Практико - значимый проект Рефлексия как важнейший этап современного урока

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен методический и практический материал : Рефлексии на занятиях учителем, помогает контролировать класс так, что уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, а также систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Иконка файла материала моя работа РЕФЛЕКСИЯ.docx
Филиал государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Первоуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Практико ­ значимый проект Рефлексия как важнейший этап современного урока Выполнила: Байдина Наталья Глебовна Воспитатель. Учитель ритмики 2019«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,  тот и получает преимущества в движении вперед». Евгений Доманский Познавательный   интерес   лежит   в   основе   позитивного   отношения   к жизни и к учёбе, в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то он активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задаёт. Поскольку   в   музыкально   –   ритмичекой   деятельности   школьников является не только двигательная активность, но и решение тех или иных задач на   мышление,   память,   внимание,   то   мы   рассматриваем   именно   задачный подход в качестве средства формирования соответствующей мотивации. Преимущество   данного   метода   перед   традиционным   заучиванием, состоит в том, что он развивает логическое мышление учащегося, побуждает его к активному поиску правильных решений, самостоятельного поиска новых знаний,   способствует   развитию   волевой   и   мотивационной   сфер   учебной деятельности.   Задачный   подход   существенно   обогащает   рефлексивный компонент   музыкально   ­   ритмической   деятельности:   осознание   учеником, собственной деятельности, критическая самооценка, укрепление уверенности в себе и в своих возможностях («я могу!»), формирование настойчивости в движении к поставленной цели, аккуратность и сосредоточенность.   с     участием Человек   считается   уникальным   биологическим   видом   на   планете, единственным,   обладающим   высоким   типом   мышления.   Но   насколько   бы развитыми   существами   ни   были   люди,   важно   помнить,   что   мышление   и поведение у нас подчиняется тем же общим правилам, что и у животных. Важным   свойством,   которым   обладают   все   многоклеточные   организмы, является   наличие   рефлексов.   По   определению   –   это   некие   стереотипные проявления,   возникающие   в   виде   реакции   на   внешнее   воздействие   и проходящие системы. Условные рефлексы приобретаются с опытом в течение жизни. Они основаны на   базе   врожденных   реакций,   но   носят   индивидуальный   характер.   На возникновение   выработанного   рефлекса   у   конкретного   человека   решающее значение   оказывают   окружающие   условия.   В   основе   возникновения   такого рефлекса лежит соотнесение биологических реакций организма с внешними раздражителями.   Так,   животное   может   ассоциировать   принятие   пищи   с загорающимся   светом,   если   подобная   схема   повторяется   многократно. Впоследствии   его   реакция   на   загоревшуюся   лампочку   будет   аналогична реакции,   возникающей   при   виде   еды.   Рефлексия,   созвучная   со   словом «рефлекс», на самом деле имеет с ним мало общего. Рефлексия – это скорее психологический термин. Происхождение слова связано с латинским языком, в переводе оно означает «обращение назад». По упрощенному определению нервнойсовременной   психологии рефлексия –   это   самоанализ, переосмысление полученной информации и своего состояния.   вдумчивое Для того чтобы ученик мог понять себя, контролировать и регулировать свои   действия,   развивать   свой   внутренний   мир,   он   должен   овладеть рефлексией.   Рефлексия   включает   в   себя   самонаблюдение   и   самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Данный термин широко используется в педагогике, так как позволяет повысить   эффективность   обучения   за   счет   лучшего   усвоения   знаний. Замечено, что информация гораздо глубже отпечатается в сознании ребенка, если дать ему время обдумать учебный материал, а не просто прочитать и принять к сведению. В настоящее время – это незаменимый психологический прием, применяемый вместе с подачей учебного материала. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.  Рефлексия   подразумевает   исследование   уже   осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность,   но   и   выстраивать   ее   реалистичную   структурную   основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. На стадии рефлексии   информация   анализируется,   интерпретируется,   творчески перерабатывается. Деятельность учителя заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным   записям   –   предложениям,   внести   изменения,   дополнения, дать   творческие,   исследовательские   или   практические   задания   на   основе изученной   информации.   Главная   заповедь   учителя   –   заметить   даже   самое маленькое   продвижение   ученика   вперёд   и   поддержать   его   успех. Деятельность   учащихся   состоит   в   том,   что   они   соотносят   «новую» информацию   со   «старой»,   используя   знания,   полученные   на   стадии осмысления. Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. В зависимости от целей она может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. К   примеру,   эмоциональная   рефлексия   помогает   создать   нужное настроение у детей и настроить их на рабочую атмосферу. Поэтому проводить ее лучше перед самым началом учебного процесса. В качестве инструментов здесь используются карточки, музыка, картинки или видеоизображения – все то, что затрагивает сферу чувств. Кроме того, эмоциональная рефлексия –это один из лучших способов установить с классом эмоциональный контакт. Рефлексия в конце урока служит для закрепления полученного материала. Как правило, преподаватель предлагает детям проанализировать проведенное время, свою активность и пользу от знаний, после чего просит дать общую оценку подошедшему к концу занятию. Важно, чтобы дети в положительной форме   обозначили   ценные   для   них   моменты:   чему   они   научились,   что   их удивило   или   воодушевило,   какое   открытие   стало   самым   интересным,   что получилось сделать. Классифицировать рефлексию можно:  По функциям: физическая (успел ­ не успел, легко ­ тяжело), сенсорная (интересно   ­   скучно,   комфортно   ­   дискомфортно),   интеллектуальная (что понял ­ не понял, какие затруднения испытывал), духовная (стал лучше, себя, других)                                                                                                                          разрушал созидал или       хуже,      По содержанию: символическая, устная и письменная. Символическая —   когда   ученик   просто   выставляет   оценку   с   помощью   символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.  По   форме   деятельности:   коллективная,   групповая,   фронтальная, индивидуальная. (Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах,   затем   —   выборочно   опрашивать   учащихся.   Это   подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.)  По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д. По цели выделяются следующие классификации рефлексии:  Эмоциональная Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно». Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возниклисложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего­то не понимаем.  Рефлексия деятельности Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить   виды   и   способы   работы,   проанализировать   свою   активность   и, конечно, выявить пробелы.  Рефлексия содержания учебного материала Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом   случае   используются   самые   разные   приёмы,   основанные   на   слиянии имеющихся   знаний   с   новыми,   на   анализе   субъективного   опыта. Рефлексия содержания   учебного   материала   используется   для   выявления   уровня осознания содержания пройденного. Возможные приёмы и методы рефлексии: Рефлексия настроения и эмоционального состояния:  карточки с изображением лица /грустного, нейтрального, весёлого/;  изображение «солнышко», «солнышко и тучка», «тучка»;  «светофор»: дети сигналят карточками: зелёной – побольше таких дел, поучительно; жёлтой – понравилось, но не все, интересно; красной – дело не понравилось, скучно;  эффективен прием «Букет настроения», учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что­то новое,   прикрепите   к   вазе   красный   цветок,   если   не   понравилось   – голубой»;  еще один цветовой прием «Дерево чувств»: если чувствую себя хорошо, комфортно,   то   вешаю   на   дерево   листочки   одного   цвета,   если   нет   – другого;  художественная   рефлексия:   учащимся   предлагается   две   картины   с изображением пейзажа, одна картина проникнута грустным, печальным настроением,   другая   –   радостным,   веселым;   ученики   выбирают   ту картину, которая соответствует их настроению; эмоционально­музыкальная:   учащиеся   слушают   фрагменты   из   двух музыкальных   произведений   (желательно   указать   композитора произведения); звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная; учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению;  если   есть   время,   то   можно   предложить   учащимся   выразить   свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков. Рефлексия деятельности:  лесенка успеха: каждая ступень — один из видов работы;чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек;  дерево   успеха:   каждый   листочек   имеет   свой   определенный   цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный   —   много   ошибок;   каждый   ученик   наряжает   свое   дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.  поезд:   каждый   вагончик   соответствует   определенному   заданию; например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини­игр   и   одного   творческого   задания;   у   вас   —   4   вагончика, предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно;  рюкзак: этот прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела; (суть – зафиксировать свои продвижения в учебе,   а   также,   возможно,   в   отношениях   с   другими)   рюкзак перемещается   от   одного   ученика   к   другому,   каждый   не   просто фиксирует   успех,   но   и   приводит   конкретный   пример,   если   нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход";  приём   «шесть   шляп»:   учащихся   можно   разделить   на   группы   и предложить приобрести одну из шляп, обладателям шляп необходимо дать   оценку   событиям,   фактам,   результатам   деятельности   в зависимости   от   цвета:   белая   шляпа   символизирует   конкретные суждения   без   эмоционального   оттенка;   желтая   шляпа   –   позитивные суждения;   черная   –   отражает   проблемы   и   трудности;   красная   – эмоциональные   суждения   без   объяснений;   зеленая   –   творческие суждения, предложения; синяя – обобщение сказанного, философский взгляд. приём «райтинг»: (в переводе звучит как «правильно») прием вводится на   время   согласования   оценки   с   учеником;   завершив   работу,   ученик ставит   себе   оценку,   за   ту   же   работу   ставит   оценку   учитель, записывается дробь, оценка выставляется в дневник, тетрадь; райтинг можно   использовать   для   оценивания   докладов,   индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера;  приём «синквейн»: это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4   строка   –   короткое   предложение,   в   котором   отражено   авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием; составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом, можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала;  рефлексивные   сочинения  (как   для   домашних   заданий,  так   и  для   5­7 минут в классе): примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока: ­ Сначала мы рассуждали так… ­ Потом мы столкнулись с   проблемой   ­   Затем   мы   наблюдали   (сравнивали,   делали)….   ­   Мы увидели (поняли)…Значит… ­ Теперь мы будем… Рефлексия содержания учебного материала  анкетирование:   где   предлагаются   вопросы,   такие,   например,   как: Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? И т. д.  резюме:   ученики   письменно   отвечают   на   вопросы,   отражающих   их отношение   к   уроку,   учебному   предмету,   учителю   (оценивают   свою работу на уроке и работу учителя); эффективен   прием   незаконченного   предложения,   тезиса,   подбора афоризма.   Например,   ребята   по   кругу   высказываются   одним предложением:  сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я понял, что…  теперь я могу…  я почувствовал, что…  я приобрел…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  я попробую…  меня удивило…  урок дал мне для жизни…  мне захотелось… Также интересен прием оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания   Я   не   знал…   ­   Теперь   я   знаю…,   У   меня   не   получалось…­ Теперь получается…, Я не понимал… ­ Теперь понимаю… и т.д.); Для   подведения   итогов   урока   можно   воспользоваться упражнением «Плюс­минус­интересно»;   это   упражнение   можно   выполнять как   устно,   так   и   письменно,   в   зависимости   от   наличия   времени:   для письменного   выполнения   предлагается   заполнить   таблицу   из   трех   граф,   в графу «П» ­ «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких­то целей, в графу «М» ­ «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая,по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения   жизненных   ситуаций,   в   графу   «И»   ­   «интересно»   учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с   точки   зрения   ценности   для   каждого   ученика.   Для   учащихся   наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда­нибудь пригодиться.  приём «до­после»:   (прием   из   технологии   развития   критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий   знания   учащихся.   А   также   на   этапе   рефлексии)   в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать   гипотезу,   часть   "После"   заполняется   в   конце   урока,   когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д., далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод;  приём “хокку”: ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии   (возник   в   XV   в.),   нерифмованное   трёхстишие   из   17   слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты.   Генетически   связан   с   танка.   Отличается   простотой поэтического   языка,   свободой   изложения.   Прием   заключается   в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей   строчкой   подводится   какой­то   итог   сказанному,   часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.  приём «мысли   во   времени»:   учитель   называет   ключевое   слово,   как правило,   оно   тесно   связано   с   темой   урока,   в   течении   1   минуты учащимся   необходимо   непрерывно   записывать   свои   мысли,   которые "приходят   в   голову"   и   связаны   с   заданным   словом,   по   истечении времени ученики читают записи про себя, затем мысленно отвечают на следующие вопросы: Почему я записал именно эти слова? О чем я думал, когда писал эти слова? Чтобы я хотел в записях изменить? Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?  приём "телеграмма": кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться); написать втелеграмме   пожелание   герою   произведения,   лирическому   герою стихотворения; написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.  приём «з­х­у»: работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока: на «стадии   вызова»,   заполняя   первую   часть   таблицы   «Знаю»,   учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме,   через   эту   первичную   деятельность   ученик   определяет   уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания; вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации, на «стадии осмысления»   учащиеся   строят   новые   представления   на   основании имеющихся   знаний,   работа   с   использованием   стратегии   «Инсерт» помогает   осветить   неточное   понимание,   путаницу   или   ошибки   в знаниях,   выявить   новую   для   них   информацию,   увязать   новую информацию   с   известной;   полученные   ранее   знания   выводятся   на уровень осознания, теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, после обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».  приём из сингапурской системы «Инсайд – Аудсайд Секл (внутренний и внешний круг), где дети делятся полученными знаниями друг с другом. Перечислять   приёмы   рефлексии   можно   бесконечно,   но   главное заключается в том, что рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Систематическое   использование   рефлексии   на   занятиях   учителем помогает   контролировать   класс   так,   что   уже   в   ходе   урока   становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся   более   осознанно   относиться   к   полученным   знаниям,   а   также систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке их. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель,   а   подготовка   к   развитию   очень   важных   качеств   современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. оценивать ребятами другими с         и