Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной дано,
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно….
Н. Заболоцкий
К какому жанру относятся строки поэта Н. Заболоцкого.
ЖАНР ПОРТРЕТА
Вспомните, с какими видами портретов вы уже познакомились?
Каковы особенности этих портретов?
ПАРАДНЫЙ, ХАРАКТЕРНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, АВТОПОРТРЕТКАМЕРНЫЙИСТОРИЧЕСКИЙПОСМЕРТНЫЙ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ)КОСТЮМИРОВАННЫЙСЕМЕЙНЫЙЖАНРОВЫЙ
Портрет (от французского слова portrait) в литературе — описание внешнего облика персонажа: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Такие описания возможны в эпических (повествовательных) произведениях. Здесь они становятся одним из средств характеристики персонажа. В лирических и драматических произведениях портреты обычно не представлены.
ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
В словесном портрете может содержаться важная информация о персонаже, его национальной принадлежности, социальном положении, возрасте, состоянии здоровья, эмоциональном состоянии. Кроме того, в описании портрета часто находит отражение авторское отношение к персонажу, явная симпатия или антипатия.
« ПОРТРЕТИСТ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НАРИСОВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ, НО И ПЕРЕДАТЬ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. ХУДОЖНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА СОБСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОРТРЕТИРУЕМЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЯ ИНАЧЕ»
Д. Шмаринов.
Петр первый
Шмаринов
Дементий Алексеевич
Наташа
Ростова
Дубровский
«Ромео и Джульетта»
«Преступление и наказание»
Алена Ивановна
Тарас Бульба
Павел
Иванович
Чичиков
Губернатор
Настасья Петровна Коробочка
Плюшкин
«Лицо его…было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперёд… Маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко поросших бровей, как мыши, высунувши из тёмных нор остренькие морды…»
(Плюшкин)
«Не красавец, но и не дурной наружности… О чём бы ни был разговор, он всегда умел поддержать его. В разговорах…он умел искусно польстить каждому….»
(Чичиков)
Павел Иванович
Чичиков
Губернатор
Настасья Петровна Коробочка
Плюшкин
Что вы можете сказать по портрету художника о Губернаторе?
«Был он не толст, не тонок собой, впрочем, был большой добряк».
Что вы можете сказать о Коробочке?
«Женщина пожилых лет…, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи, убытки, …а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки».
1. Что может сказать портрет о человеке?
3. Чем же портреты литературных героев отличаются от уже знакомых нам?
Рассказать о социальном положении, роде деятельности, возрасте, чертах характера, привычках и т. д.)
2. Что можно сказать по портрету о том, как относится художник к своему герою?
Портреты литературных героев изображают не конкретного человека, а собирательный образ, передающий отношение писателя к персонажу.
Д Шмаринов
«Крестьянские дети»
ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Речь молодого человека, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». В этой скупой зарисовке мы видим отражение лидерских качеств молодого офицера.
В образе француза ………………..произвел хорошее впечатление «приятной наружностию и простым обращением». Умение спокойно и мужественно держаться даже в самых исключительных обстоятельствах, как, например, в сцене с медведем, позволило Маше увидеть в нем храбрость и гордое самолюбие.
Интересно, каким рисует …………………..-разбойника людская молва. Вот он предстает в рассказе добрейшей Анны Савишны Глобовой. В ее восприятии это генерал «лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде». Такой портрет, описанный Анной Савишной, произвел довольно сильное впечатление на барышень, которые, начитавшись романов, увидели в нем романтического героя.
Контрастирует с этим восприятием казенное описание примет героя, составленное исправником по показаниям бывших дворовых людей……..: «От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
Владимир Дубровский
ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Что касается……………………………….., то его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени.
Никто не дерзал отказываться от его приглашения. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что …………………выказывал все пороки человека необразованного. А так как физических сил у …………………было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.
Кирила Петрович
Троекуров
ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕРОЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Какой же была…………………………….., если смогла так всецело и безраздельно завладеть сердцем молодого и благородного разбойника, бывшего воспитанника кадетского корпуса………………..? Сказать красавица — недостаточно, потому что вокруг так много красавиц, скрывающих под маской безупречной внешности черствую душу. В…………………………, наоборот, все было гармонично. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на лоне природы, с детства впитавшая в себя загадочные и таинственные сюжеты устного народного творчества, которыми изобиловали рассказы доброй няни-крестьянки, а затем вкусив сладость сентиментальных романов, которыми…………………., повзрослев, зачитывалась, сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной.
Марья Кирилловна
Троекурова
Художественная деталь – это выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, не только характеризующую весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к происходящему. В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т.д.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ
ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА
Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б.Кустодиева. Сноп пламени рвётся в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передаёт ощущение тревоги и напряжения.
Дементий Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изобразил неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни Егоровны, Архипа-кузнеца, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остаётся где-то в стороне.
Родион Раскольников
Илья Глазунов
Георгий Тараторкин
в роли Раскольникова
«…Замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». «Угрюм, мрачен, надменен и горд… Великодушен и добр. Чувств своих не любит выказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без права на это».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ДЕТАЛЬ
КАК СРЕДСТВО
СОЗДАНИЯ
ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА
«серенький домик с красной кровлей» стоит «На открытом месте». «Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг»…
«Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями». (Описание имения Троекурова из посети А. С. Пушкина «Дубровский»)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ
ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА
СОСТАВЬТЕ НЕБОЛЬШОЕ СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ ПОРТРЕТА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.
I вариант
Владимир
Дубровский
III вариант
Кирила Петрович
Троекуров
II вариант
Маша Троекурова
Примерный план словесного портрета, который используется в криминалистике: 1) признаки, характеризующие особенности анатомического строения человека (рост, вес, лицо и др.); 2) функциональные или динамические признаки (походка, осанка, жестикуляция, мимика и др.); 3) так называемые «особые приметы» или «броские признаки» (шрамы, родинки и др.); 4) признаки, характеризующие одежду и вещи, принадлежащие человеку.
Далее продолжается начатая дома работа с портретными деталями, характеризующими Владимира Дубровского. Учащиеся отмечают, что таких деталей в романе очень мало, и это во многом связано с сюжетом произведения. Однако они могут дополнить помещенные в тексте романа «Приметы Владимира Дубровского» (глава IX), например:• военная осанка, служил в гвардии, имел «роскошные прихоти», курил трубку (глава III);• «звучный голос», «величественный вид» (глава V);• «приятная наружность», «простое обхождение», «заряженный пистолет» в кармане (глава VIII);• «был он кудрявый белокуренький мальчик» (глава IX);• «наружность, обличающая силу» (глава X);• «в военной шинели и в белой фуражке» (глава XI).
Подберите портретные описания и детали, характеризующие Владимира Дубровского
Учтите, что некоторые портретные детали (цвет волос, глаза, форма носа, уши, имеющиеся или отсутствующие борода и усы, телосложение, руки и т. д.) могут быть сосредоточены в одном месте или разбросаны по тексту, а также могут повторяться.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине, мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Николай Заболоцкий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.