В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Это необходимо для формирования сознания детей, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Юрлинский детский сад № 3»
Проект
«Воспитание нравственных качеств у детей
через сюжетноролевые игры»
Разработчик: Жикина Надежда Васильевна
Старший воспитатель МБДОУ
«Юрлинский детский сад № 3»Тема
Адресация проекта
Автор проекта
Целевая аудитория
Типовые особенности
Цель проекта
Задачи проекта
Ресурсы проекта
Предполагаемые продукты
2016 г.
«Воспитание нравственных качеств у детей
через сюжетноролевые игры»
воспитатели, дети средней группы
Жикина Надежда Васильевна
воспитатели, дети средней группы,
родители, специалисты.
практикоориентированный, долгосрочный.
Рассмотреть сюжетноролевые игры, как
средство повышения уровня развития
нравственности дошкольников.
Раскрыть связь понятий «игра» и
«нравственность»; охарактеризовать
значение и сущность игры в дошкольном
возрасте; сделать теоретический анализ
формирования нравственных качеств
дошкольника в игровой деятельности;
практическим путем обосновать
целесообразность внедрения в структуру и
содержание сюжетноролевых игр методик,
направленных на формирование у
дошкольников представлений о
нравственном поведении.
Конспекты, художественная литература,
дидактические игры, интернет ресурсы
фотоколлаж «Игры разные нужны…».
«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность
взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных
превращений»
(А.С. Спиваковский).
Актуальность
В сюжетноролевой игре успешно развивается личность ребенка, его
интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта
деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Кроме того, игра является надежным диагностическим средством
психического развития детей.
Это необходимо для формирования сознания детей, для развития высших
нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию
ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).Проблема проекта
Остаются недостаточно выясненными механизмы становления и
развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены
ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.
Недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации
индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей
педагогической работы. А ведь именно в сюжетноролевой игре ребенок
моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней
на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда.
Следовательно, выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с
нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Практическая значимость заключается в том, что в ходе реализации проекта
дети узнают много интересного и нового, а главное – они учатся тесно
сотрудничать в детском коллективе, дети учатся договариваться, слышать,
помогать друг другу.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
Изучение методических пособий и литературы по данной теме;
Создание условий для организации сюжетноролевой игры;
Подбор художественной литературы, пословицы, стихи, рассказы, загадки,
игры;
Наблюдение за игрой детей.
2. Основной этап:№
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
Мероприятия с детьми
Изучение теоретических источников
Диагностика развития нравственных
качеств у дошкольников и
уровня
развития игр.
С/р игра «У дедушки день рождения».
Чтение рассказа «Самая главная
награда».
Приготовление подарков своей семье.
С/р игра «Наши дружные соседи».
Чтение рассказа «Новый дом».
С/р игра «Магазин музыкальных
инструментов».
Д/игра «Народные инструменты».
Художественное творчество «Новый
музыкальный инструмент».
С/р игра «В магазине одежды»
Д/игра «Одежда»
Чтение художественной литературы «Как
вести себя в магазине?».
С/р игра «Медосмотр в детском саду»
Д/игра «Любимая профессия».
Чтение рассказа «Как у нас появился
Марсик».
С/р игра «В салоне красоты»
Д/игра «Незнайкамастер».
Чтение рассказа «Как я побывала в
салоне красоты».
С/р игра «Я – воспитатель»
Д/игра «В детском саду».
Диагностика развития нравственных
качеств у дошкольников.
Мероприятия с родителями
Консультация «Значимость сюжетно
ролевой игры».
Беседа «Особенности воспитания ребенка
в семье». Мультимедийный просмотр
«Играем в детском саду»
Изучение социальнобытовых условий
каждого ребенка
помощью
анкетирования.
«Влияние сюжетноролевой игры на
воспитание нравственных качеств у
детей». Ознакомление с результатами
диагностики.
с
Дата
(месяц)
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Сентябрь
Ноябрь
Февраль
Май
Обогащение среды в группе
Приобретение игрушек для сюжетно
ролевых игр
Изготовление предметов заместителей
Октябрь
Декабрь3. Заключительный этап:
анализ результатов;
создание фотоколлажа «Игры разные нужны…».
составление портфолио проекта.
В заключении
В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей
является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром”. В решении
этой задачи, наиболее эффективна игровая деятельность. Данный проект
способствует не только формированию коммуникативных способностей у
детей, но и таких интегративных качеств, как: творческая активность,
любознательность, эмоциональная отзывчивость, овладение вербальными и
невербальными средствами общения и способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками. В ходе игры дети узнали много интересного и
нового, а главное – они учились тесно сотрудничать в детском коллективе,
дети учились договариваться, слышать, помогать друг другу. В процессе игры,
дети проявляли терпимость к мнениям и действиям других детей, то есть
происходило формирование такого социально личностного качества, как
толерантность. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения,
познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций,
недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и
запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший
способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в
разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок
получает возможность научиться самостоятельно, находить выход из
предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их,
избавиться от страхов и психологических проблем.