Практические задания по развитию читательской грамотности на уроках истории

  • docx
  • 01.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практические задания по развитию читательской грамотности на уроках истории.docx

Задания по развитию читательской грамотности

Практикум

1.      Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений

1.Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и выполните задания.

В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира. И удивительное рассказывают, будто бы и другой свет есть — и чудно слушать их, — если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то по смерти снова востанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у кого служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их и службу». Они же отправились и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к цесарю. Цесарь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все. Услышав это, цесарь обрадовался и в тот же день оказал им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские, разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила зажгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цесари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою.

Повесть временных лет

ИСКЛЮЧИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

  1. В 987 году Владимир на собрании о выборе веры принял «христианство»
  2. Владимир принял решение отправить послов в страны с разными религиями
  3. Византийские обряды и богослужение более всего понравились послам
  4. Болгары в отрывке – мусульмане.
  5. С византийскими церковными обрядами знакомил сам император
  6. Религия евреев показалась послам слишком простой

 

Работа с историческим источником.

 

Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.

… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.

Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.

 

2.      Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений

Отметьте одно неверное утверждение:

При вступлении самозванца в Москву его сопровождали:

1.полки россиян

2.поляки

3.дружина всадников с копьями

4. крестьяне с серпами

5. духовенство с крестами.

 

3.      Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задания на выбор всех правильных ответов

Выберите верные ответы:

1.      Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы.

2.      . Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Федор Иоаннович.

3.      Лжедмитрий на черном коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы.

4.      Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.

 

 

4.      Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Формат ответа: задание на сопоставление

Вместе с самозванцем Лжедмитрием Iв Москву пришли поляки, которые не знают русских сословий. Помоги полякам разобраться с представителями русских сословий. Сопоставь определение русских сословий и их правами, и обязанностями.

 

Название сословие

 

Права и обязанности

А

Бояре

1

Обрабатывали землю феодалов и монастырей. Выплачивали оброк со своего участка Хозяин оказывал им необходимую помощь.

Б

Купцы

2

Служение Богу Служили в монастырях, которым принадлежали владения с крестьянами.

В

Духовенство

3

Управляли государством и защищали его от внешних врагов Земля с прикрепленными на ней крестьянами являлась их частной собственностью. Она передавалась по наследству или оформлялась в виде дарственной.  Хозяин имел право ее продать

Г

Крестьяне

4

Кроме налогов с них взималась пошлина от торговой деятельности Организовывали мануфактуры и занимались предпринимательством

 

Ответ:

а

б

в

г

3

4

2

1

 

5.      Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Формат ответа: выбор правильного ответа

Используя репродукцию К.Ф. Лебедева «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву» и исторический источник Н.М. Карамзина ответьте на вопрос. С каким настроением русский народ встречал самозванца в Москве (подтвердив это фразой из исторического источника)

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/10/06/istoriya_sopelnikova_nadezhda_vasilevna.docx_image1.jpg

 Ответ. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

 

 

6.       Компетентностная область оценки: задания на интерпретацию и интеграцию

Формат ответа: задание на исключение неправильных утверждений.

Рассмотрите изображение и выполните задание.

 

Какие суждения, относящиеся к данному изображению, являются верными, а какие – нет?

Поставьте значок «V» в соответствующем столбце таблицы.

 

Суждения

Верно

Неверно

 

на фотографии изображен портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича

 

 

портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа

 

 

парсуна создана в XVII в.

 

 

 данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в.

 

 

в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове — держава.

 

 

 

7.      Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Формат ответа: задания на сопоставление

 

Поздней осенью 1253 года Великий князь Александр Ярославич Невский возвращался из Саркела, столицы Золотой Орды. Дорога была долгой, князь погрузился в воспоминания о делах давно минувших дней.

Припомнил он, как в 1236 году новгородское вече избрало его князем. Хорошо княжить в Новгороде. Всеми делами руководит архиепископ, войском командует тысяцкий, а дело князя – на охоту ездить да пиры устраивать. Но не таков был Александр Ярославич, понимал он, что давно зарятся на богатые новгородские земли западные соседи – франки и немцы. И вот, летом 1240 года гонец принёс тревожную весть – плывут по Неве боевые корабли, числом более полусотни, по виду, вроде шведские. Собрал быстро князь свою дружину и поскакали они навстречу неприятелю. Вечером 15 июля шведы причалили к берегу, чтобы ночевать на берегу, а на следующий день продолжить плавание. В это время из ближайшего леса набросились на них силы Александра Невского. Битва была недолгой, остатки разбитой шведской дружины во главе с ярлом Биргером кое-как сумели спастись.

Тем временем, в новгородскую землю вторглись рыцари-крестоносцы из Тевтонского ордена. Собрав свою дружину и новгородских ополченцев, князь Александр двинулся навстречу врагу. Весенним утром 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялось знаменитое Ледовое побоище. Рыцари построились «свиньей». Александр поступил наоборот, разместив по центру ополченцев, а конную дружину расположил на флангах. Ему удалось окружить и уничтожить противника.

 

ЗАДАНИЯ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ информации (возможные варианты)

1.       Оцените правдоподобность описанных событий (аргументируйте свой ответ развернуто)

2.       Оцените полноту и ясность представленной в тексте информации (аргументируйте свою точку зрения)

3.       Определите отношение автора к описываемым событиям (аргументируйте свою точку зрения)

 

8.       Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Формат ответа: задание на исключение неправильных утверждений.

 Что из перечисленного характеризует решения Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. призыв к заключению перемирия между воюющими державами;

2. конфискация помещичьего землевладения;

3. призыв к войне до победного конца;

4. избрание Совета народных комиссаров;

5. национализация банков;

6. объявление всеобщей мобилизации.