Практические рекомендации социализации детей с ОВЗ
Подготовила: Киркия К.Б
Воспитание и социализация обучающихся с ОВЗ строится по различным направлениям, включая задачи внеурочной деятельности направленных на обеспечение:
· духовно-нравственного развития (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание);
· общекультурного (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое, эстетическое воспитание);
· интеллектуального (популяризация научных знаний, проектная деятельность);
· социального (самоуправление, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии);
· здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.);
· правового
При построении воспитательной среды и социализации для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы и формы организации:
· Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
· Принцип природосообразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
· Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
· Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
· Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
· Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
· Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
К наиболее распространенным формам организации культурно-досуговой деятельности относят:
· Создание кружков и клубов. Наличие на территории муниципального образования людей с ограниченными способностями объединенных общностью интересов и способных к самостоятельному передвижению или с незначительной посторонней помощью;
· Кружки прикладного творчества.
· Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.
· Клубы выходного дня для родителей детей.
· Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей людей с ОВЗ).
· Организация праздников, концертов.
· Постановка спектаклей.
· Организация информационно-просветительских программ.
· Проведение различных реабилитационных программ, например, арт-терапия, которая включает в себя группу лечебных и коррекционных методов, применяемых специалистами с соответствующей профессиональной подготовкой, на основе одной из экспрессивных модальностей – визуальных искусств, музыки, искусства театра и танца.
Практические основы социализации детей с ограниченными возможностями
Приведу и дополню рекомендациями варианты курсов, реализующихся на базе нашей школы во внеурочное время:
Курс «Ритмика» Цель занятий: ознакомление младших школьников с нормами ведения здорового образа жизни, сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Изучение программного материала ведётся на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, курс может включать в себя:
· Чтение сороговорок, стихов, сказок, например в такт движениям;
· организацию подвижных игр;
· выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Занятия могут содержат не только теоретическую информацию о человеке, но и практические рекомендации, советы, комплексы процедур по уходу за своим телом, расширение знаний и навыков детей по гигиенической культуре.
Курс «Психомоторика» Цель курса: дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.
Занятия по аппликации - наилучшая из возможностей для развития у ребёнка не только умения фантазировать и воплощать фантазии в виде поделки из бумаги своими руками, но и таких навыков, как усидчивость, опрятность, сосредоточенность. К тому же создание аппликации из цветной бумаги способствует развитию мелкой моторики. Неудивительно, что ребёнок, умеющий мастерить поделки из бумаги, гораздо быстрее учится правильно говорить, читать, писать.
Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, традиционные творческие конкурсы.
Лучшие работы детей отмечаются дипломами, грамотами.
«Учимся играя»: Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. На занятиях у детей формируются умения устанавливать и поддерживать эмоционально-положительные личные взаимоотношения с другими детьми. Обучающиеся учатся уважать интересы других, слушать и понимать сверстников, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях.
При работе с детьми необходимо понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов обучения и воспитания.
Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.
В связи с этим появились новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ОВЗ. Повысились требования к профессиональной компетенции педагогов и взрослых, ответственных за воспитание и обучение детей «особой заботы». Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития. За последние годы реализованы меры по созданию комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями по здоровью. "Меняется отношение общества к проблемам инвалидов, становится более зрелым, гуманным, неравнодушным".
Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовывать образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой «особый ребенок» перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
На игровые программы, участие в акциях, творческие конкурсы, а так же спортивные мероприятия . («Пифийские игры», «Мир, в котором мы живем», «Поверь в мечту», «Турнир специальной олимпиады по юнифайд-футболу» и т.д.), привлекаются дети с ОВЗ, поскольку стратегической задачей, поставленной президентом, стало создание «безбарьерной» (доступной среды) для обучающихся разных возрастных категорий: детей – инвалидов, детей с ОВЗ.
Главная задача программы «Доступная среда» - обеспечение детей – инвалидов, детей с ОВЗ права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни
Социализация обучающихся с ОВЗ через различные формы организации воспитательного процесса.
· классификация по Иванову И.П берет за основу характер общей практической заботы: трудовая забота, общественно-полезная забота и т.п.
Следуя данному принципу, формы воспитательных дел делятся на следующие группы:
1. Познавательные дела – вечер веселых задач, пресс-бой, вечер разгадывания тайны, рассказ-эстафета, турнир знатоков, устный журнал.
2. Трудовые дела – трудовые атака, десант, подарок далеким друзьям, трудовая почта, трудовая фабрика, трудовой сюрприз.
3. Художественные дела – конкурс-молния, кукольный театр, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.
Социализация
детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена
в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель —
приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации,
обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию
в социальной жизни.
Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения,
нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых
людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими
бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно
взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная
целенаправленная работа всех структур и участников системы образования,
родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей. Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ
является адаптация личности в новой социальной среде с повышением
ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая
удовлетворенность жизнью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.