Практическое занятие 5
1. Тема: «Методы и стили менеджмента»
2. Цель занятия: закрепить теоретические знания о методах и стилях управления, сформировать умения выбирать методы и стиль управления в зависимости от ситуации.
3. Материальное обеспечение: тетради, ручки, карандаши.
4. Исходные данные: Индивидуальные задания.
5. Ход работы:
5.1. Рассмотреть методические указания по выполнению практических задач.
5.2. В соответствии с приложением А выполнить задания.
5.3. Составить отчет.
6. Контрольные вопросы.
6.1 Объясните сущность методов менеджмента как совокупность способов влияния управляющей системы управления на управляемую.
6.2. Охарактеризовать роль экономических методов менеджмента и их проявление в деятельности организации.
6.3. Административные методы управления.
6.4. Объясните важность применения социально-психологических методов менеджмента при управлении коллективом.
6.5. Охарактеризуйте стили руководства.
7. Литература.
7.1 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. —512 с.
7.2. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с
7.3. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
Методические указания по выполнению практических задач
Методы управления — это способы воздействия субъекта управления на объект управления или средство мотивации деятельности исполнителя.
Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 1).
В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.
Таблица 1- Методы менеджмента
Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.
Виды методов:
- экономические,
- организационно-административные;
- социально-психологические.
Для экономических методов исходным является наличие рынка, умение управлять в условиях рынка, когда механизм отраслевого управления заменяется рыночным механизмом. Действие рыночного механизма в открытой системе определяет использование маркетинга в механизме управления. Экономические методы широко используют экономико-математические модели (ЭММ). Их различают по размерности, сложности, характеру используемого математического аппарата и т.д. Примером ЭММ, применяемых в экономических методах управления, могут быть модели для выбора экономически оптимальных решений. Они включают целевую функцию и ограничения. Целевая функция — инструмент, с помощью которого то или иное состояние идентифицируется как оптимальное; ограничение — условия, при которых осуществляется выбор решений.
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл.2).
Таблица 2 - Экономические методы менеджмента
К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:
- удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;
- нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
- оборачиваемость оборотных средств;
- производительность труда;
- капиталоотдача инвестиций;
- фондовооруженность труда;
- удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;
- уровень автоматизации производства и управления и др.
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
Административно-правовые методы опираются на следующие системы:
• систему законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения;
• систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;
• систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;
• систему оперативного руководства (власти). Данная система включает:
– распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
– популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;
– делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;
– участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.
Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:
- организационное воздействие (регламентирование и нормирование);
- распорядительное воздействие;
- организационно-распорядительное воздействие.
Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 1.
Социально-психологические методы управления — это совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия на коллектив в целом и на отдельную личность коллектива, а также внутри-коллективные отношения. Они включают: повышение квалификации и ответственности, моральные поощрения, развитие социальных потребностей и интересов, поддержание здорового климата в коллективе.
Рис. 1.
Обязательными условиями создания благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.
Таблица 3 - Общая характеристика социально-психологических методов
Стиль управления — совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе управленчекой деятельности.
Авторитарный стиль — сосредоточение на работе и полное пренебрежение людьми. Характеризуется: высокая требовательность, единоначалие, личный контроль за ходом производственного процесса, использования методов принуждения. Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.
Либеральный стиль — сосредоточение на человеке, стиль невмешательства в дела подчиненных, безынициативность, ожидание указаний сверху, руководитель непоследователен в своих действиях, легко поддается мнению других ( влиянию ), некомпетентен в решении вопросов, его характеризует боязнь принятия решений, перекладывание дел на подчиненных. Применение либерального («клубного») стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.
Демократический стиль — считается, что человек получает удовольствие от работы, хочет принимать участие в управлении, предполагает коллективность принятия решений; система контроля включает в себя различные формы приобщения к руководству широкого круга работников, широкая гласность. Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Задание 1.
Задание выполняется индивидуально.
Распределите методы управления в группы, используя таблицу:
Административные |
Экономические |
Социально-психологические |
|
|
|
Методы управления: устав предприятия (организации), инструктаж, авторитет, заработная плата, устное поощрение, положение об отделе, должностная инструкция, лидерство, приказ, распоряжение, премия, личный пример руководителя, размещение фотографии на доске почета, поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Задание 2.
Задание выполняется индивидуально.
Распределите указанные ниже характеристики по стилям управления, используя таблицу:
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
|
|
Характеристики: формальный характер взаимоотношений с подчиненными, нетерпимость к критике, основан на инициативе коллектива, основан на инициативе руководителя, самоустранение от руководящих функций, отсутствие принципиальности, главное – хорошие отношения, а не результат работы, максимальная объективность к членам коллектива, использование убеждения как метода влияния на подчиненных, приказной характер общения.
Задание 3.
Задание выполняется индивидуально.
Примите решение о выборе методов управления в следующих ситуациях:
1. До руководства дошли слухи (имеющие под собой основание) о том, что один из перспективных сотрудников собирается уходить из организации. При этом он обладает ценным опытом, информацией и т.п. Предполагаемая причина – сотрудник считает себя неоцененным по заслугам. Его уход может повлечь за собой уход еще нескольких работников.
2. По итогам работы компания выделила для стимулирования бригады наладчиков 50 тысяч рублей. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну (каждому по 10 тысяч рублей), чем вызвал большое недовольство и конфликтную ситуацию в бригаде.
3. Один из сотрудников предприятия постоянно опаздывает на работу, при этом ссылаясь постоянно на различные причины. При этом другие сотрудники высказывают недовольство по отношению как к самому опаздывающему, так и к тому, что никаких мер к данному сотруднику не предпринимается.
Задание 4.
Задание выполняется индивидуально.
Какой стиль управления целесообразно использовать в следующих ситуациях:
1. Персонал отдела обладает квалификацией, соответствующей уровню решаемой задачи, не нуждается в дополнительном инструктировании.
2. Подчиненные имеют низкий уровень самоменеджмента, нуждаются в детальном инструктировании по поводу выполняемой работы.
3. Квалификация и уровень ответственности подчиненных достаточно высок, они имеют сильную мотивацию.
4. Руководитель способен в силу своей квалификации единолично находить оптимальное решение без поддержки подчиненных.
5. Подчиненные готовы безоговорочно подчиняться указаниям руководителя, играя роль простых исполнителей.
6. Вы недавно создали предприятие, ваши сотрудники еще недостаточно освоили цели, которые стоят перед предприятием, не все приняли предлагаемые правила трудового распорядка.
7. Ваше предприятие стабильно развивается, вы создали сильную команду, члены которой возглавляют структурные подразделения предприятия и которые способны принимать самостоятельно взвешенные решения.
Задание 5.
Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Задание: Проанализируйте стиль управления, который использует по отношению к вашей группе ваш классный руководитель. Ответ обоснуйте.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.