ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
За последнее десятилетие произошли значительные изменения в сфере обслуживания, а именно, в ресторанном бизнесе. Несмотря на тяжелые времена, открываются предприятия новых форматов. На предприятия общественного питания требуются высококвалифицированные, конкурентно-ориентированные, образованные, активные, способные проявлять инициативу, самостоятельно разрабатывать и внедрять в производство новые идеи сотрудники, которые приведут к прибыли предприятия. Работодатели с каждым годом завышают требования к персоналу, что усложняет процесс обучения в высших учебных заведениях.
Основная задача по повышению профессиональной компетентности выпускников университета - это увеличение практики и решение практических задач в области их будущей профессиональной деятельности [1].
Определены принципы и методы формирования профессионального образования для выполнения данной задачи в университете. При обучении будущих высококвалифицированных специалистов особое внимание уделяется практико-ориентированности.
Для развития профессиональной компетентности специалиста в процессе практике формируются:
> навыки диалогического общения, умение найти выход из конфликтной ситуации;
> способность решать ситуационные задачи и определять оптимальные пути их решения;
> способность выделять проблемы конкретной ситуации;
> практические навыки с элементами деловой игры;
> способность прогнозировать и анализировать возможные результаты;
> самостоятельно принимать оптимальные решения по созданию предприятия, внедрению его в систему рыночных отношений конкурентной среды;
> умение выбирать те организационные формы и методы, реализация которых обеспечит эффективную деятельность предприятия общественного питания;
> практические навыки работы с нормативной и технологической документацией;
> способность к развитию новых идей с достижением желаемых целей и возможностей и др.
Будущие специалисты учатся работать индивидуально, малыми группами и большими коллективами, решают реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу.
С первых дней обучения в университете применяется практико-ориентированный подход, который способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций обучающихся.
Практико-ориентированное обучение направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который показывает готовность студента к определённым самостоятельным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
В ходе учебной практики студенты овладевают академическим опытом познавательной деятельности: типы предприятия, структура предприятия, методы и формы обслуживания и т. д. Учебной практике предшествует изучение студентами дисциплины «Организация работы предприятий питания» под руководством профессионала высокой квалификации с большим опытом.
В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажёров или дублёров специалиста: особенности организации работы предприятия, общие принципы организации системы обслуживания в ресторанном хозяйстве, методы и формы обслуживания потребителей в ресторанном хозяйстве и т. д. [2].
Приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством профессионала в соответствии с индивидуальным заданием. Целесообразно привлекать профессионалов с производства для формирования мотивации студентов для дальнейшей работоспособности в предприятиях, а также в период, предшествующий производственной практике, при выполнении курсовых работ (проектов) на реальную практическую тему, связанную с будущей перспективной профессиональной деятельностью [3].
В период преддипломной практики студент должен приобрести достаточные знания и опыт под руководством специалиста, чтобы приступить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей без длительного дополнительного обучения на конкретном рабочем месте. Будущий специалист, имеющий компетентность, практические навыки и умение их воплотить на производстве, имеет больше шансов для трудоустройства на предприятия высокого ранга.
Литература
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - №2 4. - 2005. - С. 19-27.
2. Власова А. Утром - практика, вечером - теория // Российская газета. - 2006. - №286. - С. 11.
3. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. - С. 438-440. 4. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. - 2005. - С. 27-33.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.