Инструктивно-методические указания
по выполнению практической работы 1
«Приемы сравнения в анализе деятельности страховой организации»
ОП.18. Анализ деятельности страховых организаций
специальность Страховое дело (по отраслям)
курс: III
Разработала:
Карпенко О.А. - преподаватель
экономических дисциплин
Содержание работы: использование приема сравнения в анализе деятельности страховой организации.
Цели занятия:
Обучающая: закрепление теоретических знаний по использованию приема сравнения в анализе деятельности страховой организации.
Развивающая: развитие умений и навыков применять полученные теоретические знания на практике, формирование ПК 2.4. Анализировать эффективность каждого канала продаж в страховании, 3.3. Анализировать основные показатели продаж страховой организации.
Воспитательная – воспитание внимательности, аккуратности, добросовестного отношения к порученному делу, устойчивого интереса к избранной специальности.
ТСО:калькуляторы
Работа рассчитана на 2 часа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
При выполнении практической работы необходимо вспомнить и понимать что:
Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление или предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт или различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.
Возможные виды сравнений:
1. Сопоставление плановых и фактических показателей (для оценки степени выполнения плана);
2. Сопоставление фактических показателей с нормативными (позволяет провести контроль затрат);
3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет (для определения тенденций развития экономических процессов);
4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями передового опыта работы других подразделений или организаций (для поиска резервов);
5. Сравнение показателей анализируемого объекта со средними показателями по отрасли (производится с целью определения положения организации на рынке среди других организаций);
6. Сопоставление параллельных и динамических рядов (для изучения взаимосвязей исследуемых показателей);
7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений (с целью выбора наиболее оптимального из них);
8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора (применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов).
Горизонтальный сравнительный анализ применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового.
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей. Сопоставимость предполагает:
- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
- единство периодов времени, за которые производится сравнение;
- сопоставимость условий производства;
- сопоставимость методики исчисления показателей.
Задание 1. Применив способ сравнения, оцените степень выполнения плана сборов в 2012 году, используя данные таблицы 1.
Таблица 1 – Показатели сборов страховой премии филиала страховой
организации в разрезе по корневым видам
В рублях
Вид страхования |
План сборов на 2012 г |
Сумма страховой премии в 2012 г |
Отклонение факта от плана в 2012г.(+;-) |
Страхование от несчастных случаев |
6574700 |
6390512 |
|
Страхование строений граждан |
3506200 |
3965140 |
|
Страхование ответственности туроператора |
420000 |
290379 |
|
«Зеленая карта» |
6400000 |
7956214 |
|
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) |
2295000 |
745986 |
|
Другие виды страхования |
1981700 |
1841467 |
|
Всего |
21177600 |
21189698 |
|
Решение:
1. Определите отклонение фактического показателя сборов страховых премий за 2012 год с плановыми показателями по каждому виду страхования путем сопоставления.
2. Определите общее отклонение путем сложения отклонений по каждому виду (баланс отклонений).
3. Результаты оформите в таблицу 1.
4. Сделайте соответствующие выводы о выполнении плана сборов филиалом.
Задание 2. Выявите возможные резервы увеличения суммы сборов филиала страховой организации, используя результаты анализа, проведенного в предыдущем задании.
Решение:
1. Определите, по каким видам страхования план не был выполнен.
2. Оцените, положительное или отрицательное влияние оказал результат сборов по каждому виду страхования на выполнение общего плана продаж.
3. Обобщите выявленные отрицательные отклонения и факторы.
Задание 3. Определите намечающиеся тенденции развития продажи страховых продуктов в 2013 году на основании данных таблицы 2.
Таблица 2 – Плановые показатели продаж (сборов страховой премии)
филиала страховой организации в разрезе по корневым видам
В рублях
Вид страхования |
План сборов на 2012 г |
Сумма страх. премии в 2012 г |
План сборов в 2013 г. |
Измене-ние плана в 2013 г (+;-) |
Страхование от несчастных случаев |
6574700 |
6390512 |
6410600 |
|
Страхование строений граждан |
3506200 |
3965140 |
4453900 |
|
Страхование ответственности туроператора |
420000 |
290379 |
301300 |
|
«Зеленая карта» |
6400000 |
7956214 |
8200000 |
|
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) |
2295000 |
745986 |
760000 |
|
Другие виды страхования |
1981700 |
1841467 |
3260000 |
|
Всего |
21177600 |
21189698 |
23385800 |
|
Решение:
1. Произведите сравнение плановых показателей 2013 года с плановыми показателями прошлых лет.
2. Результаты оформите в таблицу.
3. Перечислите, какие тенденции сборов страховых премий учтены в плане 2013 года по итогам 2012 года.
Задание 4. Ответьте на контрольные вопросы:
1. В чем заключается сущность сравнения фактического и планового уровня сборов филиала страховой компании?
2. С какой целью сопоставляют фактический уровень показателей с плановым?
3. Какую тенденцию в продаже страховых продуктов филиала страховой компании можно назвать общей, а какие – особенными?
4. Насколько сопоставимы исходные данные, содержащиеся в таблицах?
5. Какой фактор повлиял наиболее сильно на результативный показатель выполнения плана филиалом страховой организации?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.