Представлен методический и практический материал : Рефлексии на занятиях учителем, помогает контролировать класс так, что уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, а также систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Филиал государственного казенного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Первоуральская школа,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы»
Практико значимый проект
Рефлексия как важнейший этап современного урока
Выполнила: Байдина
Наталья Глебовна
Воспитатель. Учитель ритмики
2019«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед».
Евгений Доманский
Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к
жизни и к учёбе, в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то
он активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задаёт.
Поскольку в музыкально – ритмичекой деятельности школьников
является не только двигательная активность, но и решение тех или иных задач
на мышление, память, внимание, то мы рассматриваем именно задачный
подход в качестве средства формирования соответствующей мотивации.
Преимущество данного метода перед традиционным заучиванием,
состоит в том, что он развивает логическое мышление учащегося, побуждает
его к активному поиску правильных решений, самостоятельного поиска новых
знаний, способствует развитию волевой и мотивационной сфер учебной
деятельности. Задачный подход существенно обогащает рефлексивный
компонент музыкально ритмической деятельности: осознание учеником,
собственной деятельности, критическая самооценка, укрепление уверенности
в себе и в своих возможностях («я могу!»), формирование настойчивости в
движении к поставленной цели, аккуратность и сосредоточенность.
с
участием
Человек считается уникальным биологическим видом на планете,
единственным, обладающим высоким типом мышления. Но насколько бы
развитыми существами ни были люди, важно помнить, что мышление и
поведение у нас подчиняется тем же общим правилам, что и у животных.
Важным свойством, которым обладают все многоклеточные организмы,
является наличие рефлексов. По определению – это некие стереотипные
проявления, возникающие в виде реакции на внешнее воздействие и
проходящие
системы.
Условные рефлексы приобретаются с опытом в течение жизни. Они основаны
на базе врожденных реакций, но носят индивидуальный характер. На
возникновение выработанного рефлекса у конкретного человека решающее
значение оказывают окружающие условия. В основе возникновения такого
рефлекса лежит соотнесение биологических реакций организма с внешними
раздражителями. Так, животное может ассоциировать принятие пищи с
загорающимся светом, если подобная схема повторяется многократно.
Впоследствии его реакция на загоревшуюся лампочку будет аналогична
реакции, возникающей при виде еды. Рефлексия, созвучная со словом
«рефлекс», на самом деле имеет с ним мало общего. Рефлексия – это скорее
психологический термин. Происхождение слова связано с латинским языком,
в переводе оно означает «обращение назад». По упрощенному определению
нервнойсовременной психологии рефлексия – это самоанализ,
переосмысление полученной информации и своего состояния.
вдумчивое
Для того чтобы ученик мог понять себя, контролировать и регулировать
свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть
рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ.
Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и
других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную
рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».
Данный термин широко используется в педагогике, так как позволяет
повысить эффективность обучения за счет лучшего усвоения знаний.
Замечено, что информация гораздо глубже отпечатается в сознании ребенка,
если дать ему время обдумать учебный материал, а не просто прочитать и
принять к сведению. В настоящее время – это незаменимый психологический
прием, применяемый вместе с подачей учебного материала.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия
является обязательным этапом урока.
Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной
деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее
эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую
деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу,
напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. На стадии
рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески
перерабатывается.
Деятельность учителя заключается в том, чтобы вернуть учащихся к
первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения,
дать творческие, исследовательские или практические задания на основе
изученной информации. Главная заповедь учителя – заметить даже самое
маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Деятельность учащихся состоит в том, что они соотносят «новую»
информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии
осмысления.
Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования
умения учиться. В зависимости от целей она может проводиться на любом
этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
К примеру, эмоциональная рефлексия помогает создать нужное
настроение у детей и настроить их на рабочую атмосферу. Поэтому проводить
ее лучше перед самым началом учебного процесса. В качестве инструментов
здесь используются карточки, музыка, картинки или видеоизображения – все
то, что затрагивает сферу чувств. Кроме того, эмоциональная рефлексия –это один из лучших способов установить с классом эмоциональный контакт.
Рефлексия в конце урока служит для закрепления полученного материала.
Как правило, преподаватель предлагает детям проанализировать проведенное
время, свою активность и пользу от знаний, после чего просит дать общую
оценку подошедшему к концу занятию. Важно, чтобы дети в положительной
форме обозначили ценные для них моменты: чему они научились, что их
удивило или воодушевило, какое открытие стало самым интересным, что
получилось сделать.
Классифицировать рефлексию можно:
По функциям: физическая (успел не успел, легко тяжело), сенсорная
(интересно скучно, комфортно дискомфортно), интеллектуальная
(что понял не понял, какие затруднения испытывал), духовная (стал
лучше,
себя,
других)
разрушал
созидал
или
хуже,
По содержанию: символическая, устная и письменная. Символическая
— когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов
(карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка
связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная
— самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна
на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или
большой темы.
По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная,
индивидуальная. (Именно в таком порядке удобнее приучать детей к
данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных
группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит
учащихся к самостоятельной работе над собой.)
По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
По цели выделяются следующие классификации рефлексии:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.
Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно /
скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса.
Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных
"тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возниклисложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно,
когда мы чегото не понимаем.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий,
на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам
осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и,
конечно, выявить пробелы.
Рефлексия содержания учебного материала
Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В
этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии
имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия
содержания учебного материала используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного.
Возможные приёмы и методы рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
карточки с изображением лица /грустного, нейтрального, весёлого/;
изображение «солнышко», «солнышко и тучка», «тучка»;
«светофор»: дети сигналят карточками: зелёной – побольше таких дел,
поучительно; жёлтой – понравилось, но не все, интересно; красной –
дело не понравилось, скучно;
эффективен прием «Букет настроения», учащимся раздаются бумажные
цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока
учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали чтото
новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось –
голубой»;
еще один цветовой прием «Дерево чувств»: если чувствую себя хорошо,
комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет –
другого;
художественная рефлексия: учащимся предлагается две картины с
изображением пейзажа, одна картина проникнута грустным, печальным
настроением, другая – радостным, веселым; ученики выбирают ту
картину, которая соответствует их настроению; эмоциональномузыкальная: учащиеся слушают фрагменты из двух
музыкальных произведений (желательно указать композитора
произведения); звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная;
учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их
настроению;
если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое
эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку
рисунков.
Рефлексия деятельности:
лесенка успеха: каждая ступень — один из видов работы;чем больше
заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек;
дерево успеха: каждый листочек имеет свой определенный цвет:
зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности,
красный — много ошибок; каждый ученик наряжает свое дерево
соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать
елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
поезд: каждый вагончик соответствует определенному заданию;
например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех
миниигр и одного творческого задания; у вас — 4 вагончика,
предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить
жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро
и правильно;
рюкзак: этот прием рефлексии используется чаще всего на уроках после
изучения большого раздела; (суть – зафиксировать свои продвижения в
учебе, а также, возможно, в отношениях с другими) рюкзак
перемещается от одного ученика к другому, каждый не просто
фиксирует успех, но и приводит конкретный пример, если нужно
собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход";
приём «шесть шляп»: учащихся можно разделить на группы и
предложить приобрести одну из шляп, обладателям шляп необходимо
дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в
зависимости от цвета: белая шляпа символизирует конкретные
суждения без эмоционального оттенка; желтая шляпа – позитивные
суждения; черная – отражает проблемы и трудности; красная –
эмоциональные суждения без объяснений; зеленая – творческие
суждения, предложения; синяя – обобщение сказанного, философский
взгляд. приём «райтинг»: (в переводе звучит как «правильно») прием вводится
на время согласования оценки с учеником; завершив работу, ученик
ставит себе оценку, за ту же работу ставит оценку учитель,
записывается дробь, оценка выставляется в дневник, тетрадь; райтинг
можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных
домашних заданий, заданий творческого характера;
приём «синквейн»: это стихотворение из пяти строк, в котором автор
выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское
отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое
автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием;
составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно
составить его всем классом, можно включить синквейн и в домашнее
задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли
учащиеся смысл изученного материала;
рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 57
минут в классе): примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с
этапами урока: Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись
с проблемой Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…. Мы
увидели (поняли)…Значит… Теперь мы будем…
Рефлексия содержания учебного материала
анкетирование: где предлагаются вопросы, такие, например, как:
Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел
ли ты получить новые знания? И т. д.
резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их
отношение к уроку, учебному предмету, учителю (оценивают свою
работу на уроке и работу учителя); эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора
афоризма. Например, ребята по кругу высказываются одним
предложением:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Также интересен прием оценки «приращения» знаний и достижения целей
(высказывания Я не знал… Теперь я знаю…, У меня не получалось…
Теперь получается…, Я не понимал… Теперь понимаю… и т.д.);
Для подведения итогов урока можно воспользоваться
упражнением «Плюсминусинтересно»; это упражнение можно выполнять
как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени: для
письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф, в
графу «П» «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация
и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению
ученика, могут быть ему полезны для достижения какихто целей, в графу
«М» «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось
скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая,по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения
решения жизненных ситуаций, в графу «И» «интересно» учащиеся
вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще
хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение
позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его
с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее
важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о
той информации, которая может им когданибудь пригодиться.
приём «допосле»: (прием из технологии развития критического
мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием,
актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии) в
таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся
записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может
записать гипотезу, часть "После" заполняется в конце урока, когда
изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.,
далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод;
приём “хокку”: ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской
поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов
(5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие
сюжеты. Генетически связан с танка. Отличается простотой
поэтического языка, свободой изложения. Прием заключается в
следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а
третьей строчкой подводится какойто итог сказанному, часто
неожиданный. Художественная форма рефлексии.
приём «мысли во времени»: учитель называет ключевое слово, как
правило, оно тесно связано с темой урока, в течении 1 минуты
учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые
"приходят в голову" и связаны с заданным словом, по истечении
времени ученики читают записи про себя, затем мысленно отвечают на
следующие вопросы:
Почему я записал именно эти слова?
О чем я думал, когда писал эти слова?
Чтобы я хотел в записях изменить?
Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?
приём "телеграмма": кратко написать самое важное, что уяснил с урока
с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться); написать втелеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою
стихотворения; написать пожелание себе с точки зрения изученного на
уроке и т.д.
приём «зху»: работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока: на
«стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся
составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной
теме, через эту первичную деятельность ученик определяет уровень
собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания;
вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети
хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации, на «стадии
осмысления» учащиеся строят новые представления на основании
имеющихся знаний, работа с использованием стратегии «Инсерт»
помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в
знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую
информацию с известной; полученные ранее знания выводятся на
уровень осознания, теперь они могут стать базой для усвоения новых
знаний, после обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют
третью графу таблицы «Узнал».
приём из сингапурской системы «Инсайд – Аудсайд Секл (внутренний и
внешний круг), где дети делятся полученными знаниями друг с другом.
Перечислять приёмы рефлексии можно бесконечно, но главное
заключается в том, что рефлексия – это совместная деятельность учащихся и
учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на
личность каждого ученика.
Систематическое использование рефлексии на занятиях учителем
помогает контролировать класс так, что уже в ходе урока становится
понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает
учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, а также
систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на
уроке
их.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не
самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной
личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
оценивать
ребятами
другими
с
и