ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕТАЛЛУРГИЯ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ» СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ДОМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Чтобы воспитать качественно подготовленного выпускника, самостоятельного, творческого, инициативного, предприимчивого, способного находить нетрадиционные решения не обойтись без применения практико-ориентированного обучения.
Практико-ориентированное обучение является одним из эффективных инструментов формирования профессиональных компетенций и личностнодеятельностной подготовки студентов различных специальностей. Оно оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки, творческого развития и воспитания специалиста, приобретения студентами навыков профессиональной работы.
Важно подготовить выпускников, соответствующих всем требованиям современных предприятий. Ведь их материально-техническая база быстро меняется благодаря развитию научно-технического прогресса и мировой рыночной экономической системы, что создает условия для повышения предъявляемых требований к качеству подготовки принимаемых на работу молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в направлении соответствия профессиональных знаний и умений технико-технологическому уровню развития производства - высокой квалификации, компетентности, готовности без дополнительного обучения приступить к выполнению технологических операций на рабочем месте, что повышает эффективность использования трудовых ресурсов и оборудования и снижает производственные затраты.
Можно выделить четыре подхода к организации практико-ориентированного обучения:
1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.
2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.
3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.
4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в университете.
При преподавании учебных дисциплин металлургического профиля акценты переносятся в область информационно-коммуникативных технологий. Качество подготовки молодого специалиста при этом прямо пропорционально зависит от комплектации учебных кабинетов персональными компьютерами для каждого обучающегося, подключенными к информационным системам, наличием программного обеспечения и комплекса обучающих фильмов профессионального направления.
Современная подготовка квалифицированных компетентных специалистов квалификации «Техник» по специальности «Металлургия черных металлов» специализации «Доменное производство», способных решать сложные задачи современного производства в агломерационных и доменных цехах, осуществляется на основе реализации принципов научности и моделирования профессиональной деятельности с трансформацией типовых производственных задач в учебный процесс.
Профессионально-производственная деятельность современного техника-металлурга связана с решением сложных заданий относительно обеспечения безаварийности работы основных и вспомогательных агрегатов доменного цеха и конкурентоспособности продукции металлургического предприятия.
Следовательно, и содержание подготовки будущего специалиста должно быть системой профессиональных проблем, задач и функций, которые, в свою очередь, являются комплексом учебно-производственных задач, проблем и ситуаций, которые все больше приближаются к реальным производственным условиям доменных цехов металлургических предприятий.
В процессе моделирования технологических операций по обслуживанию комплекса доменной печи и отделения разливочных машин, на практических занятиях по дисциплине «Управление технологическими процессами производства чугуна и контроль за ними» внедрена работа студентов на компьютерных тренажерах, которые моделирует реальные условия ведения хода доменной печи, задают отклонение с созданием конкретных аварийных ситуаций, которые происходят на производстве. Все данные о ходе доменной плавки выносятся с целью визуализации на экран по аналогии с пультом управления реальной доменной печью. Программа работает таким образом, что за два академических часа обучающийся принимает смену, проводит в течении смены доменную плавку с выпусками чугуна и шлака, в процессе которой компьютер создает несколько аварийных ситуаций в технологическом процессе, из которых обучающийся, на основе компетентностного подхода, должен успешно вывести комплекс доменной печи и сдает смену. Во время сдачи смены программа, на основе анализа принятых обучающимся решений по ведению хода доменной плавки, предупреждению и устранению аварийных ситуаций, возникших в процессе технологии доменной плавки, сама выставляет оценку по пятибалльной системе и проводит краткий комментарий действий обучающегося. Три уровня программы «Ученик», «Мастер» и «Асс» дают возможность студентам нарабатывать практический опыт по ведению хода доменной печи, по мере накопления которого возникает возможность перехода на высший уровень программы. Такая организация практических занятий получила высокую оценку ведущих специалистов доменного цеха Енакиевского металлургического завода.
Важнейшим принципом концепции внедрения информационнокоммуникативных технологий моделирования производственных процессов с применением компьютерных программ, которые используются на практических занятиях при изучении специальных дисциплин профессиональных модулей, является постоянное сочетание обучения с производственным дублированием работы технического персонала доменного цеха, основанной на знании и умении безаварийного выполнения технологических операций на основе компетентной оценки хода технологического процесса доменного плавки и разливки чугуна.
Метод моделирования технологических операций при помощи компьютерных программ, внедренный в учебный процесс, позволяет обучающемуся принимать осмысленное решение по выполнению каждой технологической операции, устранять отклонения от ровного хода доменной печи и предотвращать производственный травматизм, выполнить важнейшее требование производства по постоянному обновлению содержания образования и приведению его в соответствие с внедренными в процесс доменной плавки на Енакиевском металлургическом заводе новейшими достижениями техники и технологии в данной области, создает возможности для творческой деятельности обучающихся во время их работы с информационно-коммуникативными системами в учебном процессе и в реальных условиях доменного цеха Енакиевского металлургического завода во время прохождения технологической практики.
Литература
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.;
2. Долженко О.В., В.Л. Шатуновский Современные методы и технология обучения в техническом вузе. - М.: Высшая школа, 2000. - 190 с.
3. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке (IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.;
4. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технологии обучения в высшей школе. Учеб. издание, Под ред. Д.В. Чернилевского. - М.: Экспедитор, 2005.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.