Практическое задание № 2 по теме «Формулы конфликта»
(на примере решения ситуационных задач)
Цель задания: развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе формул (А, Б и В) и поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций.
Порядок выполнения задания
Для выполнения задания студентам необходимо самостоятельно изучить материал, представленный ниже. После усвоения этого материала каждому студенту предлагается индивидуально решить семь предложенных ниже задач с конкретными ситуациями. Для решения задач необходимо ответить на один и тот же вопрос: «По какой формуле (А, Б или В) возможно разрешение конфликта в каждой из ситуаций?» Заполните бланк.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Фамилия Имя Отчество ___________________________________________________ Факультет, специальность _________________________________________________ № потока _____________ Адрес представительства __________________________________________________
|
||
№ Задачи |
Тип конфликта |
Примечания, краткие комментарии |
1 |
А |
КФГ1 – ЗАПИСКА ЗАМА КФГ2 – ПОРВАНАЯ ЗАПИСКА |
2 |
Б |
КС – НЕ СМОГ ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И – НЕ ДАЛИ ПРЕМИЮ |
3 |
В |
КС - постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности |
4 |
А |
КФГ – ОТПРАВКА НА КУРСЫ ПОДЧИНЕННОГО КФГ – ОТКАЗ ПОДЧИНЯТСЯ |
5 |
В |
КС – ЖАЛОБЫ ОДНОГО И ОТРИЦАНИЕ ДРУГОГО ПОДЧИНЕННОГО |
6 |
Б |
КС – ОТКАЗ ПОДЧИНЕННОГО И – НЕ ПОВЫШАЮТ РАЗРЯД |
7 |
А |
КФГ1 – НАЖИМ НА ПОДЧИНЕННОГО КФГ2 – ШУТКА ПОДЧИНЕННОГО КФГ… ЖЕСТКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА |
Информационный материал к практическому заданию №2
Формулы конфликтов
Один из исследователей в области конфликтологии В.П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение»приводит 3 формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их решения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.
Первая формула конфликта отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).
_____________________________________________________________________
Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие
действий),
которые могут привести к конфликту.
___________________________________________________________________________________________________________
Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.
Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:
![]() |
….
где КФГ1 – первый конфликтоген;
КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый;
КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т.д.
При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т.д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).
Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует помнить два правила бесконфликтного взаимодействия.
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В таблице дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.
Типы конфликтогенов
Характер |
Форма проявления |
Прямое негативное |
Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка, издевка, сарказм |
Снисходительное |
Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание |
Хвастовство |
Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах |
Менторские |
Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминания о неприятном; нравоучения и поучения |
Нечестность и |
Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляция сознанием человека |
Нарушение этики |
Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть; не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека |
Регрессивное |
Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания |
Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:
КС + И = КФ
Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.
Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:
КС1 + КС2 + ... + КСn = КФ, при этом n > 2. Словами эту формулу можно выразить так:
![]() |
Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.
ЗАДАЧИ
Задача 1
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.
Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.
Задача 2
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.
При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».
Задача 3
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.
Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.
Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства... Назревает конфликт.
Задача 4
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.
Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.
Задача 5
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.
Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.
Задача 6
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.
Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда и, добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.
Задача 7
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.
На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.