Связь внеурочной деятельности с уроками русского языка
Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
русский язык +1
4 кл—5 кл
07.04.2018
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка. На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? И пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.внеурочка
программа 2.docx
Тема: «Связь внеурочной деятельности с уроками русского языка».
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является
урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить
на вопросы детей, показать им богатство русского языка. На протяжении многих лет
работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда
вызывают у учащихся интерес. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к
занятиям, как повысить грамотность письма. Как сделать урок русского языка
интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? И пришла к выводу,
что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и
отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
В этом случае на помощь мне приходят занятия по внеурочной деятельности из
курса “Занимательная грамматика”, являющийся продолжением урока, его
дополнением. Четвёртый год веду этот курс. Главной целью его является
пробуждение интереса к занятиям русским языком: выявление интересного в языке
с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы.
В отборе материала к занятиям я ориентируюсь на связи с программным
материалом по русскому языку.
Воспитание интереса к занятиям курса “Занимательной грамматики” должно
пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку,
совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных
предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная
деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики”
обращаю на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся.
Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ:
грамматические сказки,
игры,
пословицы, поговорки, загадки,
ребусы, кроссворды,
дидактический и раздаточный материал.
Дидактический материал стараюсь преподносить в стихотворной форме, что
способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Каждый год провожу олимпиады по русскому языку. Олимпиады являются
хорошим средством вовлечения учащихся во внеклассную работу.
На занятиях по внеурочной деятельности с учениками выполняли проекты по
следующим темам:
«Имена прилагательные в загадках»,
1 Рассказ о слове «Осень»,
«Составляем орфографический словарь»,
«Зимняя страничка»,
«В словари за частями речи»,
«Семья слов»,
«Тайна имени» и др.
Проекты выполняются и по другим предметам, которые потом пополняют
«Портфолио ученика».
Чтобы урок русского языка стал интересным и занимательным я большое
внимание уделяю загадкам, пословицам и поговоркам, которые развивают
познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление.
Загадка развивает в ребёнке догадливость, сообразительность.
Например, «Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в
дом не пускает».
Отгадывание загадок приучает детей к рассуждению, развивает способность к
анализу, синтезу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы.
Пословицы и поговорки использую при изучении нового материала, при
закреплении правил на уроках русского языка, что способствует расширению
словарного запаса.
Например, на уроке по теме: «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу».
Дети записывают пословицу: Жить – Родине служить.
Проводится работа над смысловым значением пословицы: «Что значит Родине
служить?» На дом предлагается детям подобрать пословицы и поговорки, в которых
встречаются слова с данными сочетаниями.
На следующем уроке заслушиваются пословицы, а некоторые из них
записываются в классе: Сам погибай, а товарища выручай.
В первом классе тексты пословиц и поговорок можно использовать практически
на каждом уроке, например:
1. Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Придумай историю, в которой
можно было бы использовать эту пословицу. «Нет в мире краше Родины нашей».
Аналогичные задания выполняем и во 2 классе.
Например:
1. Прочитай пословицу. Объясни, почему так говорят. «Хлеб – батюшка,
вода – матушка».
2. Какие слова пропущены в пословицах? Объясни, почему так говорят.
«Семь бед …», «Не зная броду …», «В мешке шило …».
3. Прочитай пословицы. Почему так говорят? Какие пословицы о труде ты
знаешь?
«Без труда нет добра», «Делу время, потехе – час», «Труд человека
кормит, а лень – портит».
2 В 3 классе задания постепенно усложняю.
Например:
1. Составь из слов пословицу и напиши. Объясни её смысл
Ученье, неученье, свет, тьма.
2. Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц.
Подбери ещё одну пословицу на эту же тему.
«В дружбе, правда», «Неверный друг – опасный враг», «Друг лучше старый, а
платье – новое».
Подобные задания использую и в 4 классе, но задание усложняется.
1. Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Объясните
смысл пословиц.
«Знай больше, а говори________ . «Умный себя винит, а_______ своего
товарища.
2. Прочитай пословицы, изменяя падеж существительных, которые даны в
скобках. Объясните смысл пословиц.
«У кривой (палка) не бывает прямой (тень)», «Красна весна (цветы), а осень
(плоды)».
3.Составь рассказ, который можно озаглавить пословицей
«Что посеешь, то и пожнёшь».
Так же одним из лучших средств, способных вызвать интерес к занятиям по
русскому языку, является и дидактическая игра. Она помогает формированию
фонематического восприятия слова, активирует мыслительную деятельность,
внимание, развивает речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому
языку, что способствует формированию орфографической зоркости.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я
применяю на своих уроках.
1) Игра «Найди пару».
Предлагаю подобрать словарные слова к словам с изученными
орфограммами: сладкая... (ягодка), бежит по... (дороге), грустно... (девочке);
(заяц)... бежит, (воробей)... летит.
2) Игра «Собери предложение», где использую деформированный текст.
лесной, тихо, на, полянке, зимой
Задания можно усложнять: нужно определить границы слов и предложений:
Днёмбылаоттепельснегназемлесталрыхлымночьюгрянулморознаснегуобразовалас
ькрепкаяледянаякоркаптицамнедостатьиз загололёдапищу.
3) Игра “Загадка в загадке”
Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и написать
отгадки.
По Полотняной стране,
По реке Простыне,
3 Плывёт парохо__,
То наза__, то вперё__,
А за ним такая гла__ь,
Что и зыби не видать (Утюг)
Через поле и л__сок
Подаётся г__л__сок,
Он б__жит по пр__в__дам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон)
4 Игра « Вратарь»:
1 вариант: ловят слова с разд. ь, 2 вариант: ловят слова с разд. ъ.
Соловьи, съехать, шьёт, серьёзный, съёмка, обезьянка, подъехать, платье, вьюга,
подъём, пальма.
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Можно использовать при закреплении правописаний непроверяемых гласных.
Мак ромашка роза лук
Кошка собака воробей корова
Береза дуб малина осина
Корова лиса волк медведь
Задания: подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Заменить словосочетания, одним словом:
промежуток времени в 60 минут,
военнослужащий, стоящий на посту,
ребенок, любящий сладкое,
очень смешной фильм.
3.Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
4. Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Игровые приемы, можно использовать и при проведении физминуток.
1) На доске запись:
Сорняк, голова, спасает, борода, колючки, горбы, волосок, волчата, тропа, голоса,
плита, море.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне,
вы сделаете 1 хлопок, если назову слово с 2 безударными, то сделайте 2 хлопка.
2) Я буду читать однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с
корнем лес, вы садитесь, если слово с корнем сад, встаете.
Сад, лес, лесной. Садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек,
посадки
3) Например, на уроке по теме:
«Одушевленные и неодушевленные
существительные» называю слова, если одушевленное «хлопок в ладоши», а
неодушевленное «приседание», 4) На уроке по теме: «Три склонения имени существительного» называю слова,
если существительное 1го склонения – «приседание», 2го склонения – «прыжки», 3го
склонения – «хлопок в ладоши».
Игры, на урок и на физминутки, подбираю в зависимости от темы урока, которые
будут способствовать усвоению материала. Игра позволяет сделать урок интересным, на
их материале можно отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать
орфографическую зоркость.
Еще провожу нестандартные уроки: уроксказка, урокигра, урокКВН, урок
конкурс, что тоже способствует лучшему усвоению материала урока.
Связь внеурочной деятельности с уроками русского языка
Связь внеурочной деятельности с уроками русского языка
Связь внеурочной деятельности с уроками русского языка
Связь внеурочной деятельности с уроками русского языка
Связь внеурочной деятельности с уроками русского языка
Связь внеурочной деятельности с уроками русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.