ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная система высшего образования направлена не только на формирование теоретической базы при подготовке будущих выпускников, но и на формирование практических навыков по будущей специальности или направлению подготовки. Прогрессивность практико-ориентированного подхода в обучении заключается в освоении обучающимися общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО и возможности практической апробации приобретенных навыков в условиях реальных предприятий. Это позволяет выпускнику успешно реализовать себя в избранной сфере деятельности и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Если анализировать практико-ориентированный подход в обучении, то можно выделить два основных направления. Первое направление объединяет процесс обучения и прохождения практик с целью знакомства обучающихся с профессиональной средой, требованиями, предъявляемыми базами практик к данной профессии. Второе направление связано с формированием у обучающихся профессиональных компетенций, а также личностных качеств, которые бы обеспечивали выполнение функциональных обязанностей по выбранной профессии. Реализация данного направления обеспечивается посредством внедрения профессионально-ориентированных технологий обучения. Обязательным элементом практико-ориентированного образования является наработка практического опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Процесс внедрения практико-ориентированного подхода основан не только на образовательном процессе, но и на формировании личности студента, основанного на вовлечении его собственных сил и способностей. Особенностью использования практико-ориентированного подхода в системе высшего образования является то, что он позволяет формировать фундаментальную научную базу знаний у обучающихся параллельно с освоением профессиональных компетенций.
Реализация практико-ориентированного подхода подразумевает получение обучающимися не только профессиональных, но и общекультурных, а также общепрофессиональных компетенций, которые необходимы им для будущей профессиональной деятельности. Функционирование данного подхода происходит посредством реализации учебной программы в сочетании с производственными практиками, использования моделей получения практического опыта путем когнитивного обучения (обучающиеся получают возможность наблюдать и впитывать организационную культуру базы практики) и т.д.
При внедрении практико-ориентированного подхода важно сформировать у обучающихся комплексную модель реализации профессиональных и общепрофессиональных компетенций. Можно выделить несколько основных направлений в реализации практико-ориентированного образования. Одним из направлений является формирование у обучающихся практического опыта путем внедрения их в профессиональную среду в процессе прохождения обучения в университете. На этом этапе у обучающихся формируются специальные знания, навыки и умения, а также профессионально-важные качества, которые генерируются в процесс реализации профессионально-ориентированных технологий. Следующим направлением является изучение обучающимися комплекса дисциплин профессионального цикла, позволяющих сформировать у них профессиональные, общекультурные и общепрофессиональные компетенции посредством приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности.
В результате реализации практико-ориентированного подхода у обучающегося формируется модель профессионального поведения посредством реализации профессиональных видов деятельности, формируемых в ходе обучения, а также прохождения производственных практик по получению профессиональных знаний и опыта профессиональной деятельности.
Литература
1. Павлова, Л. В. Практико-ориентированное обучение (из опыта стажировки в Швейцарии) [Текст] / Л. В. Павлова // Социосфера. - 2013. - № 4. - С. 9192.
2. Савицкая, А. В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе [Текст] /
А. В. Савицкая// European Social Science Journal. - 2013. - № 4 (23). - С. 6674.
3. Есенина, Е. Ю. Дуальное обучение: Возможности, ограничения, условия и практика использования [Текст] / Е. Ю. Есенина: Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 8. - С. 16-18
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.