Практика сопровождения молодого педагога
Оценка 4.6

Практика сопровождения молодого педагога

Оценка 4.6
docx
19.01.2023
Практика сопровождения молодого педагога
практика сопровождения молодого педагога МБОУ Школа№78 г.Донецка, ДНР.docx

Крыжановская Яна Викторовна,

учитель математики

МБОУ «Школа №78 города Донецка»,

Донецкая Народная Республика

 

Практика сопровождения молодого педагога

 

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной сферы.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

Становление педагога – процесс достаточно сложный и кропотливый, требующий постоянной работы над собой. Современное общество с его открытиями, инновациями и движением вперед требует от педагога постоянного профессионального роста, самоотдачи и работы над собой. Все это приобретается с опытом и годами, а начинающим педагогам нужна постоянная помощь более опытного педагога, который станет для него наставником! Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.

Начинающие педагоги Донецкой Народной Республики слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с ведением боевых действий и реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также переходом на новый Государственный образовательный стандарт основного общего образования в Донецкой Народной Республике, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт для учителя, вступавший в силу с 01 сентября 2022 года.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Сегодня именно наставничество заслуживает самого пристального внимания, потому что отражает жизненную необходимость молодого специалиста получить поддержку, практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательных учреждениях.

Основная цель работы наставника с молодым педагогом – это развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям.

Для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами стали:

-     проведение уроков для молодого педагога;

-     организация индивидуальных консультаций;

-     знакомство с опытом других учителей, с молодым педагогом совместное посещение их уроков с последующим анализом урока;

-     подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;

-     посещение уроков молодого педагога, анализ урока;

-     ознакомление с новинками методической литературы.

Моя основная задача как педагога-наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, особенно в период реализации основных образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Для решения поставленной задачи мной как педагогом-наставником разработана следующая система наставничества.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя три этапа:

1-й этап – адаптационный. Педагог-наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации (Приложение 1).

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста на:

-     требования к организации учебного процесса;

-     требования к ведению школьной документации;

-     формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся;

-     механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Задача педагога-наставника – обеспечить поддержку молодому педагогу в об ластипрактического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока), а именно необходимо рассмотреть:

-     формы, методы и приемы обучения;

-     основы управления уроком;

-     программу собственного профессионального роста;

-     выбор приоритетной методической темы для самообразования;

-     подготовку к первичному повышению квалификации;

-     освоение инновационных тенденций в педагогике;

-     подготовку к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение квалификации.

На данном этапе педагог-наставник выявляет трудности, проблемы и неудачи в деятельности молодого педагога. С этой целью проводится вводное собеседование или анкетирование (Приложение 2), где начинающий специалист расскажет о своих трудностях, проблемах и неудачах. На данном этапе педагог-наставник должен помнить, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Таким образом, педагогу-наставнику необходимо помнить о терпении и целеустремленности.

2-й этап – основной (проектировочный). Педагог-наставник вместе с молодым педагогом разрабатывают и реализуют индивидуальный план профессионального развития молодого педагога (Приложение 3). Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

Данная программа дает возможность:

-     дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого педагога;

-     повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

-     развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности;

-     прослеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога;

-     повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении;

-     создавать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого педагога.

На данном этапе используются информационные и творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя.

Работа с молодым специалистом будет более эффективной, если педагог-наставник подготовит для него различные «Памятки»:

-     обязанности учителя-предметника;

-     примеры целей урока (Приложение 4);

-     организация работы с неуспевающими учащимися;

-     анализ и самоанализ урока (Приложение 5);

-     как правильно организовать работу с родителями;

-     методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий и др.

3-й этап – контрольно-оценочный. Педагог-наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Усилия педагога-наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.

Свою работу как педагог-наставник с молодым специалистом Потупиковым С.К. я осуществляю по изложенной схему с учетом реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с 01 сентября 2022 года.

На данный момент наставническая работа проходит на первом этапе. За прошедший период мною как педагогом-наставником оказана методическая помощь Сергею Константиновичу при составлении календарно–тематического планирования, поурочного планирования.

Были рекомендованы для работы молодому специалисту основные требования к организации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а именно изложены рекомендации:

1)   работы со школьной документацией (требования к оформлению классного журнала)

2)   по планированию педагогической деятельности с учетом наполнения электронной информационно-образовательной среды, создания необходимых обучающих ресурсов и заданий;

3)    по систематическому учету результатов обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выражению своего отношения к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций с использованием сервисов голосовой связи;

4)   предложен в помощь список образовательных Интернет-ресурсов (Российская Электронная Школа, Интернет Урок, Учитель.CLUB, Виртуальная Академия).

С целью углубления профессиональных знаний и умений проведено семинарское занятий по теме «Методические компетенции педагога: ознакомление, апробация, выводы».

С целью знакомства с педагогическим «почерком» молодого специалиста, выявления затруднений, оказания методической помощи проведен анализ онлайн видеотрансляции следующих уроков:

Предмет

Класс

Тема урока

Математика

5

Решение упражнений и задач с помощью сложения и вычитания натуральных чисел

Вероятность и статистика

7

Представление данных в виде графиков реальных событий

Вероятность и статистика

9

Перестановки. Факториал.

Анализ онлайн видеотрансляции урока показал следующее:

-     занятия проходят эмоционально, вызывают у учащихся интерес к прикладной направленности темы;

-     создается благоприятный микроклимат на уроке, стиль взаимоотношений с учащимися положительный;

-     молодой педагог использует новые информационные технологии;

-     ставятся конкретные цели, составляется план, красочно представлен план урока на электронной доске, записываются основные положения излагаемого материала;

-     этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны;

-     при решении задач отражаются схемы, таблицы и постоянно присутствуют при трансляции;

-     предусматривается и организуется как самостоятельное рассмотрение материала учащимися, так и комментирование, объяснение сложных понятий;

-     учебно-познавательная деятельность стимулируется созданием ситуации успеха, занимательности, разнообразными методами организации деятельности;

-     продумана система вопросов, заданий, подводящих учащихся к восприятию новых знаний, выделяются главные идеи нового материала, формирование новых понятий идет через проблемные вопросы, межпредметную интеграцию;

-     на этапе изучения нового материала используется дифференцированный подход.

Но были выявлены проблемы:

-     с рациональным распределением и использованием учебного времени согласно этапам урока и регламентации видео трансляции при использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

-     с подачей домашнего задания, его индивидуализацией и дифференциацией;

-     с системой оценки деятельности учащихся на уроке;

-     с умением анализировать свой урок.

При поддержке педагога-наставника молодой специалист очень быстро адаптируется в коллективе школы и обретает уважение среди обучающихся и их родителей. Наставническая работа с молодым специалистом продолжается и направленна на скорейший переход ко второму проектировочному этапу.

Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет педагогу-наставнику быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодого педагога, включать их в проектирование своего развития, оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать его профессиональную компетентность, невзирая на трудности в политической ситуации Донецкой Народной Республики.


 

Приложение 1

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №78 города Донецка»

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

Решением педагогического

совета

Протокол  № _______

от «___»______________2022г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________            Е.В. Савкова

«____»_____________2022г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом  № ________

от «___»___________2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная программа адаптации

молодого специалиста (учителя математики)

Потупикова Сергея Константиновича

на 2022-2025 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наставник:

Крыжановская Яна Викторовна,

учитель математики, специалист первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

Донецк, 2022

Пояснительная записка

 

Одной из наиболее острых проблем в образовании Донецкой Народной Республики на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей страны.

Профессиональная адаптация педагога – это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе. Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта.

Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно- коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых пора зависит не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.

Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии.   Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. Чтобы молодые специалисты с первых дней в школе чувствовал себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач.

Начиная свою педагогическую деятельность, молодой учитель испытывает трудности в вопросах организации и дисциплины на уроке, знании и использовании методических приёмов, в оформлении школьной документации, организации работы с родителями обучающихся.

Таким образом, возникает необходимость создания условий для развития внутренних мотивов педагогического роста, формирования личности педагога, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.


 

1.      Цели и задачи программы адаптации

 

Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.

Задачи программы:

-       формировать и воспитывать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании;

-       создавать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;

-       способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

 

2.      Основные направления работы по реализации программы

 

№ п/п

Вид деятельности

Характеристика вида деятельности

1.

Составление плана работы с молодым специалистом заместителя директора по учебной работе

-  создание оптимальных условий для успешной работы;

-  ведение индивидуальных бесед и консультаций с молодым педагогом;

-  оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведенных уроков;

-  проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодого специалиста;

-  систематическое изучение методических и педагогических проблем молодого педагога.

2.

Анкетирование и составление информационной карточки молодого педагога

-  микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности молодого педагога в обучении, воспитании;

-  проведение экспериментальной работы;

-  диагностика профессионального мастерства;

-  заполнение информационной карты молодого специалиста.

3.

Организация наставничества. Закрепление педагога-наставника за молодым специалистом и организация их работы

Оказание помощи:

-   по анализу программ, конструированию урока, соблюдению научной организации труда, корректированию результативности профессиональной деятельности;

-   по скорейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности;

-   по предоставлению методической, психолого-педагогической, управленческой, нормативно-правовой информации.

4.

Составление плана работы молодого специалиста

- анализ учебных программ по предметам;

- выявление трудных тем предмета для преподавания;

- система работы с правилами ведения школьной документации;

- составление планов проведения различных этапов урока;

- анализ различного рода работ обучающихся;

- заполнение листа самооценки молодого специалиста.

5.

Работа по программе адаптации молодого педагога

Вовлечение молодого специалиста в систему работы школьного методического объедение учителей предметов естественнонаучного цикла

 

3.      содержание работы по реализации программы

 

1 – ый год работы

(2022-2023 учебный год)

 

№ п/п

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Период

1.

Знакомство с учителем.

Изучение нормативно-правовой базы.

Введение документации

1. Изучение нормативно- правовых участников образовательного процесса на 2022-2023 учебный год:

- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС);

- Закон Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного благополучия» (принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 10 апреля 2015 года (Постановление № 40-IHC);

- Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022г. №22-НП «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 №586 «Об утверждении примерных основных образовательных программ основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.08.2016г. № 844 «О внесении изменений в Нормативы наполняемости классов (групп) общеобразовательных организаций всех типов и форм собственности и порядка деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов», зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 30.08.2016, регистрационный № 1524;

- Приказ Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 06.08.2015 № 375 «Об утверждении Нормативов наполняемости классов общеобразовательных организаций всех типов и форм собственности и порядка деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов»;

- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 78 города Донецка», утвержденного приказом управления образования администрации г. Донецка от 27.10.2021г. № 551;

- Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2022 № 704 «Об организации образовательной деятельности в организациях Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2022-2023 учебном году».

2. Составление календарно-тематического планирования.

3. Диагностика умений и навыков молодого специалиста.

4. Заполнение информационной карты.

сентябрь

2.

Современный урок, требования к организации

1. Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».

2. Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче.

3. Примерная схема тематического плана урока.

4. Неделя открытых уроков.

октябрь-ноябрь

3.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.

1. Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.

2. Нормы оценивания учебной деятельности.

3. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.

4. Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений и выявление степени облученности учащихся, бланк анализа проведения контрольных работ и мониторинговых исследований.

5. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

декабрь

4.

Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.

1. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций.

2. Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения.

3. Рассмотрение методических разработок.

4. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся.

январь-февраль

5.

Самообразование

1. Планирование работы над методической проблемой: схема плана работы.

2. Микроисследование организации работы с молодым педагогом, его уровни компетенции.

март-апрель

6.

Бенефис молодого педагога

1. Творческий отчет молодого педагога.

2. Творческий отчет педагога-наставника

май

 

2 – ой год работы

(2023-2024 учебный год)

 

№ п/п

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Период

1.

Изучение нормативно-правовой базы.

Введение документации

1. Анализ изменений в нормативно-правовой базе на 2023-2024 учебный год

2. Составление календарно-тематического планирования.

сентябрь

2.

Классное руководство. Составление характеристики класса с учетом возрастных особенностей учащихся

1. Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей класса, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).

2. Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы.

3. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

4. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.

5. Классный час, как урок взаимопонимания.

октябрь-ноябрь

3.

Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.

1. Методика целеполагания. Триединая дидактическая цель. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.

2. Самоанализ по качеству цели и задач урока.

3. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализ урока.

4. Посещение уроков молодого учителя администрацией школы и учителя-наставника с целью оказания методической помощи.

декабрь-февраль

4.

Анализ урока

1. Памятка для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока.

2. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

март-апрель

5.

Методическая выставка достижений молодого учителя

Уровень профессионализма молодого учителя: систематизация наработок за два года профессиональной деятельности. Молодой учитель глазами наставника. Выступление молодого учителя на педсовете.

май

 

 

 

 

3 ий год работы

(2024-2025 учебный год)

 

№ п/п

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Период

1.

Изучение нормативно-правовой базы.

Введение документации

1. Анализ изменений в нормативно-правовой базе на 2024-2025 учебный год

2. Составление календарно-тематического планирования.

сентябрь

2.

Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников

1. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.

2. Составление плана аттестации

3. Портфолио аттестуемого.

октябрь-ноябрь

3.

Нестандартные формы урока. Использование новых информационных технологий в образовании

1. Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.

2. Новые информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.

декабрь-январь

4.

Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодого специалиста в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одаренными детьми.

1. Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.

2. Система работы с одаренными детьми.

3. Определение «одаренные дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагога, необходимые для работы с одаренными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

4. Научно-исследовательская деятельность молодого педагога.

февраль-март

5.

Предпрофильное обучение. Профориентация.

1. Программа предпрофильного обучения.

2. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.

3. Организация работы учителя по достижению уровня умений и навыков, заложенных в модели выпускника школы.

апрель

6.

Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития

1. Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».

2. Портфолио молодого учителя.

3. Анализ карьерных перспектив молодого учителя.

май

 

4.      результаты выполнения программы

 

Планируемые результаты

Индикативные показатели

Подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя.

Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе теоретического поиска через самообразование.

Совершенствование системы методической работы школы

Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков

Повышение качества образования

Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса

Умение проектировать воспитательную систему

 

Умение индивидуально работать с детьми

 

Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся

 

Становление молодого учителя как учителя-профессионала

 

Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

 


 

Приложение 2

 

МАТЕРИАЛЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

АНКЕТА

для молодых педагогов

_____________________________________________________

ФИО специалиста

 

1.      Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

·         да

·         нет

·         частично

2.      Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватает в начальный период педагогической деятельности (допишите)?

__________________________________________________________________________

3.      В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

·         в календарно-тематическом планировании

·         в проведении уроков

·         в проведении внеклассных мероприятий

·         в общении с коллегами, администрацией

·         в общении с учащимися, их родителями

·         другое (допишите)____________________________________________________

4.      Представляет ли для вас трудность:

·         формулировать цели урока

·         выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

·         мотивировать деятельность учащихся

·         формулировать вопросы проблемного характера

·         создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

·         подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

·         активизировать учащихся в обучении

·         организовывать сотрудничество между учащимися

·         развивать творческие способности учащихся

·         другое (допишите)____________________________________________________

5.      Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

·         самообразованию

·         практикоориентированному семинару

·         курсам повышения квалификации

·         мастер-классам

·         творческим лабораториям

·         индивидуальной помощи со стороны наставника

·         предметным кафедрам

·         школе молодого специалиста

·         другое (допишите)____________________________________________________

6.       Если бы вам предоставили возможность выбора практикоориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

·         типы уроков, методика их подготовки и проведения

·         методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

·         приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

·         учет и оценка знаний учащихся

·         психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов

·         урегулирование конфликтных ситуаций

·         формы работы с родителями

·         формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

·         другое (допишите)____________________________________________

 

Анкета

«Изучение затруднений в работе начинающего педагога»

______________________________________________

(Ф.И.О.)

п/п

Вид деятельности

Самооценка
«+» или «-»

1. Анализ педагогической деятельности

1.

Умение проводить самоанализ урока

2.

Умение проводить самоанализ воспитательного мероприятия

3.

Умение анализировать качество знаний и уровень воспитанности учащихся

2. Планирование.

1.

Тематическое

2.

Поурочное

3.

Воспитательной работы

4.

Кружка, факультатива

5.

Работы с родителями

3. Организация.

1.

Личного труда

2.

Учебно-познавательной деятельности учащихся

3.

Внеурочной воспитательной работы

4.Контроль и коррекция.

1.

Самоконтроль и коррекция

2.

Контроль уровня воспитанности

3.

Коррекция знаний учащихся

5.Владение технологией современного урока/занятия.

1.

Постановка триединой цели урока/занятия

2.

Выбор типа урока/занятия

3.

Отбор главного, существенного в содержании учебного материала

4.

Отбор методов и форм организации познавательной деятельности учащихся

5.

Способы дифференциации обучения

 

6. Индивидуальные затруднения (указать вопросы, по которым нужна консультация)

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 


 

Приложение 3

 

План профессионального развития молодого педагога

(стаж работы до 1 года)

на 2022-2023 учебный год

 

ФИО: __________________________________ Преподаваемый предмет : _________________

 

п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма отчетности

1.Организационно-педагогическая деятельность

1

Составление плана работы на 2022 - 2023 учебный год.

Сентябрь

План профессионального становления

2

Изучение правил трудового распорядка и функциональных обязанностей, учебной программы, инструктивно методических писем. Изучение требований к оформлению и ведению документации.

Сентябрь

Запись в рабочей тетради

3

Составление календарно-тематического планирования по предмету совместно с наставником

Сентябрь

Календарно-тематическое планирование

4

Подготовка отчета педагогической деятельности по итогам четверти (мониторинг успеваемости)

Ноябрь, февраль, май

Отчет

5

Подготовка отчёта о проделанной работе за год

Май

Отчет

2.Учебно-методическая работа

1

Разработка планов уроков различных типов.

В течение учебного года

Поурочные планы

2

Изучение дополнительной литературы по предмету/направлению.

В течение года

Запись в рабочей тетради

3

Участие в оформлении учебного кабинета.

В течение учебного года

Паспорт кабинета

4

Участие в работе учебно-методического объединения.

В течение учебного года

Запись в рабочей тетради

6.

Посещение уроков опытных педагогов по своему направлению, участие в их анализе.

В течение учебного года

Записи в рабочей тетради

7

Изучение педагогического опыта высококвалифицированных педагогов.

В течение учебного года

Записи в рабочей тетради

8

Изучение педагогических новинок, педагогической и методической литературы

В течение учебного года

Создание базы портфолио

9

Разработка учебно-дидактических материалов к уроку

В течение года

Учебно-дидактический материал

10

Взаимопосещение уроков коллег, наставника, обсуждение

В течение года

Запись в рабочей тетради

 

 

План профессионального развития молодого педагога

(стаж работы от 2-3 лет)

на 2023-2024 учебный год

 

ФИО: __________________________________ Преподаваемый предмет : _________________

 

п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма отчетности

1.Организационно-педагогическая деятельность

1

Составление плана работы на 2023-2024 учебный год

Сентябрь

План профессионального становления

2

Изучение учебной программы, инструктивно-методических писем.

Сентябрь

Запись в рабочей тетради

3

Самостоятельное составление календарно-тематического планирования по предмету

Сентябрь

Календарно-тематическое планирование

4

Составление плана воспитательной работы с классным коллективом совместно с наставником

Сентябрь

План воспитательной
работы

5

Подготовка отчета педагогической деятельности по итогам четверти (мониторинг успеваемости)

Ноябрь, февраль, май

Отчет

6

Подготовка отчёта о проделанной работе за год

Май

Отчет

2.Учебно-методическая работа

1

Посещение уроков наставника, взаимопосещения уроков коллег

В течение года

Запись в рабочей тетради

2

Посещение уроков опытных педагогов, изучение передового педагогического опыта

В течение года

Запись в рабочей тетради

3

Изучение дополнительной литературы по предмету/направлению.

В течение года

Создание базы портфолио

4

Участие в работе учебно-методического объединения.

В течение года

Запись в рабочей тетради

5

Изучение педагогических новинок, педагогической и методической литературы по современным педагогическим технологиям

В течение года

Создание базы портфолио

6

Разработка учебно-дидактических материалов к уроку

В течение года

Создание базы портфолио

7

Проведение открытого урока в рамках предметной декады

План МО

Разработка урока

8

Выступление на заседании МО

План МО

Доклад выступления

9

Прохождение курсов повышения квалификации

В течение года

Сертификат

3. Воспитательная работа

1

Изучение состава класса и индивидуальных особенностей учащихся

Сентябрь декабрь

Запись в рабочей тетради

2

Составление психолого-педагогической характеристики класса

Январь

Характеристика класса

3

Проведение воспитательных часов, внеклассных мероприятий по плану ВР

В течение года

План

4

Проведение родительских собраний

В течение года

Запись в рабочей тетради, план


 

Приложение 4

 

Памятка

 

примерные цели урока

 

Примеры учебных целей

«Выявление и закрепление знаний по теме № …, устранение пробелов в знаниях обучающихся».

«Введение новых понятий… (идет их перечень)…»

«Изучение схем включения …»

«Расширение знаний о …»

«Выявление знаний обучающихся по теме № …, умения их работать с …»

«Изучение способов определения …»

«Изучение новых схем определений …»

«Расширение известных знаний о …»

«Изучение особенностей явления, процесса, устройства…»

«Изучение принципа действия и устройства…»

«Изучение работы …»

«Знакомство с порядком выполнения действий …»

«Изучение способов изменения …»

«Изучение последовательности действий …»

«Изучение общих схем …»

«Проверка и закрепление знаний обучающихся по теме …»

«Изучение режима работы …»

«Изучение назначения различных …»

«Изучение явлений …»

«Обеспечить в ходе занятия усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов …»

 

Примеры воспитательных целей

«Воспитание интереса к своей будущей профессии …»

«Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

«Воспитание творческого отношения к учебной деятельности …»

«Воспитание бережливости и экономии при …»

«Формирование умений и навыков самоконтроля при …»

«Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …»

«Воспитание сознательной дисциплины при работе с …»

«Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

«Воспитание бережливого отношения к окружающей среде …»

«Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …»

«Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

«Воспитание творческого отношения к избранной профессии …»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

«Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии …»

 

Примеры развивающих целей

«Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы …»

«Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…»

«Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …»

«Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного,
логического…) мышления…»

«Способствовать развитию волевых качеств обучающихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач…»

«Овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач …»

«Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …»

«Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и сочинения работы с книгой) »

«Восполнять следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умениях и навыках…»


 

Приложение 5

 

ПАМЯТКА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО САМОАНАЛИЗУ УЧЕБНОГО УРОКА

 

Самоанализ представляет собой своеобразную рефлексивную деятельность педагога, его размышления о своем профессионализме. Это как бы отчет перед самим собой.

Особенность самоанализа учебного занятия заключается в том, что он должен проводиться через ракурс класса и конкретных учеников.

Настоящий самоанализ – это раздумье о том, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может убедить учителя, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он сам. При самоанализе урока учителю рекомендуется искать ответы на следующие вопросы:

1. Удалось ли осуществить намеченный план учебного занятия? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся материал?

2. Как была организована на уроке деятельность учителя и деятельность учащихся? Удалось ли реализовать заявленные виды деятельности в рамках объявленной темы урока? Кто работал интенсивнее – учитель или учащиеся

Были ли активны учащиеся в ходе урока? Проявили ли инициативу?

Правильно ли определены цели и задачи урока, учтены ли при этом особенности данного класса?

3. Удалось ли выбранными приемами сформировать у студентов мотивацию учебной деятельности на данном занятии и дать им целевую установку?

4. Насколько оптимальными для реализации цели занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности; правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата после выполнения тех или иных заданий, упражнений, задач и т.п.)?

5. Оптимально ли определено временное соотношение этапов урока?

6. Удалось ли верно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова его эффективность? Имела ли место мотивация оценок?

7. Удалось ли организовать работу учащихся по оценке собственной деятельности на уроке с позиции достижения целевой установки?

8. Какова степень достижения целей данного урока?

9. Какие моменты на уроке были самыми удачными? Удалось ли увлечь учащихся, заинтересовать их?

10. Какие ставились проблемы, привлекала ли сама постановка проблемы внимание учащихся?

11. Что нового, неожиданного было для учащихся в учебном материале, способе его подачи? Какие открытия были на уроке?

12. Что было явно неудачным на уроке? Что необходимо исправить и как? Что можно было бы улучшить в организации урока, в содержании и методах работы?

Обратите внимание!

В самоанализе ценно показать не то, как мы добиваемся успеха, а то, с какими проблемами сталкиваемся, какие решения оказываются эффективными, а какие – менее эффективными, как это скажется на работе в дальнейшем, чего на уроке прибавится, а от чего вы отойдете.

 

Показатели оценки качества и эффективности учебных занятий

№ п/п

Характеристика урока

Показатели

(от 0 до 2)

1.

Цели урока объявлены

 

2.

Организованы действия учащихся по принятию деятельности

 

3.

Соответствие содержания учебного материала целям учебного занятия

 

4.

Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество учителя и учащихся;

в) контроль и самоконтроль.

 

5.

Соответствие методов обучения:

а) содержанию учебного материала;

б) целям урока.

 

6.

Формы познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество учащихся;

б) включение каждого учащегося в деятельность по достижению целей учебного занятия.

 

7.

Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методическим обеспечением, содержанием учебного материала, целями урока

 

8.

Уровень достижения целей урока:

а) познавательный аспект;

б) воспитательный аспект;

в) развивающий аспект.

 

 

Оценка проводится в баллах:

2 балла – реализовано полностью

1 балл – реализовано частично

0 баллов – не реализовано

 

Эффективность учебного занятия рассчитывается по формуле:

Эу =

где N – сумма баллов, выставленных экспертом,

26 – максимально возможная сумма баллов.

 

Если Эу – 85% и нет ни одной оценки 0 – урок отличный

Если Эу от 65% до 84% - урок хороший

Если Эу от 45% до 64 % - урок удовлетворительный


 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Крыжановская Яна Викторовна, учитель математики

Крыжановская Яна Викторовна, учитель математики

Моя основная задача как педагога-наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, особенно в период реализации основных образовательных программ…

Моя основная задача как педагога-наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, особенно в период реализации основных образовательных программ…

На данном этапе используются информационные и творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления

На данном этапе используются информационные и творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления

Анализ онлайн видеотрансляции урока показал следующее: - занятия проходят эмоционально, вызывают у учащихся интерес к прикладной направленности темы; - создается благоприятный микроклимат на уроке, стиль…

Анализ онлайн видеотрансляции урока показал следующее: - занятия проходят эмоционально, вызывают у учащихся интерес к прикладной направленности темы; - создается благоприятный микроклимат на уроке, стиль…

Приложение 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №78 города

Приложение 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №78 города

Пояснительная записка Одной из наиболее острых проблем в образовании

Пояснительная записка Одной из наиболее острых проблем в образовании

Цели и задачи программы адаптации

Цели и задачи программы адаптации

Работа по программе адаптации молодого педагогаВовлечение молодого специалиста в систему работы школьного методического объедение учителей предметов естественнонаучного цикла 1

Работа по программе адаптации молодого педагогаВовлечение молодого специалиста в систему работы школьного методического объедение учителей предметов естественнонаучного цикла 1

Об утверждении Нормативов наполняемости классов общеобразовательных организаций всех типов и форм собственности и порядка деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов»; -

Об утверждении Нормативов наполняемости классов общеобразовательных организаций всех типов и форм собственности и порядка деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов»; -

Эмоциональная устойчивость учителя

Эмоциональная устойчивость учителя

Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Повышение качества образования

Повышение качества образования

Приложение 2 МАТЕРИАЛЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ

Приложение 2 МАТЕРИАЛЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ

Анкета «Изучение затруднений в работе начинающего педагога» ______________________________________________ (

Анкета «Изучение затруднений в работе начинающего педагога» ______________________________________________ (

Приложение 3 План профессионального развития молодого педагога ( стаж работы до 1 года ) на 2022-2023 учебный год

Приложение 3 План профессионального развития молодого педагога ( стаж работы до 1 года ) на 2022-2023 учебный год

План профессионального развития молодого педагога ( стаж работы от 2-3 лет ) на 2023-2024 учебный год

План профессионального развития молодого педагога ( стаж работы от 2-3 лет ) на 2023-2024 учебный год

Приложение 4 Памятка примерные цели урока

Приложение 4 Памятка примерные цели урока

Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …» «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке…

Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …» «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке…

Приложение 5 ПАМЯТКА ДЛЯ

Приложение 5 ПАМЯТКА ДЛЯ

Организованы действия учащихся по принятию деятельности 3

Организованы действия учащихся по принятию деятельности 3

Приложение 6

Приложение 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2023