Педагог – психолог Марченко И. С.
Занятие с элементами тренинга «Секреты общения»
Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.
Задачи:
1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.
3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.
Целевая группа: учащиеся 6-го класса в возрасте 11-12 лет.
Длительность занятия: 45-50 минут.
Место проведения: классная комната.
Форма проведения: практическое занятие с элементами тренинга.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
2. Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников.
3. Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.
Структура занятия.
1. Приветствие.
2. Организационный момент.
3. Разминка.
4. Целеполагание. Подведение к формулировке темы.
5. Основная часть: теоретический аспект, упражнения на развитие коммуникативных навыков.
6. Заключительная часть.
7. Прощание.
I. Организационный момент
Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг.
Упражнение «Приветствие».
Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.
Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,
· «здравствуйте, девочки», «здравствуйте, мальчики», «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы», «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,
· «здравствуйте те, кто родился летом», «здравствуйте те, у кого дома есть домашнее животное», «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,
· «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».
Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
Обсуждение: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Сегодня у нас с вами необычное занятие, а занятие, посвященное общению. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать, играть, выполнять упражнения, все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.
Тема нашего занятия – «Секреты общения».
Упражнение «Ассоциации»
Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.
· Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
· Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?
· Как вы думаете, есть ли определенные правила и секреты общения?
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.
Чтобы наше сегодняшнее общение было эффективным и чтобы мы смогли вывести правила общения – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
II. Основная часть.
Сказка «Мудрецы и слон»
А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.
Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)
· Нужно прислушиваться к мнению других. Надо уметь слушать и слышать. Нет смысла кричать.
· Должна быть согласованность в действиях.
Упражнение «Перестройка»
Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.
«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.
В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам надо разделиться на две группы, а для этого я приготовила вам витаминный сюрприз, который прикреплен к спинкам ваших стульев, посмотрите. У каждого из вас желтые или зеленые яблоко или груша. Вам необходимо объединиться в две группы по цвету (группа желтых и группа зеленых).
Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!
И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.
Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!
· Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
· Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания?
· Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).
Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?
· Уметь внимательно слушать и слышать, нет смысла кричать., должна быть согласованность в действиях, не перебивать, умение задавать уточняющие вопросы, нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться, разборчивая и грамотная речь, умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д.
Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.
Подумайте о том, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.
· вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.
· невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные реакции (покраснение, побледнение) и т.д.
Посмотрите на иллюстрацию, только 7% информации мы воспринимаем из речи, а остальную информацию нам несут невербальные средства общения, такие как мимика (выражения лица – взгляд, улыбка), пантомимика (движения тела, позы, походка) и речевые характеристики. Поэтому очень важно уметь считывать информацию не только со слов, но и понимать значение жестов, движений, выражений лица.
Упражнение «Язык жестов»
Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого нам нужно разделиться на группы. Посмотрите, какой фрукт прикреплен на спинке вашего стула, соответственно команда – яблоки и команда – груши.
По правому борту группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать. Профессия: повар, зубной врач, учитель.
А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.
У вас все получилось. Скажите, с помощью каких средств общения вы выполняли это задание?
Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, темп речи, а также мимику (выражение лица).
1. Прочитайте текст:
· Шёпотом; С максимальной громкостью; Переходя волнообразно из одного в другое;
· С пулемётной скоростью; Со скоростью черепахи; Как будто вы очень замёрзли;
· Как пятилетняя девочка; Как робот.
2. Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:
· Радость; Страх; Удивление; Удовольствие; Неудовольствие; Грусть; Торжественно.
3. Посмотрите, как смотрят:
· Лисица, сидящая перед вороной с сыром; Папа после родительского собрания; Мышка на кошку;
· Удав на кролика; Начальник на подчинённого.
4. Улыбнитесь, как улыбаются:
· Очень вежливый японец; Собака своему хозяину; Кот на солнышке; Само солнышко;
· Пациент, после посещения дантиста.
5. Нахмурьтесь, как нахмуриваются:
· Учитель, недовольный ответом ученика; Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;
· Человек, желающий скрыть свою улыбку; Родитель, открывший дневник сына.
Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)
Решение конфликтных ситуаций.
Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.
1 ситуация. Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Паша и Слава, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу ________ и __________ зачитать её вслух.
Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.
Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.
А сейчас, я предлагаю исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Давайте переформулируем слова мальчика, которому нужна ручка.
А теперь давайте сформулируем ответ другого мальчика, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе.
Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!
2 ситуация. Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, один мальчик одолжил у своего друга новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотрим на экран. __________ и __________ прочитайте вслух.
Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.
Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации мальчику, который испортил диск? (Извиниться).
Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.
Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре.
Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!
Упражнение «Комплименты»
Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.
Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.
Ребят вам приятно было получить комплимент. А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент. Продолжим наше приятное общение?
Подведение итогов.
· Ребята, какие о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.
· Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?
· А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?
Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен. Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав. Не нужно ссориться и ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.
III. Заключение.
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
Вот и подошло наше занятие к концу.
· Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось?
· Как вы себя чувствовали на занятии, выполняя различные упражнения?
· С какими чувствами вы уходите с занятия?
· Улыбнитесь те, кто уходит с занятия с отличным настроением!
Ритуал завершения.
Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю.
Я тоже хочу вам сделать подарок, на цветных листочках я написала «секреты общения», которые помогут вам быть хорошим собеседников и сделают ваше общение с товарищами приятным.
Спасибо за работу и до новых встреч!
повар, зубной врач, учитель заяц, медведь, воздушный шарик.
Прочитайте текст: С максимальной громкостью;
Прочитайте текст: Шёпотом;
Прочитайте текст: Переходя волнообразно из одного в другое;
Прочитайте текст: С пулемётной скоростью;
Прочитайте текст: Со скоростью черепахи;
Прочитайте текст: Как будто вы очень замёрзли;
Прочитайте текст: Как пятилетняя девочка;
Прочитайте текст: Как робот.
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим: Радость;
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим: Страх;
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим: Удивление;
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим: Удовольствие;
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим: Неудовольствие;
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим: Грусть;
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим: Торжественно.
Посмотрите, как смотрят: Лисица, сидящая перед вороной с сыром;
Посмотрите, как смотрят: Папа после родительского собрания;
Посмотрите, как смотрят: Мышка на кошку;
Посмотрите, как смотрят: Удав на кролика;
Посмотрите, как смотрят: Начальник на подчинённого.
Улыбнитесь, как улыбаются: Очень вежливый японец;
Улыбнитесь, как улыбаются: Собака своему хозяину;
Улыбнитесь, как улыбаются: Кот на солнышке;
Улыбнитесь, как улыбаются: Само солнышко;
Улыбнитесь, как улыбаются: Пациент, после посещения дантиста.
Нахмурьтесь, как нахмуриваются: Учитель, недовольный ответом ученика;
Нахмурьтесь, как нахмуриваются: Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;
Нахмурьтесь, как нахмуриваются: Человек, желающий скрыть свою улыбку;
Нахмурьтесь, как нахмуриваются: Родитель, открывший дневник сына.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.