ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ
Актуальность вопроса обусловлена актуализацией в педагогической науке и образовательной практике задач, которые напрямую связаны со сферой педагогического менеджмента [5]. Современный выпускник - будущий педагог должен обладать стратегическим мышлением, ориентироваться в многоплановом учебном процессе, должен уметь разрешать конфликтные ситуации, контролировать и анализировать поставленные цели и задачи, владеть нормативно-правовой базой в сфере образования и следить за её изменениями, управлять участниками образовательных отношений [1, 2]. Решение подобных задач требует от педагога владения управленческими компетенциями. Именно использование учебного задания практико-ориентированного формата является эффективным средством формирования управленческих компетенций будущих педагогов [3, 4].
Практико-ориентированные учебные задания (далее - ПОУЗ) характеризуют применение педагогических технологий на локальном уровне, и они являются профессионально-ориентированными по характеру содержания и структуре и прикладными по ориентации на личностные структуры, поскольку связаны с формированием действенно-практической сферы. ПОУЗ является одним из методов обучения, система которых образует профессионально-ориентированную технологию обучения. По нашему мнению, ПОУЗ является:
- интерактивным методом обучения с точки зрения активности обучающегося в процессе обучения;
- методом формирования компетенций с позиций последовательности этапов через которые проходит процесс обучения;
- практическим методом обучения с точки зрения источника знаний - практики;
- продуктивным методом с позиции усвоения учебного материала, то есть характера познавательной деятельности обучающегося, уровня его
самостоятельности познавательной деятельности.
ПОУЗ - это совокупность требований, имеющих заданную структуру и прикладной характер, побуждающих выполнить учебно-профессиональные действия. Понятие ПОУЗ, как цели данной в условиях, определяет основные структурные элементы задания: потребность, мотив, цель, условие, способ решения, ответ, рефлексия.
Проводя исследование в области формирования управленческих компетенций у бакалавров педагогического образования, нами были разработаны и внедрены в образовательный процесс вуза ПОУЗ для модуля «Управление образовательными системами» учебной дисциплины «Педагогика» и для элективного курса «Эффективное лидерство педагога». Так, в процессе осуществления педагогического эксперимента нами было предложено следующее задание студентам экспериментальной группы - выполнить групповой учебный проект на тему «Команда инновационной образовательной организации». Было разработано содержание задания, четко представлен функционал ролей - директора, администрации и другого персонала. Проект был проведен в форме деловой игры [3].
ПОУЗ рассматривается нами как интегративная дидактическая единица содержания, технологии и мониторинга качества подготовки обучающихся. ПОУЗ является основным средством реализации практико-ориентированной (прикладной) направленности учебных дисциплин в системе педагогического образования. Приведем примеры разработанных ПОУЗ:
1) Выясните роль эмоционального интеллекта в управлении педагогическим коллективом. Опишите способность распознавать чужие эмоции и влиять на поведение. Составьте опорную схему «Управление собственными эмоциональными состояниями педагога».
2) Разработайте программу эффекта присутствия руководителя образовательной организации на каждом рабочем месте.
3) Составьте алгоритм устранения «фильтров» на пути информации с мест до руководителя (заместителей) образовательной организации. Разделите информацию в образовательной организации на типы с помощью метода Окно Джохари. Проведите различие между прямыми и непрямыми каналами коммуникации. Приведите примеры коммуникационных барьеров в образовательной организации. Представьте рекомендации по совершенствованию коммуникаций.
4) Проанализируйте на какой ступени развития находится ваша образовательная организация с позиций концепции бирюзовой организации.
Выясните возможности применения «бирюзовых» принципов для образовательной организации.
5) Опишите термин «управление различиями». Опишите особенностей поколения Z. Выясните что это означает для руководителя образовательной организации как будущего работодателя. Сформулируйте рекомендации в части их мотивации, методов работы с ними.
Использование подобных заданий позволило обеспечить интенсификацию процесса понимания, усвоения и творческого применения обучающимися знаний в области педагогического менеджмента (того курса, которые мы предложили); повысить познавательную мотивацию, изменить отношение к профессиональным ценностям, связанных с педагогическим управлением.
Таким образом, ПОУЗ выступают эффективным средством формирования управленческих компетенций. Именно они способны выполнить интегрирующую и организующую роль механизма развития управленческих компетенций у будущих педагогов, что позволит, в конечном счете, повысить их конкурентоспособность в образовательной среде. Применение практико-ориентированных заданий в образовательном процессе создает условия для активного участия будущих педагогов в общении и взаимодействии, для формирования профессиональных компетенций. Практико-ориентированные задания способствуют личностноориентированной направленности профессиональной подготовки, развитию творческой деятельности, формированию опыта решения различных проблем, обеспечивают развитие у обучающихся способности к профессиональному самообразованию [3]. В итоге ПОУЗ являются одним из инструментов практико-ориентированного обучения в системе подготовки бакалавров педагогики.
Литература
1. Шукшина Ю.А. Образование XXI века: ключевые компетенции и новая грамотность / Ю.А. Шукшина, О.В. Сульдина // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - №1. - С. 90-94.
2. Шукшина Ю.А. Управленческие компетенции будущих педагогов: требования инновационной экономики / Ю.А. Шукшина // Материалы Международной научной конференции «Молодежь и наука XXI века». 13 декабря 2018 года. Том I. Ульяновск, УлГАУ. - С. 165-169.
3. Шукшина Ю. А. Формирование управленческих компетенций будущих педагогов посредством практико-ориентированного учебного задания: магистр. дис.: 44.04.01 / Ю.А. Шукшина. - 2019. - 153 с. - URL: http: //library. mordgpi.ru/ProtectedView/Book/V iewBook/340
4. Шукшина Ю.А. Практико-ориентированные учебные задания в системе обучения / Ю. А. Шукшина // Мир науки и образования. - 2016. - № 4(8). - С. 11.
5. Шукшина Ю. А. Формирование управленческих компетенций будущих педагогов / Ю.А. Шукшина // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам: сб. научных статей. - Казань: Solo Press; Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 199-200.
6. Шукшина Ю.А. Реализация практической направленности обучения выпускающей кафедрой экономического факультета / Ю.А. Шукшина // Мир науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 15.
7. Шукшина Ю.А. Возможности использования справочных систем и онлайн- сервисов в учебном процессе при подготовке менеджеров и экономистов (на примере продуктов компании «Актион-МЦФЭР») // В сборнике: Информационные технологии в экономике, бизнесе и управлении Материалы IV Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Lazo Roljic, Hadzib Salkic, Пахомов М.А., Старцев М.В., Бурмисторова А.А., Горбунова О.Н., Голушко С.А. - 2017. - С. 247-255.
8. Шукшина Ю.А. Профессиональные справочные системы как инструмент практико-ориентированного обучения в системе высшего образования / Ю.А. Шукшина // Материалы тезисов XII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования». - Донецк: ДонНУЭТ, 2018. - С. 331-333.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.