Рассмотрена практика применения ИКТ на уроках информатики, которая позволяет учителю достичь гармонии с учеником и приемами и методами обучения. Предлагается несколько вариантов использования компьютера для мотивации учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности. Рассмотрены примеры организации уровневой дифференциации, проектной работы, работы с одаренными детьми. Акцентировано внимание на проведении внеклассных и внеурочных мероприятий.
Практика применения ИКТ на уроках информатики.docx
Практика применения ИКТ на уроках информатики
Князева Дарья Петровна
Если ваш план на год – сажайте рис,
если ваш план на десятилетие – сажайте деревья,
если ваш план на всю жизнь – учите детей.
Конфуций
Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с
учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных
технологий, при котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная
деятельность, а не преподавание. Для решения проблемы применяю многочисленные инновационные
технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах,
индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое
обучение, здоровьесберегающая технология.
Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных
технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.
Основная задача обучения информатике: обеспечить прочное и сознательное овладение
обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности,
достаточными для изучения смежных дисциплин.
Усвоение знаний требует от обучающихся максимальной отдачи интеллектуальных сил, постоянной
мобилизации воли и внимания.
Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но
и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и
находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не
заданные непосредственно обучением.
Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся важнейший источник
формирования личности учашегося.
Поэтому целями моей педагогической деятельности являются:
1.
Совершенствование преподавания информатики и автоматизации производства на основе
внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического
сотрудничества и передового опыта обучения.
дифференцированного подхода к обучению.
2.
3.
Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе
Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и
методы преподавания.
Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность
освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами
обучения:
загруженность ученика и учителя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе,
ресурса времени; наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника
школы, и падение мотивации учащегося к обучению;
требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы
организации обучения;
желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта
самостоятельной добычи новых знаний;
получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.
Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и
объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы
обучения и информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые
противоречия межу всеми участниками образовательного процесса.
Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми
участниками образовательного процесса: компьютер – учитель ученик.
Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания»
готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать
предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя
компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между
учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя.
Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ компетентностью учителя.
Поэтому я ставлю перед собой следующие задач:
знакомство учащихся с достижениями в области информатизации общества и формирование
современного научного мировоззрения;
вопросов с помощью ИКТ;
выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных
повышение интереса к овладению знаниями;
организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск
рациональных путей решения проблемных ситуаций. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса.
Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и
внеурочной деятельности учащихся.
Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий,
коммуникативный, диагностический. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при
проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки
обобщения и получения новых знаний, уроки компьютерного тестирования и др. Уроки проходят в
кабинете информатики, используются компьютеры и интерактивная доска, на которой проектируется
фрагмент урока. В качестве программного обеспечения использую готовые продукты, разработанные
производителями, или пишу свои фрагменты к урокам информатики и ИКТ.
В моей педагогической практике веду работу по использованию НИТ (новых информационных
технологий) в обучение. Обобщая, накопленный опыт, я выделяю три варианта применения НИТ:
1) использование программ – тренажеров;
2) использование программ – тестов;
3) компьютерный эксперимент.
Первое направление – применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса.
Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры
при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Клавиатура, ее назначение»
применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой учащиеся изучают
назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Всем педагогам
известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль
знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие
положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет
учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество
тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной
деятельности.
Второе направление – применение программ – тестов. На уроках я использую тесты как обобщение
и закрепление изученного материала. Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их
отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога.
Третье направление – компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования
лучше всего осваивается на конкретных задачах.
Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками на нахождение их точек
пересечения приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения
графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными
таблицами, это очень быстро сделать. Основываясь на это направление, мы решаем очень большое
количество задач с применением технологии компьютерного моделирования. Преимущество
использования компьютерного эксперимента:
1)
программируем электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные,
автоматически получаем результаты вычислений; 2)
за урок мы можем провести
несколько экспериментов, проанализировать их,
построить графики;
3)
построенная графическая модель
позволяет не только механически решить задачу, но
и доказать наличие единственно возможного
решения или наоборот наличие нескольких
вариантов решения.
Таким образом, развивается логическое
мышление учащихся, отрабатывается алгоритм
решения задач, что позволяет легко решать
конкурсные и олимпиадные задачи данного типа.
На своих уроках я использую уровневую дифференциацию обучения. В основе уровневого
дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня
обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом.
Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность
выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. При задании
домашней работы провожу дифференциацию номеров. На уроках для сильных учеников задаю
дополнительную творческую работу или дополнительно более сложное задание, также один или два
номера по желанию для всех учащихся класса на оценку в журнал.
Перечислю ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного
осуществления уровневой дифференциации:
•
Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть
открыты для учащихся. Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от
познавательной активности школьников. Если цели известны и посильны ученику, а их достижения
поощряется, то для учащегося нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению, что
способствует формированию положительных мотивов учения, повышению самооценки учащегося.
•
Наличие определенных противоречий между уровнем требований и уровнем обучения. Не
следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Первый
должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а
учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.
Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто
не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников
посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе
обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных,
опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Именно
компьютерные программы позволяют каждому ученику двигаться в индивидуальном темпе и применять
полученные знания при выполнении творческих заданий. •
Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Каждый ученик имеет право
добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Такой подход
позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и
регулирования своей деятельности.
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного
приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему:
1.
выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных
(Интернет, библиотека);
2.
3.
оформление проекта (Word);
создание продукта проекта – сайт.
С помощью компьютерных технологий создается проект (Word), проводится исследование по теме
проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
• сбор материала по теме,
• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в
своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.
Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче
формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять,
организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать
устную и письменную речь, открывать чтото новое, делать выбор и принимать решения. Важно, что дети сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей, соответствующий их
потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция
обновления образования. В построении образовательного процесса я использую несколько приемов,
которые идут на пользу здоровью учащихся. Провожу физминутки на уроках, слежу за осанкой учащихся
за ученическим столом во время занятий, контролирую время пребывания ученика за компьютером.
Предлагаю детям зимнее закаливание в рождественской купели на собственном примере. Веду здоровый
образ жизни, активно участвую в спортивных и культурных мероприятиях. Основной целью внеурочной
деятельности является максимальное
вовлечение всех заинтересованных
учащихся,
выявление творческих
способностей, повышение мотивации к
рисованию.
Традиционно главными
направлениями в моей работе являются
работа с одарёнными учащимися по подготовке к конкурсам, проведение предметной недели. Основным
принципом внеклассной работы по моему предмету является добровольными со стороны учащихся,
поэтому они смело принимают участие в конкурсах разного уровня. Перед учащимися не ставится очень
высокая планка, принял участие в конкурсе – обязательно победи! Нет, конечно, такой подход испугает
ученика, отобьет охоту гдето участвовать.
В этом году в школе начинает работу кружок «Основы робототехники».
Целью кружка «Основы робототехники» является формирование общепрофессиональной компетентности
обучающихся в технической, конструкторской и проектной деятельности. На этих занятиях учащиеся
решают задачи на развитие логики, памяти и творческого мышления. Учатся работать в паре и выполняют
индивидуальные проекты. Развивают логическое и алгоритмическое мышление.
Задачи курса:
сформировать знания умения и навыки в технической, конструкторской и проектной деятельности
робототехники;
развить познавательный интерес обучающихся;
организовать самостоятельную работу и познавательную деятельность обучающихся;
содействовать творческой самореализации обучающихся. Программа кружка предназначена ознакомить обучающихся с основными понятиями
робототехники; дать практические навыки конструирования роботов промышленного и непромышленного
назначения; обучить основам программирования на программном обеспечении.
При реализации программы предполагается набор обучающихся в группы (10 человек) постоянного
состава. Программа рассчитана на два года бучения. Первый год обучения – 13 класс, второй – 35 класс.
Для реализации программы необходимы образовательные конструкторы LEGO: WeDo, MINDSTORMS
EV3 – базовый и ресурсный набор.
Направление Образовательная робототехника имеет большие перспективы развития. Привлечение
школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными
инженерными знаниями, развитию новых научнотехнических идей позволит создать необходимые условия для
высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических
подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий.
Интегрируя школьные и внешкольные занятия, я стараюсь создать полноценные условия для
совместной работы с обучающимися, способствующие формированию у детей творческого стиля
жизнедеятельности, саморазвитию личности школьника и его социальной адаптации.
Во время проведения внеклассных и внеурочных мероприятий в центре внимания постоянно
находится сотрудничество и сотворчество с обучающимися,
содействует повышению мотивации. Дети готовят свои
работы на конкурс,
стараюсь поддержать их
желание, инициативу, консультирую и корректирую их
работу.
что
Практика применения ИКТ на уроках информатики
Практика применения ИКТ на уроках информатики
Практика применения ИКТ на уроках информатики
Практика применения ИКТ на уроках информатики
Практика применения ИКТ на уроках информатики
Практика применения ИКТ на уроках информатики
Практика применения ИКТ на уроках информатики
Практика применения ИКТ на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.