Практическое занятие
Изучение вредных и опасных факторов производства
Цель: Изучить основные вредные и опасные факторы производства, помочь студентам закрепить и систематизировать, закрепить и углубить знания.
Задачи:
1. Освоить и закрепить учебный материал на тему: Вредные и опасные факторы производства.
2. Научиться отличать профессиональные заболевания от болезней
3. Изучить причины травматизма на производстве, проанализировать их.
Время выполнения: 1 час.
Порядок и методика выполнения заданий:
Задание №1. Изучите содержимое таблицы, и сделайте выводы, какие факторы имеют место в техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта. Выполните схему опасных и вредных производственных факторов.
Задание№2. Изучите основные показатели напряженности трудового процесса, и сделайте выводы, какие есть показатели на предприятиях по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта. Начертите таблицу и заполните.
Показатели напряженности трудового процесса
№ |
Вид нагрузки |
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К основным показателям напряженности трудового процесса относятся: нагрузки интеллектуального характера (степень сложности выполняемой работы, восприятия информации, количество и сложность функций, ответственность за конечный результат);
Сенсорные нагрузки (длительность сосредоточенного наблюдения, качество воспринимаемых и передаваемых сигналов, количество объектов наблюдения и др.);
Эмоциональные нагрузки (степень ответственности, риска для собственной жизни и безопасность других лиц);
Монотонность нагрузок (число выполняемых приемов и продолжительность их выполнения, время активных действий в течение смены и др.);
Режим работы (количество и длительность смен, регламентированных перерывов и др.).
Задание №3. Изучите безопасность производственных процессов.
Безопасность производственных процессов обеспечивается:
выбором технологического процесса, приемов и режимов работы, а также порядка обслуживания производственного оборудования;
выбором производственных помещений, а для процессов, выполняемых вне производственных помещений, – выбором производственных площадок;
выбором производственного оборудования и соответствующим его размещением;
выбором материалов, с которыми необходимо работать;
распределением функций между человеком и оборудованием в целях ограничения тяжести труда;
выбором способов хранения и транспортирования материалов, включая отходы производства;
профессиональным отбором и обучением работников;
применением средств защиты работающих;
выбором требований безопасности и методов контроля их выполнения.
Задание №4. Изучите основные причины травматизма. Ответьте письменно на вопросы.
1. Какие воздействия на человека относятся к тепловым?
2. Как проявляется профессиональное заболевание?
3. Что относиться к механическому воздействию на человека?
4. Перечислите три основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний?
5. По каким причинам человек может совершать ошибочные действия во время выполнения работ?
На производстве травмы (несчастные случаи) обычно имеют место вследствие внезапного воздействия на работника какого-либо опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.
В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на механические (ушибы, переломы, раны и др.), тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары), химические (химические ожоги, острые отравления, удушья), электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением). В соответствии со схемой определения тяжести несчастных случаев на производстве травмы подразделяются на две категории: тяжелые и легкие.
Профессиональное заболевание проявляется в постепенном ухудшении здоровья человека, вызванном воздействием вредных производственных факторов и, как следствие.
Возникновении таких заболеваний, как силикозы, пневмокониозы, притупление слуха, заболевания глаз, кожные заболевания и т. п. Существуют следующие причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний: технические, организационные и личностные.
К техническим относятся причины, вызванные неисправностью машин, механизмов, приспособлений, инструмента, несовершенством технологических процессов, отсутствием или несовершенством оградительных и предохранительных устройств, отсутствием заземления, неисправностью электропроводки, недостатками в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация и пр.
К организационным причинам относятся: нарушение норм охраны труда по вине администрации, отсутствие или недостаточный технический надзор, недостатки в обучении безопасным приемам работы и проведении инструктажей по охране труда, нарушение режима труда и отдыха, неправильная расстановка рабочей силы, нарушения технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест и др.
К личностным причинам относятся: недисциплинированность работников, невыполнение указаний, распоряжений администрации, нарушение требований инструкций по охране труда, самовольное нарушение технологического процесса и пр.
По этим причинам человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими и динамическими) перегрузками, монотонностью труда, умственным перенапряжением. Использование рекомендаций инженерной психологии во многом исключает влияние «человеческого фактора» на безопасность производственных процессов.
Общие мероприятия по предупреждению травматизма включают организационно-технические, обще санитарные и индивидуально-защитные мероприятия.
Организаионно-технические мероприятия включают мероприятия по предупреждению несчастных случаев, мероприятия, предупреждающие заболевания на производстве, а также мероприятия, улучшающие общие условия труда.
Задание №5. Изучите мероприятия по предупреждению несчастных случаев и травматизма на производстве. Ответьте на вопросы и запишите ответы.
1. Перечислите мероприятия по предупреждению появления профессиональных заболеваний?
2. Что проводиться с каждым работником индивидуально?
3. Перечислите мероприятия по улучшению условий труда.
4. На какие виды испытаний составляются акты?
5. Что относятся к индивидуально-защитным мероприятиям?
К мероприятиям по предупреждению несчастных случаев в образовательных учреждениях относятся:
ü постоянный административно-общественный контроль состояния техники безопасности:
ü четырехступенчатый в вузе (например - первая ступень – заведующие лабораториями, мастера совместно с профактивом подразделений; вторая – начальник НИС, заведующие кафедрами; третья – деканы, главный механик, энергетик, общественный инспектор охраны труда факультета; четвертая – проректоры, председатель профкома, начальники служб);
ü трехступенчатый контроль ( например - учителя, заведующие кабинетами, мастерской, директор школы);
ü ведение журналов: инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т. д.;
ü составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования;
ü рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда;
ü обеспечение работников необходимой технической документацией;
ü проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования;
ü анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем;
ü устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности на производственном оборудовании;
ü механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок;
ü применение автоматической светозвуковой сигнализации, обеспечивающей безопасные условия работы;
ü изготовление и применение знаков безопасности.
К мероприятиям по предупреждению заболеваний на производстве относятся:
ü проведение предварительного медицинского освидетельствования поступающих на работу и периодических медицинских осмотров всех работников;
ü содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии;
ü своевременный ремонт зданий и оборудования;
ü создание кабинетов, уголков, передвижных выставок по охране труда, приобретение для них пособий, демонстрационной аппаратуры;
ü улучшение работы медпунктов;
ü применение приспособлений для снижения шума, вибрации;
ü устройство эффективной вентиляции помещений.
Мероприятиями по общему улучшению условий труда являются:
ü внедрение механизации, автоматизации с целью снижения трудоемкости производственных процессов;
ü улучшение естественного и искусственного освещения (установка дополнительных фонарей, светильников);
ü утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях;
ü реконструкция и переоборудование буфетов, прачечных, мастерских по ремонту спецодежды и спецобуви, установок для газирования воды, комнат отдыха;
ü оборудование мест и площадок, выделенных для производственной гимнастики, физкультурно-оздоровительной работы;
ü обеспечение работников инструкциями по охране труда и производственной санитарии;
ü проведение обучения по охране труда и проверка знаний работников в этой области.
К обще санитарным мероприятиям относятся:
ü установление рационального режима труда и отдыха;
ü медицинское обслуживание преподавателей, студентов, школьников, санаторно-курортное лечение;
ü оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием и молоком;
ü оборудование рабочих мест аптечками.
Кроме того, проводятся следующие индивидуально-защитные мероприятия:
ü всех, кто занят на работах с вредными условиями труда, на работах в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, обеспечивают специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
ü всех сотрудников, лабораторий и других подразделений обеспечивают должностными инструкциями и памятками по охране труда;
ü проводится индивидуальное обучение работников правилам безопасности с выдачей удостоверений на право производства работ: проводятся инструктажи, беседы, лекции, курсы по охране труда; рабочие места снабжаются плакатами по охране труда.
Предупреждение профессиональных заболеваний и отравлений достигается выполнением целого комплекса технических и организационных мероприятий, направленных на улучшение состояния рабочих мест и рабочих зон, в том числе:
ü обеспечение при проектировании производственных зданий нормальных метеорологических условий производственной среды;
ü устранение вредного воздействия пыли и ядовитых веществ;
ü устранение или уменьшение шума и вибрации на производстве;
ü устройство достаточного освещения;
ü применение индивидуальных средств защиты (очков, масок, щитков, респираторов, спецодежды, спец обуви).
Сделайте выводы о проделанной работе и запишите их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.