Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Оценка 4.8
Рабочие тетради
docx
география
7 кл
07.04.2019
Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Система практических работ заложена в программу изучения географии, но каждый учитель подойти к проведению практических работ нестандартно, творчески, используя арсенал методической литературы и собственные наработки.
тетрадь 7 кл. (2).docx
Практические работы
по курсу географии «Материков и
океанов»
7 класс
Учебно-методическое пособие
1 2018 год
Методическое пособие для практических работ по географии (7
класс), учебно-методическое пособие.- Макеевка, 2018.
Автор методической разработки – Катозова Г.В., учитель
географии МОУ «Средняя школа №2 города Макеевки»
Методическое сопровождение: Герман О.И. – методист
методического центра управления образования администрации города
Макеевка.
Одобрено научно-методическим советом методического центра
управления образования администрации города Макеевки (протокол №__
от 21. 12.2018 года)
Учебно-методическое пособие «Практические работы» (7 класс)
составлено на основе программно-методических материалов в
соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся и
обязательного минимума содержания образования по предмету.
Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не
только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать
новые знания.
Система практических работ заложена в программу изучения географии, но
каждый учитель должен подойти к проведению практических работ
нестандартно, творчески, используя арсенал методической литературы по
этому вопросу и собственных наработок.
2 Данное методическое пособие может быть использовано как молодыми,
так опытными педагогами, учителями-неспециалистами при проведении
практических работ и подготовке исследовательских проектов.
Рекомендовано для учителей географии общеобразовательных школ с
целью оказания помощи в реализации государственных образовательных
стандартов.
Содержание
Предисловие
1.Практическая работа1. Решение задач на определение местного и поясного с.6
времени
2.Практическая работа №2. Определение взаимосвязи между строением земной с.7
коры и рельефом
3.Практическая работа 3. Определение климатических поясов и областей с.10
4.Практическая работа 4. Закономерности размещения природных зон с.13
5.Исследовательский проект «Взаимодействие мирового океана, атмосферы и с.16
суши, следствия взаимодействия»
6.Практическая работа 5. Обозначение географических объектов и течений на с.21
контурной карте Тихого океана.
7.Практическая работа 5. Обозначение географических объектов и течений на с.24
контурной карте Атлантического океана.
8.Практическая работа 5. Обозначение географических объектов и течений на с.27
контурной карте Индийского океана.
9.Практическая работа 5. Обозначение географических объектов и течений на с.27
контурной карте Северного Ледовитого океана.
10.Практическая работа 6. Составление комплексной сравнительной с.28
характеристики двух океанов
11.Практическая работа 7. Определение географических координат крайних с.31
точек и протяженности материка с севера на юг и с запада на восток
12.Практическая работа 8. Обозначение на контурной карте названий основных с.33
географических объектов материка Африка
3 13.Практическая работа 8. Обозначение на контурной карте названий основных с.34
географических объектов материка Австралия
14.Исследовательский проект. Определение причин формирования эндемичных с.35
и реликтовых видов животных и растений Австралии.
15.Практическая работа 8. Обозначение на контурной карте названий основных с.37
географических объектов материка Южная Америка
16.Обобщающий урок по теме «Южная Америка» с.42
17.Практическая работа 8. Обозначение на контурной карте названий основных с. 43
географических объектов материка Антарктида
18.Исследовательский проект «Влияние Южной полярной области на природные с. 43
особенности Земли»
19.Практическая работа 8. Обозначение на контурной карте названий основных с. 46
географических объектов материка Северная Америка
20.Практическая работа 8. Обозначение на контурной карте названий основных с. 47
географических объектов материка Северная Америка с.
21.Практическая работа 9. Составление сравнительной характеристики высотной с.48
поясности в разных частях Кордильер.
22.Практическая работа 10. Определение типов климата в пределах умеренного с. 51
климатического пояса на основе анализа климатограмм
23.Практическая работа 11. Сравнительная характеристика ландшафтов в разных с.53
секторах одной природной зоны
24.Практическая работа 12. Определение основных видов загрязнения окружающей с.54
среды и установление источников их поступления
25.Исследовательский проект «Разработка маршрута, охватывающего объекты с.56
Северной Америки, занесенные в списки природного наследия ЮНЕСКО »
26.Исследовательский проект. Вымышленное путешествие вдоль 50ой параллели. с.58
Определение природных закономерностей по маршруту следования, составление
карты маршрута с обозначением стран и уникальных природных объектов
27. Литература с.61
4 Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на
проверку знаний, умений и навыков через деятельность обучающихся.
Содержание географического образования, в этом плане призвано вооружить
школьников умениями пользоваться различными, источниками
географической информации, интегрировать эту информацию, отражать ее на
карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве,
прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды.
Концепция ГОС актуализирует задачу реализации практической
направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя
географии к организации деятельности обучающихся по формированию
умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем,
необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации
«открытия» его детьми.
Система практических работ заложена в программу изучения
географии, но каждый учитель должен подойти к проведению практических
работ творчески, используя весь арсенал методической литературы по этому
вопросу и собственных наработок. Практические работы составлены таким
образом, что обучающиеся смогут овладеть умениями и навыками данного
курса, например:
- чтение анализ карт, графических (таблицы) и статистических материалов;
- умение самим составлять диаграммы, картосхемы, моделировать карты
нового содержания;
- умение составлять географические описания, характеристики, давать
оценку географическим явлениям и процессам.
Практические работы на географическом материале развивают и
общеучебные умения – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать,
делать выводы, высказывать собственное мнение и обосновывать его,
свертывать информацию, представлять результаты работы в различных
формах.
Самое главное при выполнении практической работы обучающиеся
учатся применять полученные знания в жизни, отрабатывают различные
способы получения важной информации. Эти навыки смогут пригодиться им в
будущем. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для перехода
обучающихся к творчеству, поисково-исполнительской активности, наиболее
высокому уровню активности.
5 Практическая работа1. Решение задач на определение местного и
поясного времени.
Цель: закрепить знания о часовых поясах, сформировать умения и навыки
решать задачи на определение местного и поясного времени.
Опорная информация
Поясное время – среднее солнечное время, определяемое для срединных
меридианов и действующее в пределах часового пояса. Поясное время в
смежных часовых поясах различается на 1ч. Счет поясов ведется с запада
на восток.
Местное время – время, одинаковое для всех точек одного меридиана.
Для определения местного времени исходят из того, что Земля за сутки
(24ч) делает оборот вокруг своей оси на 360*, за 1ч – на 15*,за 4 мин. – на
1*.
Ход работы:
Вариант 1.
1. Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула,
Новосибирск , если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в
тетрадь.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Определите поясное время в Москве, Оттаве, Хартуме , если в Анадыре 19
часов 15 минут.
6 3. • Город К находится в 7 часовом поясе. В каком часовом поясе может
находиться город М, если разница во времени между городами составляет 3
часа?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Вариант 2.
1. Определите местное время в городах Калининград, Екатеринбург, Москва,
Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Определите поясное время в Санкт-Петербурге, Каире, Якутске, Мехико,
если в Новосибирске 10 часов 20 минут.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Город К находится в 6 часовом поясе. В каком часовом поясе может
находиться город М, если разница во времени между городами составляет
4 часа?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_
Для определения местного времени необходимо:
1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
4. Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости
перевести в часы и минуты;
5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт,
время которого необходимо определить, находится к востоку от пункта,
время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а
если к западу - то вычитается.
7 Практическая работа №2
Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом
Цель: сформировать умения учащихся подбирать необходимые источники картографических знаний и
использовать их для определения основных закономерностей; закрепить понятия
«платформа» и «форма рельефа», получить представление о платформах и
областях складчатости; сформировать умения комплексного использования
географических карт для установления связи между участками земной кормы
и формами рельефа; закрепить знания о причинах, обусловливающих эти
связи; работать с контурной картой.
Оборудование: атлас, контурная карта.
Основные понятия. Физическая карта мира относится к
общегеографическим картам, на которых примерно с одинаковой
детальностью отображают неровности литосферы (рельеф), части
гидросферы (моря, реки, озера, болота), крупнейшие населенные пункты.
Земная кора — верхняя твердая оболочка Земли, состоящая из горных пород
и минералов. Тектоническая карта мира (карта строения земной коры) —
разновидность обзорной геологической карты, которая отображает историю
тектонических движений и строение земной коры. На тектонической карте
мира изображаются платформы, щиты, складчатые области, элементы
структуры морского дна, литосферные плиты, направление и скорость их
перемещения, зоны землетрясений, крупные вулканы.
Литосферная плита — крупные блоки литосферы, отделенные со всех
сторон сейс мически активными зонами (поясами). Литосферные плиты
прилегают одна к одной и медленно движутся. Платформа — большой,
8 устойчивый, относительно выровненный участок земной коры. Область
складчатости — зона взаимодействия литосферных плит, в которой земная
кора сминается в складки.
Форма рельефа — отдельные неровности земной поверхности, которые
отличаются по высоте и образованию
Ход работы
1.1 Какие вы знаете типы земной коры?_______________________________________
______________________________________________________________________
1.2 Какие вы знаете тектонические структуры?_________________________________
______________________________________________________________________
1.3 Перечислите крупные литосферные плиты:__________________________________
_________________________________________________________________________________________
2.Объясните с точки зрения теории движения литосферных плит, как образовались:
2.1 Японские острова; Марианская впадина _________________________________
____________________________________________________________________
2.2 Горная система Уральских гор _________________________________________
____________________________________________________________________
2.3Анды______________________________________________________________________________
_____________________________________________________
2.4 Срединноокеанический хребет ________________________________________
___________________________________________________________________
3.Заполните таблицу
Тектоническая структура
Форма рельефа
Герцинская область складчатости
Австралия
Молодая платформа
Древняя платформа
Щит
Большой артезианский бассейн
Евразия
Горы СихотэАлинь
Крымские горы
Южная Америка
9 Щит
Анды
1. Отметьте на контурной тектонической карте мира границы литосферных плит, отметив
направление их горизонтального движения.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Большинство жителей Земли не догадываются, что они являются современниками и очевидцами
величайшей на планете битвы, продолжающейся уже не одну сотню миллионов лет. Одна «линия
фронта» простирается более чем на 10 тысяч километров от Гибралтара на западе до Индокитая на
востоке, другая огненным кольцом опоясывает весь Тихий океан. На полях сражений немыми
свидетелями происходящего вздымаются высочайшие горные цепи. Чудовищные напряжения в телах
противостоящих гигантов изредка выдают себя внезапными судорогами – землетрясениями, которые
сметают с лица Земли целые города, уносят в братскую могилу тысячи и тысячи человек. Время от
времени через рубцы и раны со вздохом вырывается горячая кровь Земли – это, понашему, говорят
вулканы». (По С. Буланову)
1. О каких противоборствующих гигантах идет речь?________________________
____________________________________________________________________
2/Что расположено на «первой линии фронта»?_____________________________
____________________________________________________________________
3/Какие формы рельефа приурочены к «огненному кольцу» Тихого океана?
_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________
Вывод (укажите, какие связи существуют между участками земной коры и формами рельефа):
Практическая работа 3. Определение климатических поясов и
областей.
климатические показатели,
Цель:· обобщить и систематизировать знания о климате,
климатообразующие факторы;
10 формировать знания о климатические пояса и типы климата;
формировать умение характеризовать типы климата по климатическим
картам и климатическим диаграммам;
· развивать умение организовывать учебное сотрудничество со
сверстниками, коммуникативные компетентности; самостоятельно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Ход работы
1.Тестовый опрос
1. Наибольший угол падения солнечных лучей на протяжении
года наблюдается:
а) в умеренных широтах, б) на полюсах, в) на экваторе
2.Линии на климатической карте, которые соединяют точки с
одинаковыми показателями температуры, называют:
а) изотермами, б) изобарами, в) меридианами.
3.Постоянные ветры, которые дуют от тропических широт к
экватору, называют:
а) муссонами, б) циклонами, в) пассатами.
4.В районах, где преобладают нисходящие потоки воздуха,
осадков:
а) мало, б) много, в) не выпадают.
5.Зимой во время прохождения циклона температура воздуха:
а) понижается, б) повышается, в) не изменяется.
6.Изогиеты – это линии на климатической карте, которые
соединяют точки с одинаковыми показателями:
а) атмосферного давления б) осадков в) температур.
2.Климатические пояса и типы климата
Как изменяются температуры января и июля в направлении от экватора
к полюсам?
Как обозначены и расположены
атмосферного давления?
области высокого и низкого
11 В каких широтах выпадает много осадков, а в каких мало?
Дополните таблицу причинно-следственными связями.
причина
следствие
Формирование областей высокого
и низкого атмосферного давления
Зональное снижение температуры
воздуха от экватора к полюсам
Отклонение изотерм от широтного
простирания
Возникновение муссонов
Зональное
климатических поясов
размещение
3.Задачи
1) По карте климатических поясов, климатическими диаграммами и
текстом учебника составьте характеристику климатического пояса и
установите соответствующие типы климата. Результаты занесите в
таблицу.
12 Название
климатическ
ого пояса
Географичес
кое
положени
е
Климатическ
ие показатели
(t °С, осадки)
Преоблад
ающие
воздушные
массы
Климатическ
ие области и
типы климата
2) По плану таблицы сравните:
1в. экваториальный и тропический климатические пояса,
2в. тропический и умеренный,
3в. умеренный и арктический.
Определите признаки сходства и различия.
4.Прием «Картографический практикум»
Задачи
13 1) Подпишите на контурной карте границы основных и переходных
климатических поясов.
2) Отметьте (заглавными буквами) названия типов воздушных масс,
которые царят в разных климатических поясах (например: умеренные
воздушные массы — УВМ).
Вывод: какие причины обусловливают разнообразие климатов
Земли?
__________________________________________________________________________
_
_____________________________________________________________________________
_
Практическая работа 4. Закономерности
размещения природных зон
Цели: научиться читать карту природных зон; выявить географические закономерности в
расположении природных зон.
Оборудование: атлас, учебник, дополнительная литература, интернетресурсы.
1. Дайте определение понятиям:
Ход работы
Природная зона
______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____
Географический пояс
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____
2.Что влияет на формирование природных зон?
__________________________________________
________________________________________________________________________________
_____
14 2.Тестовый опрос
1. Первоисточником всех процессов взаимодействия оболочек Земли
является:
А) энергия Солнца, б) деятельность человека, в) ветровая энергия
2.Крупнейшим зональным природным комплексом Земли является:
А) географическая оболочка, географический пояс, в) природная зона.
3.Самым холодным и суровым климатом характеризуется природная зона:
А) тундры, б)саванн, в) смешанных лесов.
4.Экваториальному географическому поясу соответствует природная зона:
А) степей, б) тайги, в) влажных экваториальных лесов
5.Наибольший набор высотных поясов имеют горы:
А) Анды, б) Карпаты, в) Скандинавские.
6.Одной из главных сил, которая изменяет географическую оболочку в
наше время, является:
А) деятельность человека, б) энергия ветра, в) землетрясения.
3.Используя карту природных зон мира, определите, какие природные зоны
сформировались на каждом из материков. Обозначьте в таблице знаком «+»
наличие природной зоны на материке.
Название
природных зон
Арктические и
антарктические
пустыни
Тундра и
лесотундра
Тайга
Смешанные и
Природные зоны материков
Материки тропических широт
Афри
ка
Южная
Америка
Австра
лия
Северная
Америка
Материки северного и южного
полушария
Евразия Антарктида
15 широколиственные
леса
Степи и лесостепи
Пустыни и
полупустыни
Саванны и
редколесья
Жестколистные
вечнозеленые леса
и кустарники
Переменно
влажные леса
Влажные
экваториальные
леса
Вывод (какие материки похожи? Чем это можно объяснить?):
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4.Используя карту природных зон мира, проследите, как на территории Евразии
меняются природные зоны с севера на юг по 50 ° в.д., и с запада на восток по 50 °
с.ш. Результаты запишите в таблицу. Как вы объясните смену природных зон в
Евразии?
Закономерности смены природных зон на равнинах Евразии
План сравнения
Смена природных зон
по 50 ° в.д.
по 50 ° с.ш.
Последовательность природных зон,
встречающихся на данной линии
Направление смены природных зон
Название закономерности в смене
природных зон
16 5.Работа в группах. По тематическим картам назовите и составьте краткое описание
природных зон, которые вы пересечете во время заочного путешествия вдоль
указанного меридиана.
1гр. – 100* в.д. от экватора до Северного полюса.
2гр. 60* з.д. от экватора до Южного полюса.
3гр. – 10*з.д. от экватора до Северного полюса.
Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Название ПЗ Географически
й пояс
Особенности
климата
Почвы
Растительны
й мир
Животный
мир
ВЫВОД: в чем причины закономерностей размещения природных зон?
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИРОВОГО
ОКЕАНА, АТМОСФЕРЫ И СУШИ, СЛЕДСТВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Цель исследования: развивать знания о Мировом океане;
формировать умения использовать источники географических знаний для
отбора информации о взаимодействии Мирового океана, атмосферы и суши,
обобщать и представлять эту информацию; развивать географическое
мышление.
Исследование — это сложный, но очень важный и интересный путь
познания. Выполнив исследовательскую работу в виде сообщения,
презентации, сочинения (эссе), мини-проекта, вы продемонстрируете не
только ее результаты, но и такие свои качества, как работоспособность,
17 упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности; приобретете
опыт работы с географической информацией. Еще более важно то, что,
выполнив работу, вы получите моральное удовлетворение, то есть вам это
будет приятно — ведь вы достигли цели, проявив волю и настойчивость.
Вопросы для подготовки к исследованию:
1. Значение Мирового океана в жизни Земли и человека.
2. Богатства и разнообразие ресурсов Мирового океана, их практическое использование.
3. Основные виды отрицательного воздействия на природу Мирового океана, «симптомы
смертельной болезни».
4. Главные направления охраны и рационального использования морской среды.
1. Вспомните, что такое Мировой океан и из каких частей он состоит.
2. Вспомните, что такое круговорот воды в природе. Как и благодаря чему он
происходит?
3. Выясните (вспомните), как Мировой океан влияет на атмосферу и сушу
(например, на влажность и температуру воздуха нижнего слоя тропосферы,
на образование осадков, климат прибрежных районов, обеспечение суши
водой).
4. Используя источники географических знаний, докажите, что атмосфера
влияет на Мировой океан (например, на температуру поверхностного слоя,
уровень его солености, существование системы течений, волнение).
5. Используя источники географических знаний, докажите, что суша влияет
на океан (например, на состав морской воды, уровень солености).
6. В качестве вывода кратко расскажите об основных направлениях
взаимодействия Мирового океана, атмосферы и суши.
Расшифруйте афоризмы:
«Морская вода – жидкая руда»
«Гольфстрим – водяное отопление Европы»
«Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан» .
.
Докажите это с помощью своих примеров, что Мировой океан – это действительно настоящий
кладезь жизненно важных для человечества продуктов.
Заполните таблицу «Ресурсы Мирового океана»
Биологические
Минеральные
Энергетические
18 Выделите источники и каналы загрязнения.
Наземные
атмосферные
Морские
нефтяными углеводородами
промышленными отходами
с/х отходами
радиоактивное загрязнение
тепловое загрязнение
чрезмерный улов рыбных ресурсов
туризм
Составить схему:
Основные загрязнители водных
систем
Влияние на здоровье человека
Океан очень красив и заманчив, в нем обитает множество различных видов
рыб и не только, также океан помогает нашей Земле в выработке кислорода и
играет важную роль в ее климате. Но люди, относительно недавно, детально
занялись его изучением, и были удивлены результатами... Об этом читайте
далее...
Океанология – это наука, которая связана с изучением океана. Также она нам
помогает значительно углубить знания и о природных силах Земли, в их числе
горообразование, землетрясения, извержения вулканов.
19 ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА. Первые исследователи считали, что
океан является препятствием на пути к отдаленным землям. Их мало
интересовало, что находятся в глубинах океана, несмотря на тот факт, что
мировой океан занимает более 70% поверхности Земли.
Именно по этой причине, еще 150 лет назад господствовало представление о
том, что океанское дно – это лишенная любых элементов рельефа, огромная
равнина.
В XX веке началось научное исследование океана. В 1872 – 1876 гг.
состоялось первое серьезное плавание с научной целью, на борту британского
судна «Челленджер», на котором было специальное снаряжение, а его
команда состояла из ученых и моряков.
Во многом результаты этой океанографической экспедиции обогатили
человеческие знания об океанах и их флоре и фауне.
В ГЛУБИНЕ ОКЕАНА. На «Челленджере» для промера океанских глубин
были особые лотлини, которые состояли из свинцовых шаров, весивших 91 кг,
эти шары были закреплены на пеньковом канате. Несколько часов могло
длиться опускание на дно глубоководного желоба такого лотлиня, а вдобавок
ко всему, этот метод довольно часто не обеспечивал нужной точности
измерения больших глубин.
В 1920-е годы появились эхолоты. Это позволило определять океанскую
глубина всего за несколько секунд по времени, истекшему между посылом
звукового импульса и приемом отраженного дном сигнала. Суда, которые
были оснащены эхолотами, измеряли глубину по ходу следования и получали
профиль океанского ложа. Новейшая система глубоководных промеров
«Глория» появилась на судах, начиная с 1987 года. Эта система позволяла
сканировать дно океана полосами шириной 60 м. Использовавшиеся ранее
для измерения океанских глубин, утяжеленные лотлини, часто были
оснащены небольшими грунтовыми трубками для взятия с океанского дна
проб грунта. У современных пробоотборников большой вес и размер, а
погружаться они могут на глубину до 50 м в мягкие донные отложения.
КРУПНЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ. Интенсивное исследование океана началось
после Второй мировой войны. Открытия 1950 – 1960 гг., связанные с породами
океанической коры, произвели революцию в науках о Земле. Эти открытия
доказали тот факт, что у океанов относительно молодой возраст, а также
подтвердили, что породившее их движение литосферных плит и сегодня
продолжается, медленно изменяя земной облик.
Движение литосферных плит вызывает извержения вулканов и
землетрясения, а также приводит к образованию гор. Изучение океанической
коры продолжается. Судно «Гломар Челленджер» в период 1968 – 1983 гг.
находилось в кругосветном плавании. Оно снабжало геологов ценной
информацией, буря скважины в океанском дне.
Судно «Резолюшн» Объединенного океанографического общества глубокого
бурения выполняло эту задачу в 1980-е гг. Это судно было способно
20 производить подводные бурения на глубинах до 8300 м. Сейсмические
исследования также обеспечивают данными о донных океанских породах:
ударные волны, посланные с поверхности воды отображаются от различных
слоев породы по-разному. В результате этого ученые получают очень ценную
информацию о возможных месторождениях нефти и о структуре пород.
Для измерения скорости течения и температуры на разных глубинах, а так
же для взятия проб воды используются другие автоматические приборы.
Искусственные спутники также играют важную роль: они осуществляют
мониторинг океанических течений и температур, которые влияют на климат
Земли. Именно благодаря этому мы получаем очень важную информацию об
изменении климата и глобальном потеплении.
Аквалангисты в прибрежных водах могут без труда нырять на глубину до 100
м. Но на глубины, которые больше, они погружаются, постепенно повышая и
сбрасывая давление. Такой метод погружения успешно используют для
обнаружения затонувших судов и на морских нефтепромыслах. Этот метод
дает намного больше возможностей при погружении, чем водолазный
колокол или тяжелые водолазные костюмы.
ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ. Идеальное средство для исследования океанов –
это подводные лодки. Но большая их часть принадлежит военным. По этой
причине ученные создали свои аппараты.
1690г-водолазный колокол
1776г-под.лодка
1819г- водолазный костюм
1834г.- цельнометаллическая подводная лодка .
1930г.-батисфера
1940- батискаф «Триест»
1943 г.- акваланг
1958г.-атомная подводная лодка.
Первые такие аппараты появились в 1930 – 1940 гг. Американский лейтенант
Дональд Уолш и швейцарский ученый Жак Пиккар, в 1960 г. установили
мировой рекорд погружения в самом глубоководном районе мира – в
Марианском желобе Тихого океана (впадина Челленджера).На батискафе
«Триест» они опустились на глубину 10 917 м, а в глубинах океана
обнаружили необычных рыб. Но, вероятно, наиболее впечатляющими в более
недавнем прошлом были события, связанные с крошечным батискафом США
«Элвин», с помощью которого в 1985 – 1986 гг. изучались обломки
«Титаника» на глубине около 4 000 м.
Делаем вывод: огромный мировой океан изучен совсем немного и нам
предстоит его изучать все более углубленно. И кто знает, какие нас ждут
21 открытия в будущем... Это большая загадка, которая
понемногу приоткрывается перед человечеством благодаря исследованию
мирового океана.
Типовой план характеристики океанов
1. Географическое положение океана.
1) Положение относительно экватора, нулевого меридиана, материков и
других океанов.
2) Особенности береговой линии: моря, заливы, проливы, острова.
2. Рельеф дна океана.
3. Климат и воды.
1) Климатические пояса.
2) Основные типы климата.
3) Температурный режим поверхностных вод.
4) Соленость поверхностных вод и ее распределение.
5) океанические течения
4. Органический мир
5. Ресурсы океана, их использование и сохранение
6. Охрана природы океана
Исследования Тихого океана
Первый период: с давних времен до 1804 года. В первых плаваниях по
Тихому океану люди пытались определить его границы, собрать сведения об
отдельных районах. Подробное изучение Тихого океана началось в XVI веке,
когда в 1513 году испанец Васко Нуньес Бальбоа пересек Панамский
перешеек и первым из европейцев увидел воды Тихого океана (назвал океан
Южным морем). Современное название океан получил
во время
кругосветного путешествия Фернана Магеллана, который пересек его от
Огненной Земли до Филиппинских островов с 28 ноября 1520 года по 16 марта
1521 года. Тихий океан исследовали
Френсис Дрейк (1578-1579гг.),
АбельТасман (1642-1643гг.). В XVII веке исследования северной части океана
начали русские мореплаватели. В 1648г. Семен Дежнев впервые обошел Азию
с востока, установив связь между Тихим и Северным Ледовитым океанами.
Северные и северо-восточные границы Тихого океана были установлены во
время плаваний Витуса Беринга, Михаила Гвоздева, Алексея Чирикова (1728-
1788гг.). Центральные и южные части Тихого океана были исследованы во
время многочисленных плаваний Джеймса Кука (1768-1779гг.).
22 Второй период: 1804-1873гг. Изучались физические свойства вод Тихого
океана, начались глубоководные исследования (кругосветная экспедиция под
руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского на судах «Надежда» и
«Нева» 1804-1806гг.). Экспедиция Отто Коцебу на судне «Рюрик» в 18716-
1817гг. повторила исследования своих предшественников и расширила их,
исследовав температуру воды набольших глубинах. В 1819-1821гг.
экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на судах «Восток» и
«Мирный» исследовала южную часть Тихого океана. Было создано 90
глубоководных станций в северной части и 98 - в южной части Тихого океана.
Третий период: с 1873 г. по настоящее время: проводятся комплексные
океанологические исследования специальными экспедициями и береговыми
станциями. В 1973-1876гг.шотландец на паровом корвете «Челленджер»
начал такие исследования. Продолжил их россиянин Степан Макаров во
время двух кругосветных плаваний 1886-1889гг..
Исследования
продолжались на протяжении всего ХХ века, что позволило установить
гидрологические и биологические характеристики водных масс, изучить
основные черты рельефа дна.
Практическая работа 5. Обозначение географических объектов и
течений на контурной карте Тихого океана.
Цель: закрепить знания о географическом положении Тихого океана,
формировать умения и навыки работы с картами атласа и контурными
картами.
Задачи. Обозначить на контурной карте моря: Берингово, Охотское,
Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Филиппинское,
Коралловое, Фиджи, Тасманово;
заливы: Аляска, Калифорнийский;
проливы: Берингов;
каналы: Панамский;
острова: Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея,
Новая Зеландия, Гавайские, Соломоновы, Тонга, Гавайские, Марианские,
Большие Зондские;
полуострова: Аляска, Камчатка, Калифорния;
желоба: Марианский, Алеутский, Чилийский, Филиппинский;
котловины: Восточная, Южная;
течения: Северное и Южное Пассатное, Куросио, Западных Ветров,
Калифорнийское, Перуанское.
23 5.Современное население Океании.
Ниже приведен список из 14 независимых стран Океании, расположенных
в порядке от самой большой к самой маленькой по площади стране:
1) Австралия: Площадь: 7 617 930 км² Население: около 25 000 000 человек
Столица: Канберра
2) Папуа-Новая Гвинея: Площадь: 462 840 км² Население: более 8 000 000
человек Столица: Порт-Морсби
3) Новая Зеландия: Площадь: 268 680 км² Население: около 5 000 000
человек Столица: Веллингтон
4) Соломоновы острова: Площадь: 28 450 км² Население: около 600 000
человек Столицы: Хониара
5) Фиджи: Площадь: 18 274 км² Население: около 900 000 человек Столица:
Сува
6) Вануату: Площадь: 12 189 км² Население: около 270 000 человек Столица:
Порт-Вила
7) Самоа: Площадь: 2842 км² Население: около 193 000 человек Столица:
Апиа 8) Кирибати: Площадь: 811 км² Население: около 110 000 человек
Столица: Тарава
9) Тонга: Площадь: 748 км² Население: около 107 000 человек Столицы:
Нукуалофа
10) Федеративные Штаты Микронезии: Площадь: 702 км² Население: около
105 000 человек Столица: Паликир
11) Палау: Площадь: 459 км² Население: около 21 000 человек Столица:
Мелекеок
12) Маршалловы острова: Площадь: 181 км² Население: около 53 000
человек Столица: Маджуро 13) Тувалу: Площадь: 26 км² Население: около 11
000 человек Столица:
14) Науру: Площадь: 21 км² Население: около 11 000 человек Столица: Нет
Папуасские народы
Папуасы – коренное население острова Новая Гвинея. Название «папуас» происходит от
малайского слова папува – «курчавый». Антропологически папуасы принадлежат к
меланезийской ветви негроавстралоидной расы. Их языки, так же как и языки
австралийских аборигенов, образуют самостоятельную группу и не похожи на языки
Основное занятие папуасов – ручное земледелие, второстепенные – охота и
собирательство. Выращиваются кокосовая пальма, банан, таро, ямс. Важную роль играет
свиноводство. Около 50 % населения все еще заняты в натуральном хозяйстве.
Деревни папуасов бывают как компактными, так и разбросанными. Их в среднем населяют
100–150 человек. Иногда вся деревня – это один длинный дом протяженностью до 200 м. У
каждой семьи 5–6 участков земли, засеянных культурами на разных стадиях созревания.
Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат
на корню, забирая ровно столько продуктов, сколько нужно на один день, ведь погребов и
тем более холодильников у папуасов нет.
Пища папуасов в основном растительная (кокосы, бананы, бобы и др.), употребляются
мясо собак, кур, крыс, ящериц, различные жуки, моллюски, рыбы. Все идущие в пищу
24 плоды как правило пекут или варят, в том числе и бананы, которые мы склонны есть в
сыром виде. Домашним животным папуасов была свинья. Свинину употребляли в пищу,
клыки кабанов служили в качестве денежного эквивалента и украшений.
Имущество папуаса небогатое. Для переноса личных вещей используются маленькие
мешочки для табака и мелких предметов и большой мешок на плече. Мешки делаются из
луба или волокон деревьев.
Мифы папуасов рассказывают о подвигах полуживотныхполулюдей. Существенное
значение имеет культ предков и черепов.
Народы Меланезии
В переводе с греческого Меланезия означает «черные острова». Вереница довольно
крупных островов материкового и вулканического происхождения протянулась от Новой
Гвинеи до Фиджи. В их число входят Новая Каледония, Соломоновы острова, острова
Новые Гебриды (на них расположено государство Вануату).
На каждом большом острове Меланезии сформировались свои этносы. На самых крупных и
гористых (Новая Каледония, СантаИсабель, Шуазёль, Малекула, Бугенвиль и др.) – даже
несколько этносов.
Традиционные занятия меланезийцев – тропическое ручное земледелие (таро, ямс, бананы,
сахарный тростник, кокосовая пальма и др.), свиноводство и рыболовство. После прихода
европейцев меланезийцы освоили лесозаготовку, плантационное земледелие (копра,
какаобобы, кофе), сбор кораллов и жемчужин, горную добычу руд. Развиты ремесла –
гончарное, изготовление лодок с балансиром для плавания между островами, выделка
изделий из раковин, производство масок. Пища в основном растительная и рыбная, мясо –
редкое лакомство.
Народы Микронезии
Микронезия переводится с греческого как «мелкие острова». Это россыпь мелких и
мельчайших островов, имеющих, как правило, коралловое происхождение, в северной
части Океании. В состав Микронезии входят Марианские, Каролинские, Маршалловы
острова, острова Гилберта, Гуам, Науру.
Подобно полинезийцам, микронезийцы имеют переходные расовые признаки между
австралоидами и монголоидами, говорят на языках австронезийской семьи. Микронезийцы
имеют средний рост, светлокоричневый оттенок кожи, волосы умеренно курчавые. В
Западной Микронезии (Палау, Гуам, Марианские острова) прослеживается примесь
малайского элемента.
Культура народов Микронезии сформирована крайне узким пространством их
повседневного обитания, включающим в себя крошечные острова и небольшие участки
акватории при них. Традиционные занятия населения – рыболовство, мореходство на
парусных судах, земледелие, разведение свиней и домашней птицы. Наиболее развитые
ремесла – изготовление изделий из камня или раковин, резьба по дереву, плетение.
Распространены украшения из раковин и татуировки. Западную Микронезию отличает от
25 Восточной развитое поливное земледелие, на востоке же орошаемое земледелие почти не
практикуется, уступая по распространенности рыболовству. Дома на западе Микронезии
возводятся на каменных столбахсваях.
Народы Полинезии
Полинезия занимает юг и восток Океании. В переводе с греческого это слово означает
«много островов». К полинезийцам относится коренное население Новой Зеландии,
островов Самоа, Кука, Тувалу, Токелау, Таити, Туамоту, Маркизских, Гавайских.
Полинезийцы расселялись по пространствам Океании, перемещаясь от острова к острову и
от архипелага к архипелагу на лодкахканоэ. В прошлом, отправляясь на поиски новых
островов, полинезийцы брали с собой трех животных: свинью, собаку и курицу.
Самые многочисленные полинезийские народы – маори, самоа, тонга, таитяне, гавайцы.
Каждый из них насчитывает больше 100 тыс. человек.
Маори – основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Ныне же маори
компактно проживают только в отдаленных северных районах страны. Этноним
переводится как «нормальные, обычные люди». Новая Зеландия открыта голландцем
Абелем Тасманом и названа так по провинции Зеландия в Нидерландах. Сами маори
именуют свою страну Ао Теа Роа («Белое Длинное Облако»), Северный остров они
называют Те ика а Мауи («Рыба Мауи»), а Южный остров – Те Вака а Мауи («Лодка
Мауи»).
Большая часть современных маори занята в сельском и лесном хозяйстве. Ремесла –
ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Резьба маори сложна и
виртуозна, основной элемент орнамента – спираль, имеющая множество вариантов. Резьбой
украшались дома, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы
быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Такая статуя стояла в каждой деревне.
Традиционное поселение маори окружалось деревянной оградой и рвом. Дома строили из
бревен и досок, в отличие от остальных полинезийцев, использовавших солому и пальмовые
листья. Дело в том, что в Новой Зеландии более холодный климат, а деревьев имеется в
достатке. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления.
У маори в доколониальные времена был распространен каннибализм. Съедали обычно
пленных, захваченных в войнах. Существовала вера в то, что сила съеденного врага
Практическая работа 5. Обозначение географических объектов
и течений на контурной карте Атлантического океана.
Цель: закрепить знания о географическом положении
Атлантического океана,
формировать умения и навыки работы с картами атласа и
контурными картами.
Задачи. Обозначить на контурной карте
26 моря: Карибское, Саргассово, Балтийское, Северное, Средиземное, Черное,
Азовское, Уэделла;
заливы: Мексиканский, Св. Лаврентия, Ла-Плата, Бискайский, Гвинейский;
проливы: Гибралтарский, Ла-Манш;
полуострова:
Апеннинский, Балканский;
Лабрадор,
Флорида,
Скандинавский,
Пиренейский,
острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Бермудские, Куба, Гаити,
Пуэрто-Рико, Ньюфаундленд, Зеленого Мыса;
подводные хребты: Северо-Атлантический, Южно-Атлантический;
глубоководные желоба: Пуэрто-Рико;
течения: Гольфстрим, Север-Атлантическое, Канарское, Лабрадорское,
Северное Пассатное, Южное Пассатное, Течение Западных ветров.
Задачи. Используя учебник, карты атласа, ресурсы Интернета, составьте
лоцию Индийского океана по плану, предложенному в таблице.
Лоция Индийского океана
План описания
Характеристика
1. Площадь океана (млн км2)
2. Средняя глубина (м)
3. Максимальная глубина (м)
4. Положение относительно
экватора
27 нулевого меридиана
4. Моря
5. Заливы
6. С какими океанами и как связан
7. Какие материки омывает
8. Полуострова
9. Острова
10. Строение и рельеф дна
11. В каких климатических поясах
расположен
12. Температура в приповерхностном
28 слое (°С)
13. Соленость воды (‰)
15. Океанические течения
Теплые
Холодные
16. Представители растительного мира
17. Представители животного мира
18. Виды хозяйственной деятельности в
океане
19. Районы интенсивного судоходства
29 20. Крупнейшие морские порты
Практическая работа 5. Обозначение географических объектов
и течений на контурной карте Индийского океана.
Цель: закрепить знания о географическом положении Индийского океана,
формировать умения и навыки работы с картами атласа и контурными
картами.
Задачи. Обозначить на контурной карте моря:
моря: Аравийское, Красное;
заливы: Бенгальский, Аденский, Большой Австралийский, Персидский;
проливы: Мозамбикский;
острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Сейшельские;
Зондский глубоководный желоб;
подводные хребты:
Центрально-Индийский;
Западно-Индийский,
Аравийско-Индийский,
течения: Сомалийское, Мадагаскарское, Муссонное, Южное Пассатное,
Течение Западных Ветров.
Практическая работа 5. Обозначение географических объектов
и течений на контурной карте Северного Ледовитого океана.
30 Цель: закрепить знания о географическом положении Северного
Ледовитого океана,
формировать умения и навыки работы с картами атласа и
контурными картами.
Задачи. Обозначить на контурной карте :
моря: Гренландское, Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых,
Восточно-Сибирское, Чукотское, Бофорта;
проливы: Датский;
заливы: Гудзонов;
острова: Гренландия, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля,
остров Врангеля, Новосибирские Канадский Арктический архипелаг;
полуострова: Скандинавский, Таймыр;
котловины: Канадская, Нансена;
подводные хребты: Ломоносова, Менделеева;
Трансарктическое течение, Норвежское.
Практическая работа 6. Составление комплексной сравнительной
характеристики двух океанов
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученным
темам; научиться сравнивать природу двух океанов по типовому плану,
находить общие и отличительные черты их природных компонентов;
совершенствование навыков и умений работы с картами атласа;
определение уровня усвоения учащимися учебного материала.
Тест «Океаны».
В.1.
1.Самый большой по площади океан?
2.Самый мелководный океан?
3.Самый тёплый океан по температуре поверхностных вод?
4.Какой океан имеет небольшую протяжённость с запада на восток?
5.Ложе какого океана хребты делят на три части?
6.Какой океан занимает одну треть поверхности планеты?
7.Какой океан разделяет и соединяет берега двух материков?
8.На дне какого океана находятся более 10 тыс. отдельных подводных
гор, в основном вулканического происхождения?
9.Самый неспокойный и грозный океан?
10.В каком океане находится Саргассово море?
Тест «Океаны».
В.2.
31 1.Самый маленький по площади океан?
2.Самый глубокий океан?
3.Самый холодный океан по температуре поверхностных вод ?
4.Какой океан не пересекает экватор?
5.В каком океане находится глубочайший Марианский желоб?
6.Какой океан Магеллан пересёк за три месяца с востока на запад?
7.К какому океану относится самое загрязнённое Средиземное море?
8.В северной части какого океана муссоны оказывают огромное влияние?
9.В каком океане почти по меридиану протянулся гигантский хребет?
10.Какой океан пополняют водой реки, стекающие с Гималаев?
Выполнение заданий практической работы
1. Составить комплексную сравнительную характеристику двух
океанов» (по вариантам I - Тихий и Индийский океаны, II -
Атлантический и Тихий океаны, III - Тихий и Северный Ледовитый
океаны, IV - Атлантический и Северный Ледовитый океаны, V -
Индийский и Северный Ледовитый океаны, VI - Атлантический и
Индийский океаны). Заполните таблицу, используя карты атласа и
учебник.
План характеристики
Размеры, млн. км2
Положение
относительно экватора
и нулевого меридиана
Какие материки
омывает
Крупнейшие острова
32 Крупнейшие моря
Крупнейшие заливы
Проливы, которые
соединяют с другими
океанами
Особенности рельефа
дна
Средняя глубина, м
Максимальная глубина,
м
33 Климатические пояса, в
которых расположен
океан
Средняя температура
поверхностных вод
Средняя соленость
поверхностных вод, %0
Крупнейшие течения
Представители
животного и
растительного мира
Виды хозяйственной
деятельности в океане
34 Вывод: объясните, чем обусловлены признаки сходства и различия в
природе океанов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__
План характеристики географического положения материка
1. Площадь материка;
2. Расположение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков,
полушарий и географических поясов;
3. Крайние точки, протяженность материка в градусах и километрах с
севера на юг, с запада на восток;
4. Особенности береговой линии; океаны и моря, характер течений,
омывающих материк;
5. Ближайшие по расположению материки и пути сообщения с ними.
Практическая работа 7. Определение географических координат
крайних точек и протяженности материка с севера на юг и с
запада на восток
Цель работы: закрепить умения определять географические координаты;
получить представление о крайних точках материка на примере Африки;
развивать умения рассчитывать расстояния по карте с помощью масштаба и
градусной сетки.
Основные понятия. Географические координаты — географическая
широта и географическая долгота любой точки на земной поверхности.
Крайние точки — крайние западная, восточная, северная и южная точки на
материке (острове). Экватор — условная линия, разделяющая Землю на
Северное и Южное полушария. На экваторе Солнце дважды в году бывает в
зените.
Тропики — границы жаркого теплового пояса, параллели 23°27′.
Масштаб — это отношение длины отрезка на плане или карте к его
реальной длине на земной поверхности.
35 Численный масштаб представляет собой дробь, числитель которой равен
единице, а знаменатель — это число, показывающее, во сколько раз
расстояние на плане или карте меньше реального расстояния на местности.
Именованный масштаб выражает словами и цифрами, какое расстояние на
местности соответствует одному сантиметру на плане или карте.
Линейный масштаб представляет собой графическое выражение численного
масштаба в виде мерной линейки, разделенной на равные отрезки длиной в
один сантиметр.
1. Используя физическую карту, найдите крайние точки Африки и
определите их географические координаты. Для выполнения задания
используйте приведенный ниже алгоритм.
Север . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . координаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
Юг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
координаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Запад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . координаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .
Восток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
координаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Последовательность действий при определении географической
широты точки
Шаг первый: найдите ближайшую к данной точке параллель со стороны
экватора и определите ее широту.
Шаг второй: определите дугу в градусах от этой параллели к данной точке.
Шаг третий: прибавьте получившееся число (дуга в градусах) к широте
параллели.
Шаг четвертый: найдите ближайшую к данной точке параллель со стороны
экватора и определите ее широту.
Последовательность действий при определении географической
долготы точки
Шаг первый: найдите ближайший к точке меридиан со стороны начального
меридиана и определите его долготу.
Шаг второй: определите дугу в градусах от этого меридиана до данной
точки.
36
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Практические работы по географии по курсу География материков и океанов". Учебно-методическое пособие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.