эмоциональный интеллект и его возможности для педагога

  • Лекции
  • docx
  • 12.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматривается эмоциональный интеллект, его компоненты (идентификация, понимание, управление и использование эмоций) и методы их развития. Описаны техники распознавания и регулирования эмоций, а также примеры практических занятий для взрослых и детей, способствующих саморегуляции, осознанности и эффективному взаимодействию.
Иконка файла материала Захарченко Вылку- статья.docx

Захарченко А.В., заведующий

МОУ «Бендерский детский сад №».

 

«ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГА»

 

Аннотация: В статье рассматривается эмоциональный интеллект, его компоненты (идентификация, понимание, управление и использование эмоций) и методы их развития. Описаны техники распознавания и регулирования эмоций, а также примеры практических занятий для взрослых и детей, способствующих саморегуляции, осознанности и эффективному взаимодействию.

Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, идентификация эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями, использование эмоций, саморегуляция, эмоциональная осознанность.

 

«Общество, заботящееся только об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, что он чувствует, чем в том, как он думает».

К.Д Ушинский

В наш мир активно вошли СМИ, телевидение, Интернет и пр. Мы разучились разговаривать, общаться друг с другом, лишь немногие из нас способны понять истинное эмоциональное состояние другого человека. Как следствие: непонимание, отчуждение, проблемы во взаимоотношениях, болезни, невротические состояния.

В настоящее время активно используют понятие «эмоциональный интеллект».

Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным педагогом.

Эмоциональный интеллект – это соединение интеллекта и эмоций или интеллектуальная обработка и использование информации которую нам дают эмоции. Это способность человека распознавать эмоциональные сигналы, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, и эмоциональными состояниями [2].

Эмоциональный интеллект включает четыре взаимосвязанных компонента: идентификацию, понимание, управление и использование эмоций. Идентификация эмоций предполагает умение распознавать и называть свои и чужие эмоции по выражению лица, интонации и поведению. Следующий компонент – управление эмоциями, которое заключается в способности контролировать свои реакции и направлять их в конструктивное русло. Завершающий элемент – использование эмоций в решении задач, когда человек умеет применять эмоциональные состояния для повышения мотивации, продуктивности и эффективности деятельности.

Все эти составляющие тесно взаимосвязаны и формируют основу эмоциональной зрелости личности, способствуя успешному взаимодействию с окружающими и гармоничному развитию [6].

Первая составляющая структурная часть эмоционального интеллекта это – идентификация эмоций. Это умение распознавать эмоциональные сигналы свои и чужие и обозначать их словами. Мы не всегда отличаем гнев от злости, страх от отвращения, радость от блаженства или от безмятежности, а между тем очень важно, как мы определяем нашу эмоцию и каким словом ее называем, потому что все эмоции работают не одинаково и зависят от разных причин.

Определить, какую эмоцию испытывает человек, можно по различным внешним признакам. Основными показателями являются мимика – выражение лица, отражающее внутреннее состояние, речь, включающая тон, темп, громкость и особенности словоупотребления, а также поза и движения, которые могут быть как осознанными, так и непроизвольными. Кроме того, важную роль играют физиологические проявления: изменение цвета кожи, расширение или сужение зрачков, появление «гусиной кожи» и другие реакции тела. Совокупность этих признаков помогает понять эмоциональное состояние человека и правильно интерпретировать его чувства [6].

Важно уметь распознавать свои эмоции, понимать их причины и подбирать способы управления ими, ведь управлять можно только тем, что осознано. После идентификации эмоции необходимо проанализировать её происхождение и работать с причинами её возникновения.

Следующий шаг – умение контролировать свои реакции в конкретных ситуациях, используя специальные техники, которые помогают не подавлять, а управлять эмоциями.

Завершающий компонент эмоционального интеллекта – умение использовать эмоции для решения задач, направляя эмоциональную энергию на эффективные действия и достижение целей [3].

Умение управлять эмоциями необходимо людям, которые профессионально занимаются работой с людьми. А педагоги это одни из тех кому это профессионально необходимо.

В различных жизненных ситуациях мы испытываем как положительные эмоции, так и отрицательные эмоции. Все эмоции в равной степени необходимы человеку для психического и физического здоровья.

Рассмотрим Механизм работы эмоций: Информация – эмоция – реакция – результат (действия)

К нам в мозг поступает информация: чья-то речь, явление, что-то прочитали, увидели по телевизору, эта информация вызывает у нас определенную эмоцию. После этой эмоции мы начинаем что-то делать (действовать), например: (убежали если испытали страх, разозлились, когда кому-то что-то резкое говорим и др.). Что-то такое с этой эмоцией мы делаем и получаем результат, который от нас не зависит.  У разных людей одна и та же информация вызывает разные эмоции [3].

Внутри нас существует определённая линза, которая у каждого разная.  Эту линзу восприятия составляют наши ценности, убеждения, воспитание которое в нас заложили и даже вера которую мы исповедуем, и информация проходит в нас не просто так, а через эту линзу. Она преломляется, и мы испытываем эмоции в зависимости от того как эта информация уложилась в нашу существующую систему ценностей, в нашу существующую систему убеждений.

Дальше мы начинаем действовать в соответствии с тем какую эмоцию испытали. У всех людей система ценностей разная и все по-разному реагируют на одно и тоже событие [5].

Любая эмоция – это физическая энергия: (накручивание волос на палец, грызем ногти, бросаем посуду). Эта энергия может копиться в нас, и мы потом срываемся на близких людей, на коллег. Если ты это будешь копить в себе, то это может перейти в негативные последствия: стресс, неврозы, депрессию, раздражительность.

Эмоциональный интеллект начинает работать вместе, где есть возможность повлиять на существующую ситуацию. Эмоциональный интеллект начинает работать между эмоцией и последующей за этим эмоциональной реакцией.

Эффективно подключать эмоциональный интеллект именно тогда, когда эмоция уже испытана. Мы можем повлиять только на наши действия, которые следуют за эмоциями. Главное уловить момент, когда эмоция зародилась, определить её и признать её [5].

Как только вы называете свою эмоцию словом вы уже начинаете потихоньку с ней управляться, просто потому что поток энергии связанный с этой эмоцией начинает потихоньку рассредоточиваться: она уходит на определение эмоции, понять причину и энергия отхлынывает от эмоции и переходит в сферу рационального. Эта схема работает не только у взрослых, но и у детей. Идентифицировал, признал и снизил накал.

Алгоритм управления эмоциями позволяет осознанно реагировать на внутренние состояния и использовать их конструктивно. Сначала необходимо осознать и назвать эмоцию, чтобы понять, что именно вы чувствуете. Затем важно определить цель в текущей ситуации и представить, в каком эмоциональном состоянии вы сможете действовать максимально эффективно. Следующий шаг – выбрать способ достижения этого состояния, используя техники дыхания, физической активности или внутреннего диалога. Наконец, нужно привести себя в нужное эмоциональное состояние и поддерживать его до выполнения задачи. Такой подход помогает управлять эмоциями, направляя их энергию на продуктивные действия и эффективное взаимодействие с окружающими [4].

В самом общем смысле управление эмоциями можно разделить на две подгруппы:

- Снижение интенсивности «негативной» эмоции и/или переключение ее на другую («негативная» эмоция в нашем с вами значении – та, что мешает эффективно действовать в сложившейся ситуации).

- Вызывание в себе/усиление «позитивной» эмоции (то есть той, которая поможет действовать максимально эффективно) [2].

Существует множество техник управления эмоциями. К ним относятся: дыхательные упражнения (несколько глубоких вдохов и выдохов), физическая активность (ходьба, зарядка, приседания), громкий крик для снятия напряжения, вербализация чувств («выговориться»), метапозиция (смотреть на ситуацию со стороны), схема ABC (если нельзя изменить ситуацию – измени отношение к ней) и рефрейминг (рассмотрение ситуации в новом контексте) [6].

Таким образом, эмоциональный интеллект – это развиваемая способность, основанная на умении идентифицировать эмоции и понимать их причины. Осознание и вербализация своих чувств уже позволяет влиять на них, а применение специальных техник помогает эффективно управлять эмоциями и использовать их для продуктивных действий.

Одной из эффективных форм работы может стать тренинг «Управляю эмоциями», цель которого – развитие эмоциональной осознанности и саморегуляции. В ходе занятия участники выполняют упражнения, направленные на идентификацию и осознание эмоций. Например, упражнение «Эмоция на лице» помогает научиться распознавать эмоции по мимике и жестам, а задание «Эмоция в теле» – осознать, как эмоции проявляются на физическом уровне. Практикуется ведение «Эмоционального дневника», где участники фиксируют свои эмоциональные реакции и анализируют их причины. Это способствует формированию умения понимать себя и управлять своим состоянием.

Для закрепления полученных навыков используются ролевые игры, в которых моделируются различные жизненные и профессиональные ситуации (например, конфликт, критика, стресс, неожиданная радость). Участники тренируются выбирать адекватные формы реагирования, осознавая и регулируя свои эмоции.

Подобные практические занятия можно адаптировать и для детей. В детском саду эффективно использовать игру «Поймай эмоцию», в которой воспитатель показывает детям карточки с изображением эмоций, а дети пытаются изобразить и назвать их. Далее проводится обсуждение: когда они испытывают такие чувства, что им помогает справляться с грустью или страхом. Игра сопровождается дыхательными упражнениями, которые учат ребёнка снимать эмоциональное напряжение.

Также в рамках воспитательной работы можно организовать мини-проект «Эмоции вокруг нас», где дети наблюдают за выражениями эмоций у людей, обсуждают их причины, создают коллаж или альбом с изображениями разных эмоций и учатся подбирать способы конструктивного выражения чувств.

Проведение таких практических занятий способствует развитию у участников способности осознавать и регулировать свои эмоциональные состояния, понимать других людей, а также формирует навыки эмоциональной грамотности и психологической устойчивости. Всё это помогает выстраивать более гармоничные отношения и эффективнее взаимодействовать в образовательной и жизненной среде.

 

Список литературы:

1.                 Бойцова Л.А. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Вестник психологии и педагогики. 2018. №3. С. 45-53.

2.                 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Эксмо, 2021. 416 с.

3.                 Дружинин А.Г. Эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности педагога // Педагогика и психология. 2020. №4. С. 12-20.

4.                 Макаренко А.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2010. 320 с.

5.                 Петрановская Г. Эмоции и обучение: практическое руководство для педагогов. М.: АСТ, 2012. 224 с.

6.                 Сало Т., Ковальчук А. Эмоциональный интеллект и личностное развитие. СПб.: Питер, 2015. 248 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Zakharchenko, A.V., Head

Bender Kindergarten No 1

“EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ITS POTENTIAL FOR EDUCATORS”

Abstract: This article examines the concept of emotional intelligence and its core components: identification, understanding, management, and utilization of emotions. It discusses methods for developing these components and presents practical techniques for recognizing and regulating emotions. The article also provides examples of activities designed for both adults and children that foster self-regulation, emotional awareness, and effective interpersonal interaction. The findings highlight the importance of emotional intelligence in enhancing personal development and professional effectiveness, particularly in educational settings.

Keywords: Emotional intelligence, emotion identification, emotion understanding, emotion management, emotion utilization, self-regulation, emotional awareness, educator development.