Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Оценка 4.8
Руководства для учителя
pptx
классное руководство
1 кл—4 кл
02.04.2018
Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Предметом ФГОС являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, С задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. максимально расширить охват детей с ОВЗ; дать ребенку Конституционное право на школьное образование;гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию.pptx

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках в начальной школе Подготовила: Учитель начальных классов Смирнова Н.В. I кв. категория

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Предмет ФГОС Предметом ФГОС являются отношения в сфере  образования следующих групп обучающихся с ОВЗ:  глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,  слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи,  с нарушениями опорно­двигательного аппарата,  С задержкой психического развития,  с расстройствами аутистического спектра,  со сложными дефектами.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Варианты ОВЗ Категория детей с ОВЗ Варианты программ обучающихся с ОВЗ и ФГОС НОО ФГОС УО Глухие Слабослышащие Слепые Слабовидящие С Тяжелым НР С нарушением ОДА С ЗПР С расстройствами аутистического спектра С УО (интеллектуальными нарушениями) 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 2.1, 2.2, 2.3 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 4.1, 4.2, 4.3 5.1, 5.2 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 7.1, 7.2 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 Пр. №1599, вар 1 Пр. №1599, вар 2

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Стандарт как инструмент должен: •максимально расширить охват детей с ОВЗ; •дать ребенку Конституционное право на школьное образование; •гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми  и особых образовательных потребностей, создать оптимальные  условия реализации его реабилитационного потенциала; •обеспечить на практике возможность выбора стандарта  образования; •обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество  образования  детей с ОВЗ; •обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками  возможность беспрепятственно переходить из одного типа  образовательного учреждения в другое; • создать условия и стимулировать модернизацию  специального образования в его структурно­функциональном,  содержательном и технологическом аспектах

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Коррекционно­развивающая цель •развитие зрительного восприятия и узнавания; •развитие зрительной памяти и внимания; •развитие слухового внимания и памяти; •развитие навыков соотносительного анализа •умения работать по словесной и письменной  инструкции, алгоритму •умения планировать деятельность •развитие наглядно­образного мышления •развитие речи, овладение техникой речи •расширение представлений об окружающем мире  и обогащение словаря •коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
инклюзивном классе Требования к режиму организации урока в Приёмы педагогической коррекции: • Инклюзивное  преподавание  предполагает,  что  дети  с  различными  особенностями  должны  быть  включены  в  1.Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации  для детей с нарушениями развития; образовательный  процесс,  а  учреждения  образования  –  создать им для этого соответствующие условия.  • Планирование  урока  в  инклюзивном  классе  должно  включать в себя как общеобразовательные задачи, так  4.Приёмы использования технических средств, специальных  и  задачи,  ­  приборов и оборудования. предусматривать  в  ходе  урока  смену  деятельности  обучающихся,  чередование  активной  работы  с  отдыхом,  обязательное использование наглядных средств. 3.Логические приёмы переработки учебной информации; 2.Специальные приёмы организации обучения; коррекционно  развивающие

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Завтра уроки… С чего начать?

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Памятка классному руководителю 1. Изучение семьи (социально-бытовые условия, психологический климат, ближайшее окружение ребенка). 2. Знакомство с заключением ПМПК. 3. Зафиксировать занятость во внеурочную деятельность. 4.Отслеживать периодичность коррекционных занятий, лечения, пропусков. 5.Консультировать родителей по деятельности специальных учреждений и секций. 6.Проводить классные часы по вопросам толерантности, терпимости. Тренинги. 7.В протоколах родительских собраний прописывать все беседы и принятие решений по вопросам толерантности и инклюзивного образования.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
При организации урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями : Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму,  дети становятся более организованными. Начало урока: Первый вариант работы –  «особенные» дети работают по  карточкам на закрепление  предыдущей темы (в это время  учитель работает с остальными  детьми, объясняя новую тему,  которую невозможно объяснить  в том же режиме и  «особенным» детям) Второй вариант – пока  «обычные» учащиеся работают  по карточкам на закрепление  предыдущей темы (т.к. они более  самостоятельны), учитель  проводит словарную работу или  другие виды работ с  «особенными» детьми по  вспоминанию основных понятий,  касающихся темы предыдущего  урока

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
На данном этапе урока можно предложить детям с ОВЗ: • карточки с понятиями предыдущего урока, и дети дают этим понятиям  письменную характеристику.  •  карточки,  содержащие  слова­подсказки  или  предложения  с  пропущенными  словами  (чтобы  детям  было  проще  дать  определение  понятию). •  карточка  с  заданием  такого  характера:  в  одном  столбике  даются  понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны  указать какому понятию соответствует то или иное определение).  • карточки с практическими примерами.  •словарная  работа  (устно  или  по  карточкам).  Можно  предложить  детям  задание по типу «10 слов».   Начало урока с детьми, имеющими нарушение  интеллекта, всегда должно быть построено  на повторении предыдущего материала.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Основной ход урока: Первый вариант работы – «обычные» дети  выполняют задания по карточкам, отрабатывая  новую тему. В это время учитель в «доступном»  варианте объясняет новую тему детям с  ограниченными возможностями здоровья.  При этом используются: наглядность (каждое  действие или слово должно быть подкреплено  картинкой, схемой, карточкой, практическим  действием); постепенный переход от одного  действия или понятия к другому. Далее идет закрепление материала. Один или два  ребенка выполняют задание перед всем классом.  Учитель активно помогает.  Потом «особенные» дети выполняют  индивидуальные задания, связанные с новой  темой, а в это время учитель проверяет задания,  выполняемые «обычными» детьми. Второй вариант – учитель может  приступать к объяснению новой темы для  всех учащихся. При этом для общего  объяснения нужно выбирать только простые  темы, как по своему объему, так и по  содержанию материала. Также не забывать  про использование алгоритма и  наглядности.  Далее можно предложить сильным ученикам  выполнить индивидуальные задания  самостоятельно, а в это время еще раз  объяснить более слабым ученикам  содержание новой темы, и только потом  предложить им самостоятельные задания и  переключиться на проверку заданий,  выполняемых сильными учениками.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Все задания для детей с ОВЗ должны отвечать определенному алгоритму действий Устные задания выполняются по следующему алгоритму: • Учитель проговаривает само задание (т.е.,  что мы будем делать)  обучающиеся  проговаривают  задание  после  учителя;  можно  использовать  карточки  с  опорными  словами,  иллюстрации,  отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц. • Пошаговое  выполнение  самого  задания,  проверка  вместе  с  учителем. Письменные задания: • Учитель проговаривает само задание (т.е.,  что мы будем делать)  обучающиеся проговаривают задание после учителя. • Детям  раздаются  карточки  с  заданиями  для  самостоятельного  выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке). • Проверка  задания:  учитель  может  индивидуально  проверять  задание, подходя к каждому ребенку.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Урок  в  инклюзивном  классе,  где  есть  дети  с  ограниченными  должен  предполагать  большое  количество  использования  наглядности для упрощения восприятия материала.  возможностями  здоровья,

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Учителю на заметку           Одно  из  основных  требований  к  уроку  –  это  учет  слабого  внимания  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  их  истощаемости  и  пресыщения  однообразной  деятельностью.             Поэтому  на  уроке  учитель  должен  менять  разные  виды  деятельности: а)  начинать  урок  лучше  с  заданий,  которые  тренируют  память,  внимание; б)  сложные  интеллектуальные  задания  использовать  только  в  середине урока; в)  чередовать  задания,  связанные  с  обучением,  и  задания,  имеющие  только коррекционную направленность  г)  соревнования, интриги, ролевые игры, мини­постановки.  использовать  моменты,  сюрпризные,  игровые  моменты

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Схема урока выглядит ориентировочно следующим образом: ­  поэтапное объяснение нового материала; ­  дозированное выполнение заданий; ­  повторение учеником инструкции к выполнению  задания; ­  обеспечение аудио­, визуальными средствами обучения;  система специального оценивания уровня учебных  достижений.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Общие подходы к рекомендациям педагога по обучению детей с ОВЗ 1. Давать дополнительное время для написания контрольной, проверочной работы (разрешать дописать на перемене или после уроков); 2. Разрешать переписывать проверочную или облегчения их выполнения; 6. Разрешить выйти на пару минут или дать задание, связанное с передвижением по классу, тем детям, которым тяжело высидеть 40 минут. контрольную работу; 3. Принимать работу позже установленного срока; 4. Оценивать собственный прогресс ребенка, сравнивать знания и умения ребенка не относительно некой усредненной нормы, а оценивать его собственные усилия; 5. Выдавать задания, четко разбитые по шагам, для

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ • в первом классе – по без отметочной системе, предполагающей критерии относительной успешности обучающихся; • в 2-9 классах – по пятибалльной системе. Итоговую отметку в 2-4 классах выставлять среднеарифметическому принципу, в 5-9 классах исходя из отметок по тестам, промежуточным контрольным работам с учетом старательности, прилежности в учебной деятельности. Текущий контроль Оценивать учащихся в течение всего урока Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы , внешние изменчивые факторы . Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки Использовать различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют сначала работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами, или один ученик проверяет обе работы.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи. Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку для учащихся с ОВЗ. I II Начальное общее образование Объем диктанта и текста для списывания: Класс IV 2 10-15 15-20 20-25 3 35-40 40-45 4 55-60 60-65 45-50 65-70 70-75 25-30 50-55 III Объем словарного диктанта: Класс Количество слов 1 4-6 2 6-8 3 8-10 4 10-12

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ Для учащихся с ОВЗ творческие работы (изложения, сочинения) даются с опорой. Это могут быть: опорные слова, план, начало текста, окончание текста. Как вариант написания сочинения ребенку можно предложить составить текст по картинкам. За ошибку в диктанте не считаются: - ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске); - единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными. Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось: во 2 - 3 классах - 25-45 минут, в 4-9 классах 35-45 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1 -3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ Критерии оценивания по математике. При выполнении контрольных работ для учащихся с ОВЗ уменьшается количество заданий (например, с 6 до 3-4, исходя из сложности заболевания ребенка). При решении задач учащемуся предлагается опорная схема, рисунок. Так же ребенку с ОВЗ могут быть предложены задания с выбором правильного ответа (примеры, задачи). Критерии оценивания по литературному чтению, литературе. Учащимся предлагаются более легкие тексты для прочтения. При пересказе текста учитель задает ученику наводящие вопросы для облегчения построения связных предложений. К предметам естественно-научного цикла предъявляются те же требования, что и для уроков литературы. Выполнение лабораторных работ проводится при помощи ассистента. Предметомитоговойоценки должно быть

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018