Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».
Оценка 4.7

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
музыка
1 кл—4 кл
24.03.2019
Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».
Работа содержит практический материал, а именно, музыкально - ритмические упражнения, игры с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ, которые должны присутствовать на каждом уроке ритмики. Они выводят детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к оригинальным и остроумным находкам, выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление.
МОЯ РАБОТА Музыкально – ритмические упражнения с использованием современных технологий.docx
Филиал государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Первоуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Практико ­ значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».                                                 Выполнила:  Байдина Наталья Глебовна            Воспитатель. Учитель ритмики 2019 Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ. 1. Музыкально ­ ритмические упражнения для развития музыкально ­ ритмического слуха у детей с ОВЗ младшего школьного возраста. На   современном   этапе   развития   происходят   изменения   в   образовательных процессах:   содержание   образования   усложняется,   акцентируя   внимание педагогов   на   развитие   творческих   способностей   детей,   коррекции эмоционально   ­   волевой   и   двигательной   сфер;   на   смену   традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию   познавательного   развития   ребенка.   В   этих   изменяющихся условиях   педагогу   необходимо   уметь   ориентироваться   в   многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологи, уделять особое внимание развитию творческой личности. Именно данное качество формирует неординарное отношение к рукотворному миру, миру   природы   и   человеческих   отношений.   Творчество   ­   это   сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности,   создающая   новые,   оригинальные,   никогда   ранее   не существовавшие   предметы,   произведения   для   совершенствования материальной и духовной жизни общества. Творчество изначально заложено в каждом ребенке, но как важно своевременно создать необходимые условия для его проявления. Детское музыкальное ­ ритмическое творчество имеет большой диапазон. Оно активизирует   фантазию   ребенка,   побуждает   к   достижению   самостоятельно поставленной   цели,   к   поискам   для   воплощения   своих   замыслов   в   разных формах, способствует обучению Ритмика — один из видов музыкально ритмической деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные ритмические упражнения, танцы, сюжетно­ образные   движения   используются   как   средства   более   глубокого   ее восприятия и понимания. Одной из задач отечественного музыкального развития детей с ОВЗ младшего школьноговозраста   являются развитие   музыкальных,   ритмических   и творческих   способностей   с   помощью   различных   видов   музыкальной деятельности   с   использованием   современных   технологий     исходя   из возможностей каждого ребёнка с ОВЗ.  В   число   музыкальных   способностей   входит   и   музыкально   ­   ритмическое чувство.  Чувство   ритма  позволяет  детям  глубже  откликнуться  на  музыку, смену её характера, «прожить» музыкальный образ, переданный в музыке. Большая роль в музыкально ­ ритмическом развитии младших школьников  с ОВЗ отводится систематическим музыкально – ритмическим упражнениям. Подражательно   ­   исполнительские   упражнения   направлены   на   решение конкретной   учебно   ­   познавательной   задачи.   Педагог   показывает   способ решения задачи (действия и их последовательность, определяет критерии для оценки   результата;   ребёнок   выполняет   упражнение,   следуя   указанному педагогом   образцу   (обучение   способу   игры   на   музыкальном   инструменте, применению хлопков, притопов, шлепков для сопровождения пения и т. д.) . В конструктивных упражнениях ребёнок реализует задачи, аналогичные тем, которые   он   решал   под   руководством   взрослого,   т.   е.   переносит   ранее усвоенные способы действия на новое содержание (сначала дети выполняют музыкально   ­   ритмические   упражнения   «медведь»,   «зайчик»,   а   затем принимают участие в музыкальной игре «Зайцы и медведь»). Творческие упражнения предполагают сочетание и различное комбинирование ребёнком   имеющихся   у   него   знаний   и   умений,   их   применение   в   новой ситуации   (импровизация   на   металлофоне   «Песенка   дождика»,   составление импровизационного образного танца, хоровода и т. д.). Игровые музыкально ­ ритмические упражнения – это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию под музыку. Ценность игровых музыкально ­ ритмических упражнений заключена в том, что   их   игровой   характер   привлекает   детей   с   ОВЗ   младшего   школьного возраста,   вызывает   у   них   положительные   эмоции,   позволяет   снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий   способствует   тому,   что   дети   с   интересом   и   достаточно   легко воспринимают   новые   знания   и   умения,   закрепляют   ранее   усвоенные. Благодаря   игровым   упражнениям   создаётся   радостная   атмосфера   в музыкальной   деятельности,   отмечается   эмоциональный   подъём.   Развитие чувства ритма включает в себя развитие чувства темпа, метра, ритмического рисунка, чувство формы. Для развития чувства темпа используем такие игры и упражнения: «Собачка пляшет» (быстрые и медленные хлопки, «Кукла спит – кукла танцует» (ручки под щёчку – «спит», хлопки – «танцует», «Ножи шагают и бегают» (смена шагов и легкого бега, «Кто как ходит? » (медведь – медленные шаги, лиса – быстрые шаги, зайчик – прыжки, «Как стучат капли по крыше? » (деревянные палочки   –   капли   стучат   быстро   и   медленно,   «Птички   летают   и   клюют зёрнышки» (лёгкий бег, присели – имитируют клевание зёрен). Развитие чувства метрической пульсации даёт ребёнку возможность хорошо двигаться,   ритмично   выполнять   движения,   музицировать   в   ансамбле   на музыкальных инструментах, а также выразительно интонировать при пении, ощущая движение мелодической линии и форму песни. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках) и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов   при   пении,   при   движении,   под   звучание   ритмичной   музыки. Такие задания дети выполняют в течение года («Хлопаем в такт», «Шагаем под музыку»). Также детям предлагается услышать и передать в хлопках «как бьется   сердечко   музыки»   (метрическую   пульсацию).   С   детскими   му­ зыкальными инструментами даются такие задания, как «Сыграем полечку для собачки, кошечки и т. д. », где нужно уловить и воспроизвести метрический пульс на ударных инструментах. По   мере   того,   как   дети   овладевают   метром,   переходим   к   формированию способности восприятия и воспроизведения ритмического рисунка. Начинаем с   самых   простейших   заданий   –   это   игра   «ритмическое   эхо».   Педагог прохлопывает ритмы имён, слов, дети дружно повторяют, хлопая в ладоши. Как   вариант   игры   «Эхо»   применяем   игру   «Обезьянка»,   которая   очень нравится детям и способствует не только развитию ритма, а и координации, внимания и развивает реакцию детей. Первоначально мы учим детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов, обозначая слоги кружками одинаковой величины: Одно   из   следующих   заданий   –   ритмизация   заданных   текстов.   Педагог проговаривает   стихотворный   текст   (дразнилки,   считалки,   одновременно сопровождая   его   хлопками,   передавая   ритмический   рисунок   –   дети повторяют.   Ритмический   рисунок   выкладывается   на   фланелеграфе, прохлопывается,   проигрывается   на   ударных   инструментах.   Дети   учатся узнавать попевки, выложенные графически. Регулярно   занимаясь   с   детьми   с   ОВЗ   развитием   ритма,   речевыми упражнениями   и  наблюдая   за   результатами,  мы   составили   для   себя   схему работы с ритмизацией стихов. 1.   Установление   метрического   пульса   простыми   способами:   шлепки   по коленям, хлопки в ладоши, удары кулачками, притопы и т. д. 2. На фоне установленного пульса выразительное и ритмичное чтение стиха. 3. «Ритмическое эхо» ­ повторение стиха со звучащими жестами по фразам. 4. «Ритмическое эхо» с использованием ударных инструментов. 5. Придумывание вместе с детьми пластических жестов к стихотворению и декламация с жестами. 6.   Инструментальная   импровизация   –   озвучивание   стихов   музыкальными инструментами (когда это возможно по содержанию) . 7. Подбор остинатного сопровождения к тексту на музыкальном инструменте. 8. Придумывание простого движения к стихотворению. Примерно   по   такой   схеме   могут   быть   проработаны   практически   любые стишки, начиная с простого и постепенно усложняя задания, не забывая про творчество детей, предоставляя им возможность активно проявлять себя в процессе обучения. Развивая чувство ритма, мы активно используем «Звучащие жесты» ­ игру звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка, как своеобразное сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании на детских музыкальных инструментах. Для детей используем цветовое обозначение звучащих жестов: Хлопки – жёлтый Шлепки – красный Притопы – зелёный Упражнения с цветными ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа. На   занятиях   с   детьми   мы   используем   ритмические   игры   и   упражнения, которые   помогают   выработать   у   детей   ощущение   внутреннего   пульса, единства ритмического движения, стимулируют детское внимание, развивают чувство ритма и координацию. «Обезьянка». Задача: развивать координацию движений и реакцию детей. Методика проведения: педагог выполняет движения с звучащими жестами и ритмослогами, дети спонтанно повторяют показанное педагогом. Упражнение начинается в медленном темпе с простыми движениями, которые постепенно усложняются. «Ёжик и барабан»       (стихи Г. Виеру (фрагмент) Задача:   развивать   ритмичность,   внимательность,   полиритмический   слух, координацию. Ритмическое 3­х голосие: метр, 1­й ритм, 2­й ритм. «Лиса по лесу ходила»       (потешка) . Задача: развитие ритмичности, координации, внимания. Лиса по лесу ходил, Дробный шаг по кругу Звонки песни заводила. Лиса лычки драла, Хлопки­тарелки Лиса лапотки сплела. Поочерёдное выставление ног на пятку Развивая   у   детей   чувство   ритма,   мы   уделяем   внимание   музыкальному движению. Музыкальное движение мы рассматриваем как средство развития эмоциональной   отзывчивости   на   музыку,   ритмичности,   выразительности движений, внимания, памяти. В   первых   классах   предлагаются   небольшие   образные   упражнения, включающие в себя элементы импровизации: «Добрая и сердитая киска» ­ мягкий шаг и резкое выбрасывание вперёд пальцев рук со звуком «Фыр­фыр», «Осторожные мышки», «Весёлые зайчики», «Гордые петушки» и т. д. В   со   второго   класса   в   музыкальном   движении   за   основу   мы   берём   образ, чувство,   которые   передаются   музыкой.   Первоначально   дети   знакомятся   с музыкальным произведением, представляют и «проживают» этот образ, затем пробуют передавать его в движении. Младшие   школьники   с   ОВЗ   очень   любят   такого   рода   мини­этюды («Шаловливый   ручеёк»   под   музыку   Аренского,   «Весёлые   цыплята»   под музыку Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» и т. д.). В них они получают возможность самовыражения и самообучения, глядя на творчество других детей и педагога. Пластические этюды мы разделяем на несколько групп. а) динамические б) статические. Динамические позволяют раскрыть какую­либо ситуацию, сюжет в развитии, например:   «На   лыжах»,   «Играем   в   снежки»,   «Собираем   ягоды»,   «Хитрая лисичка» и т. п. Создание музыкально­игрового образа – проживание музыки в движении. Этот процесс приносит ребёнку радость, помогает почувствовать уверенность в себе и активно способствует оздоровлению как физическому, так и психическому. В работе над созданием динамического этюда можно выделить несколько этапов: ­ создание изобразительного образа: «Скачут зайчики», «Бежит лисичка», ­  создание изобразительного   образа в контрасте: «Мишка спит» ­ «Мишка собирает грибы», ­ создание выразительного образа: «Собачка заболела», «Солнечный зайчик». Статические   этюды. Легче   всего   дети   создают   и   изображают   образ   по иллюстрации (картинке) с музыкальным оформлением. Работу над созданием статического этюда тоже можно разделить на ступени: ­ позиционные: «Кукла спит», «Солдатик стоит», «Ёжик отдыхает».  Позиционные   этюды с   интересом   выполняют   дети   младшего   школьного возраста.   Они   дают   возможность   ребёнку   самостоятельно   придумать композицию, используя жизненный опыт в соответствии с возрастом. ­ выразительные: «Ласточка  летит», «Солнышко улыбается». Для создания выразительного статического образа необходимо развивать мимику и общую пластику, а также координацию движений. Для   этого   вида   творческих   заданий   предпочтение   отдаётся   яркой изобразительной   музыке.   Это   может   быть   программная   инструментальная музыка или же песни детского репертуара с образным стихотворным текстом. Также толчком для создания образного этюда может быть стихотворение или рассказ ребёнка о каком­либо ярком впечатлении из его жизни. Тогда задача педагога – помочь ребёнку качественной и выразительной импровизацией на фортепиано. Упражнения на внимание. Учитель показывает движения, а дети должны как можно быстрее его повторить. Упражнения на координацию движений (галоп вправо­влево, «моталочка» вперёд и в сторону). «Зеркало»   (в   парах).  Один   делает   произвольные   ритмические   движения, другой повторяет их в зеркальном отражении. «Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок бывает в роли лидера, стараясь показывать другие движения. «Вечное   движение».  Ритмико­двигательная   композиция,   исполняемая   под современную   танцевальную   музыку.   Каждый   ребёнок   придумывает собственное оригинальное движение. «Стоп­кадр».  Дети   исполняют   произвольный   танец,   во   время   которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.  «Ритмическое эхо».  Педагог дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить. «Что любит наш животик?» Упражнение на сохранение здоровья. Но вместе с детьми можно придумать аналогичные игры, направленные на проблемные зоны. Базовые игры направлены на то, чтобы дети понимали – как работает орган или система, которые принимают самую сильную нагрузку при росте их организма. Игра   состоит   из   2­х   частей.   1.На   доске   рисуется   желудок,   и   на   примере мороженого, пепси колы и гамбургеров объясняется, насколько он мал. Если его бессистемно «набивать», он растянется, и будет болеть. Попутно идет рассказ о вреде различных сладких газированных напитков, чипсов (т.п.) и преимуществах   натуральной   пищи   (соков,   фруктов   и   т.д.)   1.   Несколько участников образуют «желудок». (а) Остальные являются полезной и вредной пищей (б). Участники (б) встают в очередь и проползают по­пластунски, по очереди являясь то полезными, то вредными продуктами. Названия продуктов дети придумывают сами. «Желудок» мешает руками вредной еде, и помогают полезной.   Когда   следующий   участник   называет   себя,   все   хором   говорят: «Полезный!» или «Вредный!» «Позвонок» В этой игре дети получают информацию о важности правильной осанки. Перед началом игры нужно объяснить работу полезных частичек в спинном мозге. В игре участвуют: ­ позвонки (2 и больше). Встают в колонку друг за другом, в позицию в позицию «на ширине плеч» ­ полезные частички (2 и больше). Должны проползти между позвонками. В руке у каждого предмет изображающий кислород, витамины, солнце (отдых). Они должны передать их мозгу – мозг (1) стоит в самом конце позвонков. До него должны добраться полезные частички. А) В первом случае позвонки встают криво, с выпадом на ногу в разные стороны и мешают проползти частичкам Б) Во втором случае позвонки выстраиваются ровно. Дети сами дают результат и делают вывод: какому позвонку легче питать мозг. хлопками. (прохлопать стихотворение) Упражнение с    Сел сверчок на шесток, Таракан – в уголок.                                                                                        Сели ­ посидели.                                                                                            Песенку запели.                                                                                              Услыхали ложки­                                                                                          вытянули ножки.                                                                                              Услыхали калачи­                                                                                          Да попрыгали с печи,                                                                                      Да давай подпевать,                                                                                      Подпевать да танцевать! Как без дудки, без дуды,                                                                                Ходят ноги не туды.                                                                                        А как дудочку почуют,                                                                                    Сами ноженьки танцуют.                                                                                Журавли пошли плясать,                                                                              Долги ноги выставлять.                                                                                Бух, бух, бух. Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу. Ай, туки, туки, туки,                                                                                        Застучали молотки.                                                                                        Застучали молотки,                                                                                        Заиграли в локотки:                                                                                        Тук­ ток, тук­ ток,                                                                                            Скоро Ванечке годок.                                                                                      Постоянно чередуем        хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони                                                приговаривая: партнера,    О, чки, чки, чки,                                                                                                Очуречечки,                                                                                                    Ложки, плошки, поварешки,                                                                          Перевертушки!                                                                                               При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение. Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению. Дождь идет, Дождь идет, А когда же                                                                                                        Он пройдет? Вот когда                                                                                                          Идти устанет, Вот тогда и перестанет. Мыло и мочало­                                                                                              Песенки начало. Лампа и картина­                                                                                            Песни половина.                                                                                            Хлеб и огурец,­                                                                                                Песенки конец! И. Михайлова. Упражнение «Осенняя гамма»   модель Т. Боровик. Пусто ласточек гнездо ­ До.       I   I    II     I   (Далее везде аналогично).  Осенины на двор ­ Ре.                                                                                    Плачет ветер за дверьми ­ Ми.                                                                    Дождика тиха строфа ­ Фа.                                                                            У него своя есть роль ­ Соль.                                                                        Затихает вся земля ­ Ля.                                                                                Дождик скуку унеси! ­ Си.                                                                            Пусто ласточек гнездо.                                                                                  До1 – до2  ­ до1 – до2.         I    I     I    I. Текст читает педагог, дети играют на металлофонах и поют ноты в указанном  ритме.    «Ритмическое освоение слов» Проговаривать   слова   в   умеренном   темпе   в   двух­трех­   и   четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например, 2/4 ма­ма, па­па, кош­ка, ка­ша, Да­ша, доч­ка, туч­ка, цве­ток.                                                                       3/4  ма­моч­ка, сол­ ныш­ко, пе­сен­ка, де­воч­ка 4/4 че­ре­па­ха, по­гре­муш­ка, ве­ло­си­пед. Предложить   детям   самим   придумать   подобные   слова.   Заменить   слова хлопками. «Назови свое имя» Дети стоят в кругу и по очереди хлопают ­ «тактируют» свои имена. «Кто справа?» Дети стоят в кругу. По очереди хлопают ­ «Тактируют» имена своего соседа справа. Ритмические импровизации. Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются. Перемена ритма. По   сигналу   дети   хлопают   в   одном   ритме,   затем   ритм   меняется   на   более быстрый или на более медленный. Каждому свой ритм. Группа   делится   на   две   команды.   Каждой   команде   задается   определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно. Раз, два, три, повтори! Педагог задает  хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют  «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками  и т. д. Ритмические орнаменты. Дети   делятся   на   две   группы.   Каждая   группа   детей   выполняет   свой ритмический рисунок.                          1 группа                                                           Жили­были три утенка  ­   хлопки  восьмыми     Хорошо и дружно жили ­ хлопки  восьмыми     Как­то утром на рыбалку   ­ хлопки  восьмыми                                                                 Зашагали вперевалку    ­ хлопки  восьмыми             2 группа Пик, Пак, Пок  ­ притопы   Пик, Пак, Пок   ­ притопы Пик, Пак, Пок   ­ притопы Пик, Пак, Пок   ­ притопы Пик, Пак, Пок   ­ притопы Пик, Пак, Пок   ­ притопы Наловили много рыбы    ­ хлопки  восьмыми                                                                      И еще поймать могли бы  ­ хлопки                                                                                   восьмыми                                                                 Съели дружно все до крошки   ­  хлопки восьмыми                                                           Кроме маленькой рыбешки – хлопки  восьмыми                                                                                                         В.Орлов Затем дети меняются ролями. Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.   Пик, Пак, Пок   ­ притопы Пик, Пак, Пок   ­ притопы «Козлик» Серенький козленок, маленькие рожки                                                       Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках                                                Будешь козлик ты играть,                                                                              А мы станем повторять.                                                                                Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять!                                                    (ребенок   –   козлик   играет   на   ложках   ритмический   рисунок,   а   затем   дети отхлопывают   заданный   ритм   ладонями).   Затем   ребенок­козлик   выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:                                Будешь ты теперь козленком,                                                                       Поиграй на ложках звонко! Упражнение «Музыкальные молоточки» Дятел сядет на сучок: Тук­ тук­ тук, тук­ тук­ тук! Дятел смотрит, где жучок:                                                                                         Тук­ тук­ тук, тук­ тук­ тук! Над дубравой сильный град: Туки­ туки­тук, туки­туки­тук! С дуба желуди летят: Туки­ туки­тук, туки­туки­тук! Строят хату два бобра:                                                                                               Тук­ тук да тук, тук­ тук да тук! Без гвоздей, без топора:                                                                                              Тук­ тук да тук, тук­ тук да тук! При пении слов «тук­тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный   музыкальным   руководителем.   Музыкальный   руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке.                Ритмические   упражнения   позволяют   развивать   слуховое   и   зрительное внимание,   работать   над   эмоциями,   воспитывать   у   детей   творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества. «Слушай сильную долю    ».   После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую­ звучит погремушка «Мячики»  (Л. Шитте Этюд) Дети стоят по кругу, руки на поясе. 1­я фраза.  Хлопки. 2­я фраза. Притопы. 3­я фраза. Хлопки. 4­я фраза. Шлепки по коленям. Упражнение «Веселые четверки» И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего. С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на   ложках   под   музыку   веселого   быстрого   танца,   а   остальные   участники четверки   повторяют   ритм   хлопками   за   своим   ведущим.   Когда   ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего. Упражнение «Вопрос – ответ» И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном   инструменте, а другой   таким   же   способом   на   него   отвечать.   Соло   каждой   пары ограничивается   рамками   музыкальной   фразы.   Начало   следующей   фразы   – сигнал смены солиста. Упражнение «Найди пару» И.П.:   дети   стоят   в   парах   друг   против   друга   в   произвольном   порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым. С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях. По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые  партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.    Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона. В  музыкально­двигательных  упражнениях  ребенок одновременно исполняет  и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.       Игровое        упражнение «Угадай».   в     бубен. ударяет ритмично Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст говорят: Вот лягушка по дорожке                                                                                         Скачет, вытянувши ножки,                                                                               Увидала комара­  закричала… На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается,   все   делают   шаг   назад,   водящий   отдает   бубен   ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква­ ква­ ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами. Все Упражнение с хлопками (Венгерская мелодия) I часть.  Дети идут друг за другом; на сильную долю тактов они останавливаются, не приставляя ногу, а на паузу делают хлопок. II   часть.   Все   бегут   «змейкой»   за   ведущим;   на   сильную   долю   тактов   4   и   8­ остановка. На паузу­ хлопок. Ритмическое   упражнение   «Эхо».         (Татарская   танцевальная   песня   А. Эшпая). Это   упражнение   способствует   усвоению   ритмических   групп:   восьмая,   4 шестнадцатых, восьмая;  и 4 шестнадцатых.                                                           Дети стоят по кругу лицом к центру, держась за руки. В центре круга ребенок с бубном в руках.                                                                                                       Такты 1­4. Выполнение ритмического рисунка ударами в бубен. Такты   5­8.   Ребенок   продолжает   тихо   ударять   в   бубен.   Остальные   дети прохлопывают ритмический рисунок в ладоши.                                                      Такты 9­16 и 17­24. Повторение заданий тактов 1­8. Музыка проигрывается снова.                                                                               Такты   1­4.  Дети   идут   к   центру   круга  (семь   шагов)   и  на   последнюю   восьмую топают ногой.             Такты 5­8. С правой ноги отходят назад спиной, топая на последнюю восьмую.    Такты 9­12. Легко бегут по кругу вправо (шаг на каждую восьмую).                        Такты 13­16. Бегут влево.                                                                                             Одновременно ребенок с бубном негромкими ударами выполняет ритмический рисунок. Такты 17­24. Ребенок с бубном называет имя любого из детей и тот повторяет заданный ритмический рисунок. Дети оценивают исполнение. Слушаем и различаем ( с ритмическими карточками) 1­й вариант.   Музыкальный руководитель   проговаривает («татирует») заданный ритм,   дети   прохлопывают   его,   выкладывают   ритмический   рисунок   и   находят нужную карточку.                                             Песни   Е.   Тиличеевой:   «Мы   идем   с   флажками»,   «Небо   синее»,   Месяц   май», «Смелый пилот». 2­й вариант.   Музыкальный руководитель   прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку. Упражнения, направленные на формирование умений выбирать способы действия (движения, походка, мимика, жест) для передачи характера различных персонажей; привычки, позы, выражения; способности выражать разнообразные эмоциональные   переживания   и   настроения   в   соответствии   с   музыкальным образом. «Кузнечики,   стрекозы,   бабочки».  Учитель   называет   то   одно,   то   другое насекомое, а дети под музыку выполняют характерные для этого насекомого движения.   «Кузнечики»   –   длинные   прыжки.   «Стрекозы»   –   машут   крыльями. «Бабочки» порхают (только кисти рук).                                                          «Цветок».  Под   музыку   «Вальс   цветов»   из   балета   «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети складывают ладони вместе, изображая стебелек, затем раздвигают   центральные   части   ладошек,   формируют   «цветочный   бутон».   И, наконец, движениями  пальцев показывают, как «бутон» распускается. Нужно «поддержать   раскрытый   цветок»   ощутить   напряжение   в   пальцах   рук,   затем потрясти кистями и расслабить руки (выполняется 3­4­раза).    «Шмель гудит».  Дети поют звук (у) на одной низкой ноте, поворачивают туловище справа налево и обратно, сначала разводя руки в стороны, как крылья, а   затем,   опуская   их   вниз   («крылья»   складываются).   При   этом   звук   сначала усиливается, а затем затихает.  «Аромат цветов». Под звуки музыки при взмахе «волшебной» палочки дети медленно   вдыхают   воздух   носом,   не   поднимая   плечи.   Задержав   дыхание   на вершине   вздоха,   затем,   при   опускании   «волшебной»   палочки,   медленно выдыхают воздух.    «Звуковые        волны».  Пение с закрытым ртом или на гласный звук (а).  Дети  повторяют   за   учителем   плавные   волнообразные   мелодические   рисунки   в пределах   музыкального   интервала   квинта,   показывая   рукой   каждый   раз меняющуюся высоту «волн» и представляя себя качающимися на этих волнах.   «Разноцветные рыбки».  Дети,   не   сходя   с  места,   «танцуют»,   используя только   руки:   сначала   чуть­чуть   пошевеливают   кончиками   пальцев,   потом постепенно переходят к усиливающимся ­ мягкие, но сильные   «Рыбки»  показывают, как  работают  их  «хвостики».  Локти   учащихся прижаты к туловищу, трудиться будут только кисти рук.    «Игра воды».  Детям дается задание изобразить движениями рук «игру» воды под музыку М.Равеля «Игра воды».    «Эхо в горах».  Исполнение в парах или классом. Дети повторяют друг за другом ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных инструментах, поют   разные   гласные   звуки,   слоги   и   т.д.   в   процессе   этого   упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух, и память, чистота интонирования.     «Высоко   ­   низко»:  дети   руками   показывают   смену   регистров   в исполняемом учителем музыкальном произведении.     «В лесу».  Дети играют с разными звуками. Например, звук (а). Учитель просит детей представить, что они пошли в лес вместе со своей собачкой (Ав­ ав!). Тропинка привела их на красивую лесную поляну (Ах­ах, ах!). Вдруг у них из­под ног вспорхнула птичка (Ай!). Кто­то заблудился в лесу и кричит: (А – у!). Затем   учитель   предлагает   ребятам   «превратиться»   в   разных   жителей   леса (мышка ­ пи­пи­пи, синичка – тинь ­ тинь­тинь, ежик ­ пыф­пыф­пыф и др.)   «Дождик».  Продекламировать   стихи,   ритмично   озвучивая   их   игрой   на музыкальных инструментах: треугольник и др.  Дождь потом пошел сильней, И закапал веселей, Кап, кап, кап, кап, кап, кап … Стали капли поспевать, капля каплю догонять: Кап, кап, кап, кап, кап, кап…            «Веселый   оркестр»  инструментах) ­   (Имитация   игры   на   разных   музыкальных Кот играет на баяне, Зайка наш на барабане. Ну а мишка на трубе Поиграть спешит тебе. Если станешь помогать, Будем вместе мы играть! Упражнения на развитие чувства ритма «Ритмическое освоение слов»      Проговаривать слова в умеренном темпе в двух­трех­   и   четырехсложных   тактах   по   слогам.   Произносить   слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например, 2/4 ма­ма, па­па, кош­ка, ка­ша, Да­ша, доч­ка, туч­ка, цве­ток.  3/4 ма­моч­ка, сол­ ныш­ко, пе­сен­ка, де­воч­ка 4/4   че­ре­па­ха,   по­гре­муш­ка,   ве­ло­си­пед.   Предложить   детям   самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.  «Назови свое имя» Дети стоят в кругу и по очереди хлопают­ «тактируют» свои имена. «Кто справа?» Дети стоят в кругу. По очереди хлопают ­ «Тактируют»  имена своего  соседа справа. «Ритмические импровизации» Дети сидят полукругом. Педагог задает  ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По  сигналу останавливаются.    «Перемена ритма» По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм  меняется на более  быстрый или на более медленный. «Каждому свой ритм» Группа делится на две команды. Каждой команде  задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют  свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно. «Раз, два, три, повтори!» Педагог задает хлопками ритмическую фразу,  которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами,  шлепками, щелчками и т. д.  «Козлик» Серенький козленок, маленькие рожки поиграй, пожалуйста, для  ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь  козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках  ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями).  Затем ребенок­козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:  Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко! «Музыкальные молоточки» Дятел сядет на сучок: Тук­ тук­ тук, тук­ тук­ тук! Дятел смотрит, где жучок: Тук­ тук­ тук, тук­ тук­ тук! Над дубравой сильный град: Туки­ туки­тук, туки­туки­тук! С дуба желуди летят: Туки­ туки­тук, туки­туки­тук!  Строят хату два бобра: Тук­ тук да тук, тук­ тук да тук! Без   гвоздей,   без   топора:   Тук­   тук   да   тук,   тук­   тук   да   тук!   При   пении   слов   «тук­тук»   ребенок   должен   повторить   ритмический   рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. «Мячики» (Л. Шитте Этюд). Дети стоят по кругу, руки на поясе. 1­я фраза. Хлопки. 2­я фраза. Притопы. 3­я фраза. Хлопки. 4­я фраза. Шлепки по коленям. «Веселые четверки»  И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего. С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего. «Вопрос   –   ответ»  И.П.:   дети   стоят   в   парах   друг   против   друга   в произвольном   порядке.   Один   будет   «задавать   вопрос»,   отстукивая   ритм   на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста. «Солнышко и дождик» с использованием металлофона. Капли, капли, что поете? Хлопки восьмыми нотами ­ Кап, кап,кап, хи­хи! Игра на металлофоне Спать сосулькам не даете! Хлопки восьмыми нотами ­ Кап,кап,кап, хи­хи! Игра на металлофоне Солнышко в небе хохочет Хлопки Носики нам щекочет Хлопки Кап, кап­кап, хи, хи­хи! Игра на металлофоне И апчхи! Глиссандо на металлофоне  «Угадай» Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят: ­ Вот лягушка по дорожке   Скачет,   вытянувши   ножки,   Увидала   комара­   закричала… На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается,   все   делают   шаг   назад,   водящий   отдает   бубен   ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква­ ква­ ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами. «Упражнение с хлопками» (Венгерская мелодия) I часть. Дети идут друг за другом; на сильную долю тактов они останавливаются, не приставляя ногу, а на паузу делают хлопок. II часть. Все бегут «змейкой» за ведущим; на сильную долю тактов 4 и 8­  остановка. На паузу­ хлопок. «Слушаем и различаем» (с ритмическими карточками) 1­й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку. Песни Е. Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее». «Развиваем   развитие   чувства   ритма»  Игровой   материал:   музыкальные молоточки   по   числу   играющих,   фланелеграф   и   карточки,   изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Описание:   По   команде   воспитателя   ребенок   стучит   музыкальным молоточком   и   выкладывает   карточки   на   фланелеграфе.   Широкие   карточки соответствуют   редким   ударам   молоточка,   узкие   ­   частым.   Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ­топ­топ». Ребенок медленно стучит молоточком   о   ладошку   и   выкладывает   широкие   карточки   на   фланелеграфе. «Пошел   сильный,   частый   дождик:   кап­кап­кап»,   —   продолжает   воспитатель. Ребенок   быстро   стучит   молоточком   и   выкладывает   на   фланелеграфе   узкие карто «Пение и хлопки» Неожиданный музыкально ­ ритмический эффект может дать   следующий   прием   исполнения   песни:   часть   класса   поет   ее   мелодию,   а другая, отстав на один ­ два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создается своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся. «Учитель   и   ученики»  Приём   заключается   в   перемежающемся   пении: несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся. Показ учащимся   вступления   может   быть   сделан   самыми   различными   способами: дирижерский жест, внезапное прекращение пения, громкий аккорд фортепиано, хлопок…   замечено,   что   в   процессе   разучивания   этот   прием   активизирует внимание   учащихся,   улучшая   певческую   интонацию   и   возбуждая   интерес   к процессу работы над песней «Узнать песню по ритму» Учитель (сам, или поручив это сделать ученику) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащиеся пытаются определить ­ какая песня задумана. «Ритмический аккомпанемент» Класс делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее ее исполнение обогащается новой «Краской». Особенно хорошо удается исполнить песни маршевого и плясового характера. «Ритмическое        эхо» Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. УПРАЖНЕНИЕ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ «Что   справа» Дети   сидят   вдоль   края   ковра.   По   всем   сторонам   ковра расположено по 5­6 игрушек. Вариант  1.  Воспитатель   просит   детей   вспомнить,  где   у   них   правая   рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим. Вариант   2.   Воспитатель   или   кто­нибудь   из   детей   называет   игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны. Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него. «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый   стоит   на   воображаемом   плоту.   Воспитатель   задаёт   индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д. «Колокольчик». Все   дети   сидят   на   ковре,   один   из   них   –   водящий,   он закрывает   глаза.   Ведущий   (воспитатель)   отходит   в   какую­нибудь   сторону   и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим. «Скажи наоборот». Это упражнение можно проводить как со всеми детьми, так   и   с   1­2.   Воспитатель   называет   пространственные   ориентиры,   а   ребёнок, получивший   знак   (мяч,   стрелка,   фишка   и   т.п.),   называет   ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д. «Магазин». В этом упражнении могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на   своей   карточке   и   называет   место   расположения   каждой   из   них.   Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина». «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков­фишек у каждого ребёнка.   «Корабли».     Все  дети  садятся  вдоль  одной  из  сторон  ковра,  на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3­4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из   детей   будет   по   очереди   «кораблём».   На   каждом   острове   кто­то   живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.  Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи. Вариант   2:   воспитатель   даёт   ориентир   расположения   «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров». Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания   по   схеме,  после   чего   ребёнок  пытается   найти  нужный «остров»  на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п. «Где   я   сяду». Это   упражнение   рационально   проводить   перед   занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэдж ребёнка, парная картинка  и т.п.). Воспитатель  даёт каждому инструкцию, по  которой ребёнок   должен   отыскать   своё   место,   а   карточка   даст   возможность   самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.  «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому­то одному   из   детей   для   нахождения   определённого   места   в   пространстве   по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.   «Что   изменилось?». Перед   детьми   на   столе   в   2   (3)   ряда   расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. Вариант 1: ведущий убирает какую­нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем. Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком. В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок. «Новоселье». В   этом   упражнении   дети   используют   настенные   полки   для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди   должен   «заселить»   дом   по   заданной   инструкции.   Например,   внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д. Это упражнение целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2­ 3человека).   В   роли   ведущего   вначале   выступает   воспитатель,   в   дальнейшем необходимо   привлекать   детей,   ­   это   будет   способствовать   закреплению   и расширению их активного словарного запаса.  «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед выполнением упражнения все дети рассаживаются   полукругом   перед   полками   с   игрушками.   Один   из   детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.   «Найди   магнит». Перед   детьми   на   магнитной   доске   разнообразные магниты.   Каждый   из   них   загадывает,   –   какой   магнит   он   будет   искать   с закрытыми  (завязанными)   глазами.  Дети   по   очереди   выходят   к   доске,   чтобы найти   «свой»   магнит,  при   этом   остальные   дети   дают   подсказки,   где   искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть­чуть вниз «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга.   Например,   все   сделали   шаг   вперёд,   шаг   вправо,   два   шага   влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д. «Новая   походка». Это   упражнение   можно   проводить   с   1­2   детьми   на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели. 2. Здоровьесберегающие технологии на уроке ритмики. Основанный   на   здоровьесберегающих   принципах   педагогический   процесс имеет   дело   с   ребенком   как   целостной   личностью,   принимает   его   таким, каков   он   есть   и   помогает   ему   состояться   как   здоровому,   активному, свободному,   интеллектуально   развитому,   творческому,   образованному человеку. Чтобы   занятия   были   эффективными,   очень   важно   научить   детей согласовывать движения с дыханием, т.е. правильно дышать. Чтобы научиться дышать   правильно,   надо   освоить   дыхательную   гимнастику.   Комплекс дыхательных   упражнений   поможет   освоить   правильное   дыхание   и   даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить  дыхание после быстрого темпа занятия. Самое   главное   –   дышим   носом.   Для   активизации   интереса   детей   к дыхательным упражнениям можно задействовать воздушный шарик, который будет выполнять роль индикатора точности исполнения. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА 1.Лечь на спину, ладони положить на живот. На восемь счетов сделать выдох, постепенно втягивая живот и напрягая пресс, на четыре счета выдохнуть. 2.На четыре шага выдохнуть, втягивая живот. На два шага вдохнуть, выпятив живот. 3.Сидя, руки на поясе. Выдох – наклон вперед, вдох – спина прямо. Детям младшего школьного возраста интересны движения, сопровождаемые стихами. Сидя на полу, руки в 3 позиции, ноги вместе.

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».

Практико - значимый проект «Музыкально – ритмические игры и упражнения с использованием современных технологий для младших школьников с ОВЗ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019