Домашнее задание: стр.73-74 пересказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 5. Вращение глобуса и Земли.

Цель: Практическим путём, используя глобус, показать вращение Земли вокруг своей оси.

Оборудование: Глобус, тетрадь, карандаши.

Ход работы

1        Установить глобус и напротив него светильник.

2        Включить светильник и направить его на глобус.

3        Осторожно вращая глобус с запада на восток, продемонстрировать смену дня и ночи на Земле.

4        Сделать в тетради рисунок.

5        Вывод: Земля постоянно равномерно вращается вокруг своей оси с запада на восток. Результатом вращения является чередование дня и ночи. Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси за 24 часа (1 сутки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок – экскурсия в Краеведческий музей. №2

4 класс

(г. Павлодар « Краеведческий музей»)

Цель:

Создать условия  ознакомления с природой родного края;

Способствовать развитию наблюдательности, расширению кругозора;

Развивать познавательную активность учащихся, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: маршрутные листы, фотоаппарат.

Ход урока

 

Этапы

Деятельность

учителя

Форма

Деятельность

ученика

Результат

1.

Мотивацио

нно-целе

вой

этап

Выход на тему и целеполагание.

Раздача

маршрутных листов.

Коллектив

ная

Рассматрива

ние  объекта

Определяют совместно

с учителем

тему и цели

урока.

2.

Операцион

ный этап

 

Следит за передвижением и безопаснотностью

учащихся.

 

Соблюдают

правила

поведения

на улице.

Помечают

объеткты в

маршрутных

листах.

3.

Рефлексия

По возвращению в

класс проводится

итог экскурсии.

Фронталь

ная

Делятся

впечатления

ми

об увиден

ном.

Выход на

творческую

домашнюю

работу

(рисунок)

 

4.

Итог

 

Групповая

Обрабатывают

собранный

материал

(Фото)

Создание

альбома

о музее

 

5. Вывод: В ходе экскурсии познакомились с растительным и животным миром Павлодарской области. Узнали о редких растениях и животных, занесённых в Красную книгу РК. Научились бережно относиться к природе родного края.