г. Ханты-Мансийск
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
«ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
Подготовила:
педагог-психолог Чешкова Ю.Н.
Главные жизненные ценности
Цель:
формирование позитивно-ориентированной личности посредством осознания собственной ценностно-смысловой сферы.
Задачи:
1. Дать представление о понятии «ценности»;
2. Создать условия для раскрытия и осмысления собственных ценностей;
3. Формировать приоритет духовных ценностей над материальными.
Ход занятия
1. Вводная часть (создание психологического комфорта)
Добрый день, ребята! Сегодня я с вами проведу занятие. Я хочу, чтобы оно прошло в дружеской, доброжелательной, комфортной обстановке. Для создания хорошей эмоциональной атмосферы давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, подарим улыбку нашим гостям. Ведь не зря говорят: «Улыбнись, и все получится». Я уверена, что все получится и у нас.
Упражнение «Самопрезентация».
Каждый из нас охарактеризует себя с помощью трех слов. (Я – открытая, ответственная, отзывчивая)
Сегодня мы будем говорить о системе ценностей, которая сложилась в обществе, и о тех ценностях, которые наиболее важны для вас самих.
Проективный тест «Ваши жизненные ценности».
Инструкция:
Эта фигурка сознательно лишена всех внешних деталей. Вам нужно сделать из этой «заготовки» человека, снабдив его всем необходимым для жизни.
Рисуйте все, что вы сочтете нужным, не забудьте про фон.
Интерпретация:
Внимательно посмотрите на характер линий рисунка.
Если вы сильно нажимали на карандаш или ручку, старательно (возможно, несколько раз) обводя каждую деталь, то можно предположить, что вы приверженец традиций и всегда строго соблюдаете все правила и предписания. Боитесь попасть в неловкое положение и выставить себя в дурном свете. Поэтому часто ведете себя не так, как вам хотелось бы, предпочитая официальность и регламентированность естественности и простоте.
Если все линии на вашем рисунке тонкие и небрежные, то, скорее всего, вы легкий в общении и веселый человек.
Если линий очень много и они неряшливо путаются и налезают друг на друга, то это значит, что вы слишком легкомысленная и ветреная персона, что называется, без царя в голове.
Теперь остановимся на деталях, которыми вы снабдили свой рисунок.
Если сделали главный упор на внешности человека, тщательно прорисовав все детали лица и тела, то это говорит о вашем желании нравиться противоположному полу. Чем резче ваш рисунок, тем активнее вы себя ведете на любовном поприще. Вы не представляете себе жизни без любви, а любовь -без секса.
Если основное внимание уделили одежде человека, то это означает не что иное, как ваш страх быть самим собой. Вы стараетесь спрятать от людей истинную сущность, все время играете какую-то роль, придумываете себе имидж, лишь бы никому не показать себя настоящего. Возможно, это следствие вашей ранимости - не хотите, чтобы вам причинили боль. Или же вы не уверены в себе, стеснительны и робки. Как бы там ни было, вы оберегаете от окружающих свой внутренний мир, поскольку это ваше главное богатство.
Если нарисовали рядом с человеком другого человека или животное, то вы нуждаетесь в общении. Для вас главная жизненная ценность - это отношения с другими людьми, любовь, дружба, взаимопонимание.
Если изобразили рядом с человеком дом, то это говорит о вашем стремлении достичь хорошего положения в обществе и о том, что для вас очень важен социальный статус.
Все предметы быта, изображенные рядом с человеком, говорят о том, что ваши жизненные ценности лежат в материальной плоскости.
2. Основная часть.
Как вы думаете, что такое ценность?
Ценность – представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении.
Мы живем с вами в непростое время. В мире не прекращаются войны, происходят природные катаклизмы, эпидемии. Система ценностей претерпевает изменения. А что такое ценности, на ваш взгляд? Я предлагаю вам сегодня разобраться в этом.
1. Вопрос - ответ:
- Как вы думаете, большинство людей в современном мире предпочтут оставаться бедными, но честными, или они в некоторых ситуациях пойдут на компромисс со своей совестью, если это сулит им денежную прибыль? (Учащиеся обсуждают это, выделяется ценность).
- Как вы считаете, большинство молодых людей предпочтут провести свободное время, развлекаясь на дискотеке, играя на компьютере или занимаясь саморазвитием (например, чтение книг)? (Учащиеся обсуждают это, выделяется ценность).
- Как вы думаете, большинству людей свойственно никогда и ничего не делать без выгоды для себя или большинство людей охотно совершает бескорыстные поступки? (Учащиеся обсуждают это, выделяется ценность).
- Как вы полагаете, большинство людей стремится руководить другими или подчиняться? (Учащиеся обсуждают это, выделяется ценность).
2. Для дальнейшего обсуждения проблемы ценностей я предлагаю вам посмотреть ролик. После просмотра которого, вы попробуете определить: - Какие ценности наиболее важны для главной героини этого ролика? (Учащиеся смотрят ролик «Ценности жизни»).
(При ответах учащиеся могут опираться на список ценностей, который представлен на экране мультимедийного проектора.
Список ценностей для обсуждения ролика «Ценности жизни»
Красота
Жизнерадостность
Духовная свобода
Развлечение
Материально обеспеченная жизнь
Высокие запросы
Творчество
Независимость
Широта взглядов
- Что вас больше всего удивило при просмотре ролика?
- Какие ценности наиболее важны для главной героини этого ролика?
(на презентации появляется список выделенных учащимися ценностей)
Таким образом, мы видим, что система ценностей многообразна. Кроме тех, которые мы назвали, существуют и такие как: (перечень ценностей на слайде) Но у каждого человека в процессе жизни выстраивается своя иерархия ценностей. Я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет определить ваши ценностные ориентации, то, что для вас сейчас наиболее значимо.
3. Игра «Пять шагов»
Цель: повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже – совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
Далее все делятся на микрогруппы по 3 – 4 человека.
В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5 – 7 минут.
Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
4. А сейчас прослушайте притчу, которая на меня произвела большое впечатление.
Притча
Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи.
По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка. «Понравилась, отец», — ответил мальчик. «Видел, как бедны могут быть люди?» — задал вопрос мужчина. «О, да!» — последовал ответ. «А что ты извлек из нашего путешествия?» — вновь спросил отец.
А сын ответил: «Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца». У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья».
Отец мальчика застыл в онемении.
И тут сын добавил: «Я понял, как мы на самом деле бедны».
- Подумайте, какой смысл в нее вложил автор? (Приложение 3).
Вывод: Богатый отец хотел показать сыну, как живут бедные люди, а вместо этого сам получил урок. Автор на примере отца показал ту часть общества, для которой приоритетными являются материальные ценности, а на примере сына – духовные. А каким ценностям вы отдаете предпочтение, материальным либо духовным?
5. Заключительная часть
Психолог: Какие выводы мы можем сделать из всего выше сказанного? Думаю, вы согласитесь с тем, что ценностные ориентации составляет основу отношений человека к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения.
Развитость ценностных ориентаций - это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.