Цель стиля
Стили речи | Особенности стиля |
Художественный | воздействовать на читателя с помощью созданных образов на мысли и чувства читателей и слушателей (эстетическая функция) |
Научный | сообщение, объяснение научных результатов |
Официально-деловой | проинформировать, проинструктировать |
Публицистический | воздействие на слушателя и читателя для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах, а также воспитание гражданской позиции |
Разговорный | общение, обмен мыслями, впечатлениями |
Сфера употребления
Стили речи | Особенности |
Художественный | художественная литература |
Научный | научные труды ученых, учебники |
Официально-деловой | документы, деловые бумаги: дипломатические, общественно-политические, юридические |
Публицистический | средства массовой информации; публичные выступления |
Разговорный | сфера бытовых отношений, профессиональных (устная сфера) – неофициальная обстановка |
Черты стиля
Стили речи | Особенности стиля |
Художественный | создание с помощью слов картины; |
Научный | лаконичность; |
Официально-деловой | стандартизация формы (членение текста на странице, условно-графические сокращения), точность в употреблении дат, географических названий, цифрового материала, названий учреждений. |
Публицистический | сообщение информации и её осмысление, ярко выраженная авторская позиция, оценка автором событий, явлений, о которых он сообщает, индивидуальность манеры высказывания. |
Разговорный | неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог. |
Языковые средства
Стили речи | Особенности стиля |
Художественный | сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения, гипербола; многообразие синонимов и антонимов; |
Научный | слова-термины; |
Языковые средства
Стиль речи | Особенности стиля |
Официально-деловой | стандартизация формы (членение текста на странице, условно-графические сокращения); |
Публицистический | торжественная лексика; |
Разговорный | слова сниженного стиля; |
Жанры
Стиль речи | Особенности стиля |
Художественный | новелла, повесть, рассказ; |
Научный | статья, отзыв, рецензия; |
Официально-деловой | указы, постановления; |
Публицистический | статья, выступление, очерк; |
Разговорный | диалог, монолог, разговор |
Текст в научном стиле
Шарль Балли — выдающийся швейцарский лингвист, писавший на французском языке.
Он был одним из основоположников современной функциональной стилистики, заложил также основы изучения разговорной речи. Одним из первых занялся сопоставительным описанием языков и показал, что на этом пути возможны настоящие научные открытия.
Текст в разговорном стиле
Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает.
А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Текст в художественном стиле
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.
Определить стиль текста
1. Я упоминаю в моем слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая всё должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному из меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, — считаю все же, что Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы (А. Толстой).
2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! (Н. Гоголь).
Определите стиль текста
3. Термин «микрочастица» образован от греческого слова mikros (малый) и русского слова «частица» (доля). В современном языке он обозначает очень малые предметы и величины, исследование которых производится с помощью оптических приборов и иных научно-технических средств. В ряде случаев такие средства применяются и для обнаружения микрочастиц.
(Крылов «Криминалистическое учение о следах»).
4. Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.
Определите стиль речи
5. Пушкин родился б июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы № 353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1937 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы — мемориальная доска.
6. Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.