Фионова Наталья Валерьевна,
преподаватель русского языка и литературы
БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»
Методическая разработка практического занятия по литературе
Тема: «Особенность» Наташи Ростовой» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Цели:
- построение знаний о внутренней красоте главной героини романа;
- развитие исследовательских умений: сопоставлять, анализировать, характеризовать героев, выделять главное, делать аргументированные выводы, создавать рассуждение в письменной форме;
- воспитание культуры чувств, серьёзного отношения к жизненным ценностям.
Оборудование, принадлежности, учебные материалы: текст романа, иллюстрации к роману «Война и мир», фрагменты из художественного фильма «Война и мир» (реж. С.Бондарчук).
Указания к работе:
Свои наблюдения, ответы на вопросы и выводы записывайте в тетрадь.
Ход работы:
Встреча с проблемой
- Л.Н.Толстым созданы яркие, незабываемые женские образы в литературе. Это и Анна Каренина в одноименном романе, и Катя Маслова в «Воскресенье»…, но никогда автор не скрывал особой симпатии к главной героине романа «Война и мир», к Наташе Ростовой.
- Так что же в ней такого особенного?
- Как вам кажется, чем может вызвать симпатию человек? – Внешним обликом, манерами, поведением, характером…
- Значит, чтобы понять и объяснить отношение автора к героине и свое собственное к ней отношение, нужно… – проследить за поведением Наташи в разных жизненных ситуациях.
- Подумайте, а чем часто руководствуется человек, поступая так или иначе? – своими чувствами.
Построение знаний
- Получается, чтобы понять, в чем заключается «особенность» Наташи, нужно проследить за её поведением в разные периоды жизни, понять её чувства, сделать вывод о свойственных ей чертах характера.
Обучающимся предлагается разделиться на 5 групп. Каждая группа анализирует свой фрагмент, заполняет информацией свою строку в таблице, а именно: озаглавливает эпизод, выписывает из него конкретные действия героини, определяет её чувства и делает вывод о том, какие черты характера Наташи автор подчёркивает.
По итогам выступления каждой группы и последующего обсуждения эпизодов таблица заполняется целиком. (Приложение 1)
Название эпизода |
Том, часть, глава |
Поведение героини (конкретные действия героини) |
Чувства героини |
Вывод (какие качества характера автор подчеркивает в Наташе) |
|
Т.2.ч.3 ХV-ХХVII Или просмотр фрагмента |
|
|
|
|
Т.2.ч.4 ХХХIII- ХХХIV Или просмотр фрагмента |
|
|
|
|
Т.2.ч.5 гл. ХI-ХVII Или просмотр фрагмента |
|
|
|
|
Т.3.ч.3 гл. ХХХI- ХХХII Или просмотр фрагмента |
|
|
|
|
Эпилог ч.1 гл.10
|
|
|
|
В ходе аналитической беседы используется иллюстративный материал. (Приложение 2)
- Итак, можно ли Наташу считать «особенной», почему? – Да. Несмотря на то, что Наташа увлекается и ошибается, наши симпатии на её стороне, потому что она переживает, работает над собой, сохраняя такие ценные человеческие качества, как естественность, доброта, умение прощать и любить. Из неё получилась замечательная жена и мать, а это, по мнению автора, основное предназначение женщины.
Рефлексия
Используя собранный в таблице материал, обучающимся предлагается написать рассуждение на тему: «В чем я вижу «особенность» Наташи?»
Критерии оценки практического занятия:
Задания |
Баллы |
Примечания |
Задание 1 Заполнение таблицы |
35 |
7 баллов – полностью заполненная строка |
Задание 2 Написание рассуждения |
65 |
Объем рассуждения: не менее 150 слов; Структура: вступление, основная часть и заключение |
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 - 100 |
5 |
отлично |
80 - 89 |
4 |
хорошо |
70 - 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
Приложение 1
Название эпизода |
Том, часть, глава |
Поведение героини (конкретные действия героини) |
Чувства героини |
Вывод (какие качества характера автор подчеркивает в Наташе) |
Первый бал Наташи |
Т.2.ч.3 ХV-ХХVII Или просмотр фрагмента |
- ждёт приглашения - танцует с наслаждением - веселится |
- переживание - обида - радость |
- скромность - естественность - жизнерадостность |
Сватовство Андрея Болконского |
Т.2.ч.4 ХХХIII- ХХХIV Или просмотр фрагмента |
- молится - признается в любви - не понимает, почему свадьбу нужно отложить на год - плачет |
- страх - сомнение - любовь - огорчение |
- искренность - набожность - смирение |
Встреча с Анатолем Курагиным
|
Т.2.ч.5 гл. ХI-ХVII Или просмотр фрагмента |
- реагирует на знаки внимания Анатоля - соглашается на побег |
- испуг - смущение - страсть |
- доверчивость - чувствительность - наивность |
У постели умирающего Болконского |
Т.3.ч.3 гл. ХХХI- ХХХII Или просмотр фрагмента |
- ухаживает за раненым Болконским - просит прощение - не отлучается от Андрея - своей уверенностью придает силы ему |
- переживание - любовь - грусть - сила духа |
- самообладание - сила духа - преданность |
Наташа и Пьер |
Эпилог ч.1 гл.10
|
- перестала бывать в обществе - посвятила себя семье - отказалась от увлечений |
- ревность - радость - счастье |
- хозяйственность - уверенность самопожертвование
|
Приложение 2
Иллюстрации к анализируемым эпизодам произведения
Первый бал Наташи
Сватовство А.Болконского Встреча с Анатолем Курагиным
У постели умирающего Болконского
Наташа и Пьер
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.