Выразительность произношения зависит во многом от верного употребления
· логических ударений
· пауз
· интонации.
Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве.
1. Создайте партитуру текста.
Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками
· рост интонации (нисходящая или восходящая);
· длину паузы (длинная, короткая, средняя).
Значения проставьте карандашом. Так вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
2. Контролируйте дыхание.
Не нужно набирать в легкие излишки воздуха.
3. Дикция — крайне важна!
Уверенное, четкое и верное произношение слов поможет двигаться и развиваться в этой стези.
Важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом. Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
Разбираем текст по смыслу
1. Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку.
2. Прочтите его вслух с нужным выражением.
3. Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере.
4. Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает, как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его “подает”.
Первые занятия выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни дошкольников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.
Выделение ключевых слов, на которых следует делать акцент во время художественного чтения, может быть сложным для детей.
· Чтобы помочь им в этом, произведение нужно разобрать по предложению, в каждой фразе выделяя главные по смыслу слова.
· Прочитав первое предложение текста, спросите у ребенка: «Какое слово здесь самое важное по смыслу?» и предложите прочесть фразу, поставив на ключевом слове ударение.
Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали.
Согласитесь, что красиво прочитано может быть только то, что хорошо понятно. Поэтому при работе с произведениями разбираем содержание.
Непонятные детскому мозгу слова могут стать причиной неправильной передачи смысла. Попросите ребёнка поставить себя на место героя произведения, чтобы пережить события самому.
Демонстрировать первоначальный образец чтения, безусловно, необходимо, но ставить это во главу угла не стоит. Это впоследствии может сыграть злую шутку: ведь читать, в конце концов, придётся когда-то самостоятельно, без субтитров.
· Используем наглядные примеры, но при этом соблюдаем меру и не переусердствуем!
Дайте ребёнку шанс попробовать свои силы, ведь зачастую способности своих детей мы недооцениваем, спеша сразу на помощь, а зря!
Есть у процесса выразительного чтения и другая крайность: некоторые дети, ясно осознавая, что и про что они читают, тем не менее, делают это монотонно. Связано это с робостью и стеснительностью.
В таких случаях родителям приходится развивать смелость. Попробуйте старые способы: табурет и знакомые близкие лица в виде благодарных слушателей. Пусть ребёнок почувствует себя настоящим актёром, которому аплодируют.
· Раскрываем таланты и преодолеваем застенчивость ребёнка, начиная с привычной для него бытовой обстановки, постепенно расширяя круг выступлений обязательным участием на праздниках.
Многие дети открывают для себя актёрские способности при посещении театральных студий.
Считается, что выразительно читаться может всё: от поэтических произведений до математических таблиц умножения. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться. Итак
· Для красивой и размеренной речи развиваем внимание и умение видеть в произведении молчаливые подсказки — точки, запятые, тире, знаки восклицательные и вопросительные.
Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок.
Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.
1. Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.
2. Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.
3. Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».
Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки, поэтому учите, как «ходит Саша по шоссе» и «рак кусает Греку».
Успехов вам и вашим детям!
Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
Учитель – логопед
Якимовская А.С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.