Практикум. Портрет литературного героя. 6 класс
Оценка 4.9

Практикум. Портрет литературного героя. 6 класс

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русская литература
6 кл
15.11.2022
Практикум. Портрет литературного героя.  6 класс
Практикум. Портрет литературного героя.pptx

Практикум. Портрет в литературном произведении

Практикум. Портрет в литературном произведении

Практикум.
Портрет в литературном произведении

Любите живопись, поэты, Лишь ей, единственной дано,

Любите живопись, поэты, Лишь ей, единственной дано,

Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной дано,
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно….

Н. Заболоцкий

К какому жанру относятся строки поэта Н. Заболоцкого.

ЖАНР ПОРТРЕТА

Вспомните, с какими видами портретов вы уже познакомились?
Каковы особенности этих портретов?

ПАРАДНЫЙ, ХАРАКТЕРНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, АВТОПОРТРЕТ КАМЕРНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОСМЕРТНЫЙ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ) КОСТЮМИРОВАННЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ЖАНРОВЫЙ

Портрет (от французского слова portrait) в литературе — описание внешнего облика персонажа: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться

Портрет (от французского слова portrait) в литературе — описание внешнего облика персонажа: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться

Портрет (от французского слова portrait) в литературе — описание внешнего облика персонажа: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Такие описания возможны в эпических (повествовательных) произведениях. Здесь они становятся одним из средств характеристики персонажа. В лирических и драматических произведениях портреты обычно не представлены.

ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

В словесном портрете может содержаться важная информация о персонаже, его национальной принадлежности, социальном положении, возрасте, состоянии здоровья, эмоциональном состоянии. Кроме того, в описании портрета часто находит отражение авторское отношение к персонажу, явная симпатия или антипатия.

ПОРТРЕТИСТ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НАРИСОВАТЬ

ПОРТРЕТИСТ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НАРИСОВАТЬ

« ПОРТРЕТИСТ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НАРИСОВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ, НО И ПЕРЕДАТЬ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. ХУДОЖНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА СОБСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОРТРЕТИРУЕМЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЯ ИНАЧЕ»
Д. Шмаринов.

Петр первый

Шмаринов
Дементий Алексеевич

Наташа
Ростова

Дубровский

«Ромео и Джульетта»

«Преступление и наказание»
Алена Ивановна

Тарас Бульба

Павел Иванович Чичиков Губернатор

Павел Иванович Чичиков Губернатор

Павел
Иванович
Чичиков

Губернатор

Настасья Петровна Коробочка

Плюшкин

«Лицо его…было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперёд… Маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко поросших бровей, как мыши, высунувши из тёмных нор остренькие морды…»

(Плюшкин)

«Не красавец, но и не дурной наружности… О чём бы ни был разговор, он всегда умел поддержать его. В разговорах…он умел искусно польстить каждому….»

(Чичиков)

Павел Иванович Чичиков Губернатор

Павел Иванович Чичиков Губернатор

Павел Иванович
Чичиков

Губернатор

Настасья Петровна Коробочка

Плюшкин

Что вы можете сказать по портрету художника о Губернаторе?

«Был он не толст, не тонок собой, впрочем, был большой добряк».

Что вы можете сказать о Коробочке?

«Женщина пожилых лет…, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи, убытки, …а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки».

Что может сказать портрет о человеке? 3

Что может сказать портрет о человеке? 3

1. Что может сказать портрет о человеке?

3. Чем же портреты литературных героев отличаются от уже знакомых нам?

Рассказать о социальном положении, роде деятельности, возрасте, чертах характера, привычках и т. д.)

2. Что можно сказать по портрету о том, как относится художник к своему герою?

Портреты литературных героев изображают не конкретного человека, а собирательный образ, передающий отношение писателя к персонажу.

Д Шмаринов
«Крестьянские дети»

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  «Речь молодого  человека, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». В этой скупой зарисовке мы видим отражение лидерских качеств молодого офицера.
В образе француза ………………..произвел хорошее впечатление «приятной наружностию и простым обращением». Умение спокойно и мужественно держаться даже в самых исключительных обстоятельствах, как, например, в сцене с медведем, позволило Маше увидеть в нем храбрость и гордое самолюбие.
  Интересно, каким рисует …………………..-разбойника людская молва. Вот он предстает в рассказе добрейшей Анны Савишны Глобовой. В ее восприятии это генерал «лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде». Такой портрет, описанный Анной Савишной, произвел довольно сильное впечатление на барышень, которые, начитавшись романов, увидели в нем романтического героя.
  Контрастирует с этим восприятием казенное описание примет героя, составленное исправником по показаниям бывших дворовых людей……..: «От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».

Владимир Дубровский

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Что касается……………………………….., то его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени.
Никто не дерзал отказываться от его приглашения. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что …………………выказывал все пороки человека необразованного. А так как физических сил у …………………было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. 

Кирила Петрович
Троекуров

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Какой же была…………………………….., если смогла так всецело и безраздельно завладеть сердцем молодого и благородного разбойника, бывшего воспитанника кадетского корпуса………………..? Сказать красавица — недостаточно, потому что вокруг так много красавиц, скрывающих под маской безупречной внешности черствую душу. В…………………………, наоборот, все было гармонично. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на лоне природы, с детства впитавшая в себя загадочные и таинственные сюжеты устного народного творчества, которыми изобиловали рассказы доброй няни-крестьянки, а затем вкусив сладость сентиментальных романов, которыми…………………., повзрослев, зачитывалась, сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной.

Марья Кирилловна
Троекурова

Художественная деталь – это выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, не только характеризующую весь…

Художественная деталь – это выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, не только характеризующую весь…

Художественная деталь – это выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, не только характеризующую весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к происходящему. В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т.д.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ
ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА

Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б.Кустодиева. Сноп пламени рвётся в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передаёт ощущение тревоги и напряжения.

Дементий Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изобразил неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни Егоровны, Архипа-кузнеца, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остаётся где-то в стороне.

Родион Раскольников Илья Глазунов

Родион Раскольников Илья Глазунов

Родион Раскольников
Илья Глазунов

Георгий Тараторкин
в роли Раскольникова

 

 «…Замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». «Угрюм, мрачен, надменен и горд… Великодушен и добр. Чувств своих не любит выказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без права на это».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ДЕТАЛЬ
КАК СРЕДСТВО
СОЗДАНИЯ
ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА

На открытом месте». «Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями

На открытом месте». «Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями

«серенький домик с красной кровлей» стоит «На открытом месте». «Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг»…

«Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями». (Описание имения Троекурова из посети А. С. Пушкина «Дубровский»)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ
ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА

СОСТАВЬТЕ НЕБОЛЬШОЕ СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ

СОСТАВЬТЕ НЕБОЛЬШОЕ СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ

СОСТАВЬТЕ НЕБОЛЬШОЕ СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ ПОРТРЕТА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

I вариант
Владимир
Дубровский

III вариант
Кирила Петрович
Троекуров

II вариант
Маша Троекурова

Примерный план словесного портрета, который используется в криминалистике:       1) признаки, характеризующие особенности анатомического строения человека (рост, вес, лицо и др.);       2) функциональные или динамические признаки (походка, осанка, жестикуляция, мимика и др.);       3) так называемые «особые приметы» или «броские признаки» (шрамы, родинки и др.);       4) признаки, характеризующие одежду и вещи, принадлежащие человеку.

Далее продолжается начатая дома работа с портретными деталями, характеризующими

Далее продолжается начатая дома работа с портретными деталями, характеризующими

Далее продолжается начатая дома работа с портретными деталями, характеризующими Владимира Дубровского. Учащиеся отмечают, что таких деталей в романе очень мало, и это во многом связано с сюжетом произведения. Однако они могут дополнить помещенные в тексте романа «Приметы Владимира Дубровского» (глава IX), например: •  военная осанка, служил в гвардии, имел «роскошные прихоти», курил трубку (глава III); •  «звучный голос», «величественный вид» (глава V); •  «приятная наружность», «простое обхождение», «заряженный пистолет» в кармане (глава VIII); •  «был он кудрявый белокуренький мальчик» (глава IX); •  «наружность, обличающая силу» (глава X); •  «в военной шинели и в белой фуражке» (глава XI).

Подберите портретные описания и детали, характеризующие Владимира Дубровского

Учтите, что некоторые портретные детали (цвет волос, глаза, форма носа, уши, имеющиеся или отсутствующие борода и усы, телосложение, руки и т. д.) могут быть сосредоточены в одном месте или разбросаны по тексту, а также могут повторяться.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Есть лица, подобные пышным порталам,

Есть лица, подобные пышным порталам,                                   
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине, мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
                                              Николай Заболоцкий

Домашнее задание Подготовьте письменную характеристику портрета

Домашнее задание Подготовьте письменную характеристику портрета

 Домашнее задание 

Подготовьте письменную характеристику портрета Владимира Дубровского, главного героя романа А. С. Пушкина «Дубровский», используя примерный план, помещённый в учебнике
на стр .223

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022