Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)
Оценка 4.9

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Оценка 4.9
Домашняя работа +3
docx
русский язык
4 кл—5 кл
20.03.2017
Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)
Содержание 1. Что мы знаем о глаголе. 2. Историческая справка 3. Лингвистическая сказка 4. Что такое спряжение глагола 5. Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям 6. Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями 7. Разноспрягаемые глаголы 8. Это интересно знать. 9. Тесты Удивительная часть речи В русском языке живет: Кто что делает, расскажет: Вяжет, сеет иль, поет. Может плакать и смеяться, Или забивает гол, Начинаем удивляться – Растолкует все. – Кто?Историческая справка Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и второстепенным членом предложения.
Все о глаголеt Word.docx
Тема. Глагол. Спряжение глагола                     Спряжение глаголов                       11Пе В современном русском языке существует два спряжения глаголов: I и II . Под "спряжением глаголов" ­ понимают изменение глаголов по лицам (я, ты, он и т.д.) и  числам (единственное и множественное). У лингвистов также есть понятие "спряжения  глаголов" в широком смысле слова, под которым они понимают изменение глагола по  наклонениям, временам, лицам и числам. Чтобы определить спряжение глагола, нужно:  перевести его в начальную форму (по другому называется "неопределенная форма",  "инфинитив"). Начальная форма глагола сохраняет только признаки вида,  переходности/непереходности, возвратности/невозвратности. Например, от глагола  "послушайте" начальная форма ­ "послушать", "вдохнём" ­ "вдыхать", "шёл" ­ идти,  "завертятся" ­ завертеть и т.д. посмотреть, падает ли ударение на окончание глагола? все глаголы с безударным окончанием на "­ить" относятся ко 2­му спряжению. также ко 2­му спряжению относятся ­ 11 глаголов­исключений, которые нужно     запомнить. Глаголы ­ исключение Гнать, держать, смотреть и видеть,  Дышать, слышать, ненавидеть,  И зависеть, и вертеть,  И обидеть, и терпеть ­  Вы запомните, друзья,  Их на «Е» спрягать нельзя. Ко второму же спряженью  Отнесем мы без сомненья  Все глаголы, что на «­ить»,  Исключая: брить, стелить.  А еще: смотреть, обидеть,  слышать, видеть, ненавидеть,  гнать, дышать, держать, терпеть  И зависеть, и вертеть.            все остальные глаголы относятся к 1­му спряжению (за небольшим исключением).  Особо следует сказать о некоторых глаголах на "­ить", в которых ударение приходится на конец  слова: брить, стелить, почить, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, а также глаголы на  ­шибить (ушибить, ошибиться). Они относятся к 1­му спряжению. К 1­му спряжению принято относить такие редкие глаголы, как зиждиться, зыбиться. Знание, к какому спряжению относиться глагол, позволяет правильно писать окончания при  спряжении глагола (*в первом лице единственного числа глаголы как I, так и II спряжения имеют  окончание ­у (­ю)*):                                               Способы выявления спряжения глаголов Спряжение это видоизменение формы (окончания) глагола по лицам и числам: я пою, ты поешь,  он поет, мы поем, вы поете, они поют. Зная спряжения, вы будете грамотно писать безударные окончания глаголов с буквами Е или И.  Например, видИшь или пишЕшь. Нужно запомнить, что в русском языке глаголы имеют два спряжения: I и II. Но помимо этого  существуют разноспрягаемые глаголы. Существует два способа определения спряжения глагола:  Спрягаем глагол в настоящем или будущем времени. Если ударение при спряжении  падает на личное окончание, определяем спряжение по окончанию. Личное окончание это  окончание глагола при изменении его по лицам. Наиболее простым способом выявления спряжения глаголов является разграничение слов  по окончаниям:   I спряжение: окончание ­ут/­ют II спряжение: окончание ­ат/ят Глаголы при изменении по лицам и числам имеют личные окончания: Первое спряжение ­у (­ю), ­ешь, ­ет, ­ем, ­ете, ­ут (­ют). В окончаниях пишем буквы Е, У, Ю Второе спряжение ­у(­ю),­ишь, ­ит, ­им, ­ите, ­ат (­ят). В окончаниях пишем буквы И, А, Я. Например Лить: я лью, ты льешь, он льет, мы льем, вы льете, они льют ­ I спряжение; Сидеть: я сижу, ты сидишь, он сидит, вы сидите, они сидят ­ II спряжение.                                        Глаголы с приставкой  «вы» При спряжении глаголов с приставкой "вы" возникают затруднения, так как приставка "вы"  перетягивает на себя ударение. Например: вЫстричь, вЫговорить. В этих случаях нужно  отбросить приставку и проспрягать глагол без нее. Например: вЫстричь ­ стричь, я стригу, ты  стрижешь, он стрижет, мы стрижем ­ I спряжение.  Или: вЫговорить ­ говорить, я говорю, ты говоришь, они говорят ­ II спряжение. Если у  глагола безударное личное окончание, ставим глагол в неопределенную форму (отвечаем на вопрос "что делать?") и по окончанию будет понятно, какое это спряжение. Второе спряжение это глаголы с безударным личным и окончанием на ить (­иться) в  неопределенной форме (ездить, строить, кружиться, пениться и т.п.), кроме глаголов­ исключений: стелить и брить, зыбиться и зиждиться (эти четыре глагола относятся I спряжению). Второе спряжение это 7 глаголов с окончанием ­еть: обидеть, терпеть, видеть, зависеть,  ненавидеть, вертеть, смотреть. Второе спряжение это 4 глагола с окончанием на ­ать: дышать, слышать, держать, гнать. Первое спряжение это все глаголы с безударным личным окончанием и окончанием на ­еть, ­ать, ­ять, ­оть, ­уть, ­ыть, ­ти, ­ть и т.д. в неопределенной форме. Первое спряжение это глаголы­исключения: стелить и брить, зыбиться и зиждиться.                                                                    Разноспрягаемые глаголы  Это глаголы, которые в единственном числе имеют личное окончание I спряжения, а во  множественном числе II спряжения. Например, брезжить, бежать, хотеть: я хочу, ты хочешь, он  хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛОВ Правила в целом одинаковы как для глагола, так и для остальных частей речи. Окончание ­ это  изменяемая часть слова и у глаголов отвечает за лицо (в прошедшем времени род), и число. Для  определения окончания достаточно проспрягать глагол по лицам или, в случае прошедшего  времени, изменить по родам и числам. Изменяемая часть слова в этом случае и будет  окончанием. Рассмотрим на примере глаголов делать и сделать Настоящее время 1­е л. Я дела­ю; мы дела­ем 2­е л. Ты дела­ешь; вы дела­ете 3­е л. Он/она/оно дела­ет; они дела­ют Будущее время 1­е л. Я буд­у делать, сдела­ю; мы буд­ем делать, сдела­ем. 2­е л. Ты буд­ешь делать, сдела­ешь; вы буд­ете делать, сдела­ете. 3­е л. Он/она/оно буд­ет делать, сдела­ет; Прошедшее время Единственное число: мужской род: делал­(), сделал­() (окончание нулевое); женский род: делал­а, сделал­а; средний род: делал­о, сделал­о; множественное число: делал­и, сделал­и.                                       Это интересно знать! *. Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы  есть, надоесть, дать, создать. *. Глагол быть также своеобразен. Спряжение его (есмь ­ еси ­ есть ­ есме ­ есте ­ суть) в  современном русском языке практически не используется. Используется глагол есть (глагол 3 л.,  ед. ч. по древнему спряжению) для всех форм глагола быть в настоящем времени. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения  гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня: буду ­ будешь ­ будет ­  будем ­ будете ­ будут. Таблица Спряжение глаголов https://www.youtube.com/watch?v=QAAMHBiVcL8  Глагол. Спряжение глагола Содержание      1. Что мы знаем о глаголе. 2. Историческая справка 3. Лингвистическая сказка 4. Что такое спряжение глагола 5. Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям 6. Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями 7. Разноспрягаемые глаголы 8. Это интересно знать. 9. Тесты 1 Удивительная часть речи В русском языке живет: Кто что делает, расскажет: Вяжет, сеет иль, поет. Может плакать и смеяться, Или забивает гол, Начинаем удивляться – Растолкует все. – Кто? 2 Историческая справка Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена  славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть  речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в  предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу.  Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и  второстепенным членом предложения. 3. Лингвистическая сказка  Глагол тоже человек.  Валентина Яроцкая       Жили­были в некотором  царстве, в некотором государстве части речи. У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно,  ходили друг к другу в гости, песни пели,  танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости.       Собрали части  речи   совет  старейшин. Послали к дяденьке Глаголу Существительное, чтобы узнать, в  чём  же дело. Но  печальный Глагол не стал рассказывать о своей  беде. Кого  только не посылали: Прилагательное, Числительное, Местоимение, Наречие,  даже  маленькие коротышки Частица, Союз и Предлог бегали  к Глаголу,  но так  ничего и не узнали.        Наконец пошло  Междометие. Всю  дорогу  оно  спотыкалось и вздыхало:     ­ Ох, ах, ух, эх...     Когда  же Глагол открыл  дверь, то  оно   громко  застонало:     ­ Ой­ой­ой... Как  нам жалко  тебя,  дорогой Глагол!     И  так долго Междометие охало  и  ойкало, что Глагол решился рассказать о своей беде.     ­ Как же мне не печалиться, ­ грустно начал он,  а  из его глаз в  эту минуту закапали слёзы. ­ Не любят меня ребята, как  только начинают спрягать меня, путают мои окончания: в первом спряжении ведь надо  писать в   безударном положении  букву Е, а  во  втором ­  букву И... Ребята  забывают,   сердятся на меня... Даже  дразнилку сочинили:    Вредный дядюшка Глагол,    Для чего ты  к нам пришёл?    Двойки,  единицы ­    Вот  твои сестрицы...    Междометие сначала сказало "ха­ха­ха", а  потом  опомнилось и сморщилось:    ­ Фи,  как им  не стыдно!    ­ Что  же  мне делать? ­ громко всхлипнул  Глагол. ­ Я люблю ребят,  ведь они  такие  деятельные:  прыгают, бегают, рисуют, дерутся, кричат... Я жить  без них не могу... О, я  должен, должен что­то  делать,  ведь я  же Глагол!          Междометие заохало и побежало к частям  речи. Долго  совещались они и  решили, что тут  без мудрого волшебника  Грамматикуса не  обойтись.  Послали   делегацию к Грамматикусу.          А    волшебник­мудрец  как  раз  цветы поливал и песни  распевал. Когда   части  речи рассказали о   беде Глагола,   Грамматикус  почесал затылок  (так принято,  чтобы  мысли  становились  мудрее), а потом  сказал:    ­ Вот запомните  песенку и   передайте её Глаголу,  пусть и ребят научит.  Вместе споют  ­ никогда  ошибаться не  будут...     У спряжений есть  закон,     И ничуть не сложен он:     Гнать,  держать,     Смотреть и видеть,     Дышать, слышать, ненавидеть,     И зависеть, и вертеть,     И обидеть,  и  терпеть,     И глаголы,  что на ­ить,     Кроме двух: стелить и  брить, ­     Их  спрягаем с буквой  И...     Чтоб  запомнить, повтори....            Грамматикус  столько  раз повторял  песенку,  что  части речи     её  запомнили  и  побежали обрадовать   несчастного  страдальца. Глагол  теперь   ходит  весёлый,  целыми  днями  распевает  песенку.  Забыл прежние  беды, с  ребятами  дружит. Они его полюбили.                                 4 Что такое спряжение глагола Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи и характерно для спрягаемых форм, инфинитива, причастий и деепричастий. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:   По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени; Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы). 5 Как определить спряжение глаголов по личным  окончаниям Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке. Лиц о Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения 1-е -у (- ю) -ем -у(-ю) -им рисую, сошью, расту рисуем, сошьем, растем приготовлю, куплю, держу приготовим, купим, держим 2-е -ешь -ете 3-е -ет -ут (- ют) рисуешь, сошьешь, растешь рисуете, сошьете, растете рисует, сошьет, растет рисуют, сошьют, растут -ишь -ите приготовишь, купишь, держишь приготовите, купите, держите -ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит приготовят, купят, держат 6. Как определить спряжение глаголов с безударными  окончаниями Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола. Глаголы первого спряжения представлены:     глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения); глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению); тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить); всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть). Глаголы второго спряжения представлены:    глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения); семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть); четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать).                                        7 Разноспрягаемые глаголы Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные), которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов. 1. o o o o Тест Вопрос 1 из 7 1. Что такое категория спряжения в русском языке? Система изменения форм спрягаемых глаголов будущего времени по наклонениям и лицам. Система изменения форм спрягаемых глаголов настоящего времени по числам и лицам. Система склонения глаголов по категориям рода и времени. Способ классификации глаголов по категориям наклонения, рода и личным окончаниям. Тесты ССылки Тест «Спряжение глаголов» [url=http://samsdam.net/ruslang/00174.php]Тест «Спряжение глаголов»[/url] http://rusoved.ru/testy/test-bukvy-e-i-v-glagolah-1-2-spryageniya.html КАК появился глагол. История глагола Древнерусский глагол значительно отличался от современного. За тысячу лет в нём  произошло много изменений. Очень сильно изменилась система прошедших времён.  ‘Гот, кто изучает в школе английский, или немецкий, или французский язык, знает,  как непросто бывает справиться со множеством глагольных времён. Система времён древнерусского глагола тоже была сложной. У древнерусского глагола было четыре прошедших времени. Они различались не  только по форме, по и по значению. А 6р и с in (от греч. «aoristos») близок по значению к нашему совершенному виду, а им п ер­фект (отлат. imperfectum — «незавершённое») — к несовершенному. Сравните текст из «Слова о полку Игореве» с переводом. Аористы занесе, вьступи и по'Ьха  переводятся как занесла, вступил и поехал (все эти глаголы совершенного вида), а  форма имперфекта заступа­ше — глаголом несовершенного вида заступало. Если в  летописи написано «Игорь иде вь дань», это означает «Игорь пошёл за данью».  Если бы летописец хотел описать, как он шёл, то употребил бы тот же глагол, но в  форме имперфекта: «Игорь идяше». Аорист и имперфект очень рано утратились в  живом древнерусском языке. В книжно­письменном языке эти формы ещё долго  употреблялись,  с ошибками, которые говорят о том, что авторы в своей речи их не  использовали. Утратился и плюсквамперфект (от лат. plnsquamperfectum) ­ сложное время, которое называют иногда д а в и о пр о ш е д ш им. Оно обозначает действие, происходившее  раньше другого действия, которое тоже было в прошлом, т. е до момента речи.  Например, в предложении «..приведогиа разбойники их же б*кша яли въ сел'к» две  формы прошедшего времени: аорист приведогиа (привели) и плюсквамперфект б'кма яли (взяли до того, как привели) Итак, три времени утратились. А судьба четвёртого времени — перфекта (err лат.  perfec­tus — «совершенный») — оказалась необычной. Перфект был сложным  временем. Он состоял из двух слов: вспомогательного глагола быти в формах  настоящего времени и причастия прошедшего времени с суффиксом ­л­ (его так и  называют: «причастие на ­л») спрягаемого глагола. Вспомогательный глагол имел  формы лица и числа: 1­е лицо — есмъ, 2­е лицо — ecu, 3­е лицо — есть;  множественное число: 1­е лицо ­ есмъ, 2­е лицо — еапе, 3­е лицо — суть, а  причастие на ­л изменялось по родам и числам. Например, перфект глагола од&пи в  1­м лице единственного числа — есмъ од'кпъ (а, ­о); в 1­м лице множественного  числа — есмъ од*кгш (­ы, ­а). Примеры перфекта из древних текстов­ «добро д'кло сътворилъ ecu; яко же отьци  суть уставили и заповедали» Значение перфекта было таким­ деисгвие в прошлом +  его результат в настоящем. В «Повести временных лет» древляне спрашивают Игоря (это другой князь Игорь, не тот, что в «Слове…»), в третий раз пришедшего за  данью­, «по што идеши ып*ктъ по­ималъ ecu всю дань и не послуша ихъ Игорь».  («Зачем опять идёшь? Забрал уже всю дань. И не послушал их Игорь»). Здесь две  глагольные формы прошедшего времени с разным значением. Если аорист послуша  выражает действие в прошлом без указания на его результат в настоящем, то в  форме поималъ ecu важно не столько то, что в прошлом было произведено  действие, сколько то, что оно имело последствия в настоящий момент. Речь древлян  можно было бы перевести и так: «Зачем ты опять идешь? Ведь вся дань у тебя»  (потому что ты её взял раньше). Что же дальше произошло с перфектом? Утратился вспомогательный глагол, а  причастие на ­л остаётся. Это и есть наше прошедшее время­ одел, знал, нёс, помог  (в последних формах суффикс нулевой, так как звук [л] в сочетании с согласным  на конце слова утратился). Без вспомогательного глагола оно утратило узкое  перфектное значение. Его суффикс выражает только отнесённость действия к  прошлому. История прошедших времён помогает понять особенность современного прошедшего времени, отличающую его от других времён: будучи по происхождению причастием,  оно, естественно, не может изменяться по лицам, но зато изменяется по родам. В  современном русском языке есть два суффикса повелительного наклонения: ­и {неси — несите, говори — говорите и т. д.) и нулевой суффикс (читай — читайте,  дерзай — дерзайте и т. п.). В древнерусском языке нулевого суффикса не было, он  возник исторически, когда в формах повелительного наклонения в положении после ударения стал утрачиваться звук [и]. Было: чита[щ], скдлаЦи], би\ул\, стало: чита\у],  седлаЦ], бе[). Под ударением [и] сохранился. В русских говорах суффикс ­и иногда  сохранялся также в заударном положении. В таких говорах и сейчас можно  услышать встани, сяди. Правда, и в литературном языке есть вынеси, вывези,  вывали, но подобные формы существуют по аналогии с формами производящих  глаголов (неси, вези, ват), где суффикс сохранился, так как был иод ударением. Подобное явление наблюдается и в неопределённой форме (инфинитиве). В  современном русском языке на конце инфинитива в одних формах есть [и], а в  других нет. Здесь проявляется разная историческая судьба звука [и], который был  обязателен на конце инфинитива: под ударением он сохранился, а в заударном  положении утратился. Поэтому в современном языке нести, плести (из нести,  плести), но спать, беречь (из съпати, берёчи). Правда, в диалектных или  просторечных формах может быть иначе: «Так дом мой, как он есть,/'Велю машинами к реке я перевесть*; «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,/А сапоги тачать  пирожник» (из басен И. А. Крылова). Вид и спряжение глаголов. Формы спряжения глагола "Глагол... Как много в этом звуке..." ­ позволим себе немного перефразировать крылатую  фразу великого Александра Сергеевича Пушкина. Пожалуй, никакая другая  морфологическая категория в нашем языке не насчитывает столько правил и исключений из  них. Особенно сложным считается правило о спряжении глагола и выборе нужной буквы в  окончании (флексии). Вид и спряжение глаголов ­ этим темам, пожалуй, отводится  наибольшее количество уроков из посвященных этой части речи.  Категория вида и категория спряжения у глагола.  Морфологические категории могут быть словоизменительными и несловоизменительными.  Например, число и время ­ это словоизменительные категории, так как мы можем одно и то  же слово изменить, поставить в форму другого числа или времени. А вот вид и спряжение  глаголов ­ категории несловоизменительные, это постоянные глагольные морфологические  признаки. Если у глагола первое спряжение, то как бы мы ни меняли слово, оно так и  останется первым. Изменить вид у слова тоже нельзя. Можно прибавить приставку, тем  самым изменив его на другое, относящееся к другому виду. Что же такое вид и спряжение глагола? .  Каким бывает вид глагола? Вид глагола может быть совершенным (СВ) (к слову задаем  вопрос "что сделать?") и несовершенным (НСВ) (что делать?), то есть действие либо  совершено и имеет результат, либо находится в процессе совершения. Чаще всего  совершенный вид образуется с помощью приставки или смены суффикса. Копать (что  делать? НСВ) ­ выкопать (что сделать? СВ); вырубать (что делать? НСВ) ­ вырубить (что  сделать? СВ).  Глаголы обоих видов могут менять категории числа и лица, иными словами ­ спрягаться.  Какими могут быть окончания спряжений глаголов и как выбрать нужную букву в окончании  глагола . Для чего знать спряжение? Это очень важно, ведь именно от этого зависит выбор  правильного личного окончания (флексии) слова. При изменении по лицам и числам у всех  глаголов русского языка может быть два варианта набора окончаний ­ либо одного  спряжения, либо другого. По­другому говоря, зная спряжение, можно правильно изменять  глагол и не ошибаться в выборе его флексий.  Сколько спряжений насчитывает глагол? Какие же формы спряжения глаголов есть в  русском языке и сколько их? У русского глагола ­ два: первое и второе. Но у каждого из них  есть несколько слов­исключений, которые спрягаются не так, как полагается, не по правилу. Кроме того, есть так называемые разноспрягаемые глаголы ­ это такие слова, которые  изменяются не так, как типичные слова этой части речи. Давайте вспомним, как определить  правильно спряжение глагола, а соответственно, и выбрать нужное личное окончание. 1 или 2? Цепочка действий при определении спряжения следующая. В первую очередь  нужно посмотреть на окончание глагола: падает ли на него ударение? Если да, то никакой  трудности нет. Спряжение в этом случае определяем именно по флексии. Глаголы 1  спряжения будут содержать в ней буквы Е/Ё, У/Ю. Приведем пример (знаком [] выделим  флексию): по[Ю] песню, по[ЁМ] песню, по[ЁШЬ] песню, по[ЁТЁ] песню, по[ЁТ] песню, по[ЮТ]  песню. Окончание ударное, буква отчетливо слышна, значит, узнаем спряжение без запинки  ­ оно первое.  Глаголы 2 спряжения имеют в окончании буквы И, А/Я. Говор[Ю] глупости, говор[ИМ]  глупости, говор[ИШЬ] глупости, говор[ИТЕ] глупости, говор[ИТ] глупости, говор[ЯТ] глупости.  Следует обратить внимание на глаголы с приставкой ВЫ­. Она может "притягивать" к себе  ударение и вводить в заблуждение. Чтобы правильно определить, ударная ли флексия у  глаголов с такой приставкой, нужно мысленно убрать ее, и ударение встанет на нужное  место. ВЫ­лет[ИШЬ] ­ лет[ИШЬ], ВЫбеж[ИШЬ] ­ беж[ИШЬ]. 2. Если же окончание безударное,  то распознавать спряжение следует по инфинитиву (напомним, что это более научное  название начальной формы (НФ) глагола). Глаголы 2 спряжения оканчиваются в НФ на ­и­ ть (кроме глаголов­исключений, о которых расскажем ниже). ПостроИть ­ я постро[Ю], мы  постро[ИМ], ты постро[ИШЬ], вы постро[ИТЕ], он постро[ИТ], они постро[ЯТ]. Глаголы 1  спряжения в этой форме оканчиваются на любые другие комбинации букв. Это могут быть  Е/ть, А/ть, О/ть, У/ть, Ы/ть, /ТИ, /ЧЬ и всевозможные другие (кроме слов­исключений, о  которых тоже ниже). Разбир­а­ть ­ я разбира[Ю], мы разбира[ЕМ], ты разбира[ЕШЬ], вы  разбира[ЕТЕ], он разбира[ЕТ], они разбира[ЮТ]. Как видим, разобраться в этой теме совсем  не сложно: достаточно посмотреть на место ударения в слове, при необходимости поставить его в начальную форму, а также выучить набор окончаний для того или иного спряжения.  Исключения из правил. Если вид ­ достаточно простая грамматическая категория, и  определить его можно за одну секунду, то спряжение содержит еще и "подводные камни" в  виде слов­исключений. Из первого спряжения исключения ­ это глаголы, известные каждому школьнику: терп­е­ть (обиду), обид­е­ть (приятеля), верт­е­ть (в руках), ненавид­е­ть (всей  душой), завис­е­ть (от обстоятельств), смотр­е­ть (в сторону), вид­е­ть (его), а также слыш­а­ ть (звук), гн­а­ть (коров), дыш­а­ть (воздухом), держ­а­ть (при себе). Эти слова хоть и  оканчиваются на ­е­ть, но в формах лиц приобретают окончания второго спряжения:  завиш[У], завис[ИМ], завис[ИШЬ], завис[ИТЕ], завис[ИТ], завис[ЯТ]; держ[У], держ[ИМ],  держ[ИШЬ], держ[ИТЕ], держ[ИТ], держ[АТ]. Относятся эти глаголы тоже ко второму  спряжению. Из второго спряжения исключения ­ это слова бр­и­ть (бороду), стел­и­ть (скатерть), а также устаревший глагол "зижд­и­ться", но так как он почти не употребляется в современном языке, в школьных уроках на нем не акцентируется внимание. Эти глаголы  относятся к первому спряжению, так как при изменении по лицам и числам принимают  свойственные ему флексии. Я стел[Ю], мы стел[ЕМ], ты стел[ЕШЬ], вы стел[ЕТЕ], он стел[ЕТ],  они стел[ЮТ]. Очень важно выучить эти глаголы, чтобы они не вводили в заблуждение при  написании. В школе, например, именно с глаголами­исключениями связано основное  количество грамматических ошибок.                            Разноспрягаемые глаголы  Напомним, что разноспрягаемыми называют глаголы, которые принимают в разных формах личные окончания то одного спряжения, то другого. В русском языке два таких глагола ­ "хотеть" и "бежать". Если судить по начальной форме, то они должны относиться к первому спряжению. Но давайте посмотрим, как они ведут себя при изменении по лицам и числам. Хот­е­ть: я хоч[У] играть, мы хот[ИМ] играть, ты хоч[ЕШЬ] играть, вы хот[ИТЕ] играть, он хоч[ЕТ]   играть,   они   хот[ЯТ]   играть.   Как   видно,   в   единственном   числе   у   этого   глагола окончания первого спряжения, а во множественном ­ второго. Беж­а­ть: я бег[У] по дороге, мы  беж[ИМ]  по  дороге,  ты  беж[ИШЬ]  по  дороге,  вы  беж[ИТЕ]  по  дороге,  он  беж[ИТ]  по дороге, они бег[УТ] по дороге. Этот глагол только в форме третьего лица множественного числа ведет себя как глагол второго спряжения, а во всех других формах у него окончания первого спряжения. Вот поэтому эти слова и называют разноспрягаемыми  глаголами. Их окончания следует запомнить. Лиц о Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов спряжения 2 1-е -у (- ю) -ем -у(-ю) -им рисую, сошью, расту рисуем, сошьем, растем приготовлю, куплю, приготовим, купим, держим держу 2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, -ишь -ите приготовишь, купишь, 3-е -ет -ут ют) (- растешь рисуете, сошьете, растете рисует, сошьет, растет рисуют, сошьют, растут держишь приготовите, купите, держите -ит -ат (-ят) приготовит, купит, приготовят, купят, держат держит   Итак, мы выяснили, для чего нужно знать спряжение глагола, как его определить, какие слова относятся к первому, а какие ко второму спряжению и какие существуют слова­ исключения из данного правила. Обобщим все вышесказанное в таблице, отразив в ней глаголы, у которых личные окончания безударные. 1 спряжение 2 спряжение На что оканчиваетсяв нач.форме е­ть (неглеть), ы­ть (мыть), а­ть (мечтать), о­ть (полоть), у­ть (уснуть), ­ти (нести), ­чь (стричь) и др. и­ть (пилить) Личные окончания ­у/­ю, ­ем, ­ешь, ­ете, ­ет, ­ут/­ют ­у/­ю, ­им, ­ишь, ­ите, ­ит, ­ат/­ят Исключения Бр­и­ть (усы), стел­и­ть (ковры) ­ относятся к 1 спр. ­верт­е­ть (волчком), ­терп­е­ть (бедствие), ­завис­е­ть (от них), ­обид­е­ть (друга), ­ненавид­е­ть (всерьез), ­смотр­е­ть (в оба), ­вид­е­ть (все); ­слыш­а­ть (гром), ­гн­а­ ть (в степь), ­дыш­а­ть (легко), ­держ­а­ть (крепко) ­ относятся ко 2 спр. Примеры помог­а­ть, пол­о­ть, пл­ы­ть, нес­ти, испе­чь и др. пил­и­ть, молот­и­ть, мол­и­ться, покор­и­ться, обвин­ и­ть, отвинт­и­ть, объясн­и­ть, впечатл­и­ть и др. Не забываем о том, что данную таблицу следует применять, только убедившись, что личные окончания глагола не находятся под ударением, а также обратив внимание на наличие приставки вы­. Подведем итоги Вот мы и разобрались, что такое вид и спряжение глагола, как их определить и для чего нужно хорошо разбираться в этих морфологических категориях. Какие же выводы можно сделать? Чтобы определить вид глагола, достаточно задать к нему один из двух вопросов: что делать? или что сделать? В первом случае вид будет несовершенный, а во втором ­ совершенный. Для вычисления спряжения нужно в первую очередь определить, падает ли ударение на окончание в личной форме. Если да, то спряжение определяется именно по нему. Если нет, то необходимо поставить глагол в НФ. По НФ окончания спряжений определяются несложным образом: нужно заметить, на что оканчивается глагол в инфинитиве, и в соответствии с правилом определить спряжение. При этом обратить внимание, не является ли данный глагол одним из исключений из правила. Исключения нужно выучить и знать на зубок! Вот и все правило, объясняющее, что такое вид и спряжение глаголов нашего языка. Раздел I. Из истории создания глагола. Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!" - Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами. Раздел II. Глагол как часть речи. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? играть прийти Раздел III. Морфологические признаки глагола. Инфинитив (лат. infinitivus (modus) — неопределённый) — неопределённая форма глагола Что делать? читать Спряжение глаголов Раздел V. Это интересно. Глагол, в котором нет корня Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать — несовершенный вид) — родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть. Недостаточные глаголы Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем — мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме — это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы. Проверь себя Найди в стихотворении все глаголы движения. Ты спешишь, и время – тоже. Мчится дням наперерез: Мимо зеркала в прихожей – С рюкзаком наперевес. Ты с портфелем рвешься в школу, По двору несешься вскачь. Как задиристый, веселый, Непослушный рыжий мяч. А потом степенно с папкой Продвигаешься к авто. Или бежишь, минуя давку, Из трамвая на метро. Время - вот суровый тренер! Год за годом гонит прочь. И уже на старте племя. Молодое – сын и дочь. Ну, а ты сползаешь чинно. К серой финишной черте, Дребезжа им вслед: «Обидно, Нынче скорости не те!

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)

Практический материал" Все о глаголе" ( русский язык 4-5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2017