Практико-ориентированный семинар «Подготовка к ВПР: дидактические подходы и методические решения»
Цель семинара: содействие
повышению уровня компетентности участников семинара в вопросах организации
системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
НОО.
Категория слушателей: руководители методических объединений школ
и учителя начальных классов.
ПРОГРАММА
8:45 |
Регистрация |
фойе |
8:50-9:15 |
Практикум: «Формирование универсальных учебных действий на современном уроке как фактор повышения качества образования» (Дианова Е.Г.) |
№16 |
9:25-10:05 |
Посещение уроков: |
|
Обучение грамоте, 1 А класс. Тема: «Россия-наша Родина. Звуки [йа],[а]. Буквы Я, я» Учитель: Строкатова Л. В. |
№ 19 |
|
Математика, 3 А класс. Тема: «Сантиметр и миллиметр» Учитель: Кирякова Д. Ш. |
№ 21 |
|
Русский язык, 4 А класс. Тема: «Спряжение глаголов бежать и хотеть» Учитель: Сергеева Л. М. |
№ 20 |
|
10:20-11:00 |
Окружающий мир, 1 Б класс. Тема: «Кто такие птицы» Учитель: Клинг Л. А. |
№ 21 |
Внеурочное занятие, 2А класс. Тема: «Красная Книга Алтая» Учитель: Прокопенко Е.С. |
№ 17 |
|
Внеурочное занятие, 3Б класс. Тема: «Деньги-средство для оплаты товаров и услуг» Учитель: Коротких Е. Л. |
№ 18 |
|
11:00 |
Подведение итогов |
№ 16 |
Практикум
Формирование универсальных учебных действий
на современном уроке как фактор повышения качества образования
Универсальные учебные действия (УУД) – это
-Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операционных характеристик;
-Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
-Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Познавательные Регулятивные
Коммуникативные Личностные
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРЕДПОЛАГАЕТ:
(Этапы могут быть определены и иначе)
• наличие у детей познавательного мотива
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний
• выявление и освоение учащимися способа действия
• формирования умения контролировать свои действия
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Результаты
освоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при
организации мониторинга их достижения.
Выявленные дефициты в учебных достижениях – это нехватка
знаний, умений, навыков, компетенций и универсальных учебных действий
учащихся, их кругозора и представлений, мотивов учиться
и повышать качество образования.
Одним из видов мониторинга качества образования является ВПР.
ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Так как в основу обучения мы ставим деятельностный подход, мы предлагаем Вам погрузиться в деятельность и проанализировать в группах ВПР по отдельным предметам, выявить какие задания направлены на диагностику метапредметных результатов, овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД), какие могут быть у уч-ся затруднения в выполнении данных заданий и наметить пути их решения.
РАБОТА В ГРУППАХ.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП.
ОБСУЖДЕНИЯ.
В работах предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение
необходимой информации; структурирование знаний; осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
определение основной и второстепенной информации; моделирование,
преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Обратить внимание, что каждая работа начинается с инструкции.
Показать на примере упражнения из учебника русского языка работу над формированием этого умения и ее межпредметную значимость.
Вывод
Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и занятий внеурочной деятельности. в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.