Практикум "Прямая и косвенная речь" 8 класс

  • docx
  • 08.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практикум Прямая и косвенная речь 8 класс.docx

 

Задание 1. Выполните следующие задания:

1. Прочитайте предложение: Чехов говорил, что «не верю в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верю в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России».

Всё ли верно звучит в этом предложении? В чём заключается ошибка? Как её исправить? Запишите исправленные предложения.

2. Прочитайте правила оформления предложения с косвенной речью:

1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора. Другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь). Она присоединяется к первой союзами (что, будто, чтобы), местоимениями и наречиями (кто, что, как, какой, где, когда, почему) или частицей лиМать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Сравни с прямой речью: Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")

2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся: Тренер сказал, что он уверен в нашей победе.

3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.

4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится:

Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.

5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. Врач спросил, какая у меня была температура

6. Предложения с косвенной речью по форме представляют собой СПП (сложноподчинённое предложение): главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь (косвенную).

7. Прямую речь можно заменить косвенной, используя подчинительные союзы (что, будто) или частицу ли. Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

 

Задание 2. Замените прямую речь косвенной. Запишите полученные предложения.

1.    «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

2.    Я спросил его: «Да ты умеешь ли плавать?»

 

Задание 1. Выполните следующие задания:

1. Прочитайте предложение: Чехов говорил, что «не верю в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верю в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России».

Всё ли верно звучит в этом предложении? В чём заключается ошибка? Как её исправить? Запишите исправленные предложения.

2. Прочитайте правила оформления предложения с косвенной речью:

1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора. Другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь). Она присоединяется к первой союзами (что, будто, чтобы), местоимениями и наречиями (кто, что, как, какой, где, когда, почему) или частицей лиМать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Сравни с прямой речью: Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")

2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся: Тренер сказал, что он уверен в нашей победе.

3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.

4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится:

Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.

5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. Врач спросил, какая у меня была температура

6. Предложения с косвенной речью по форме представляют собой СПП (сложноподчинённое предложение): главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь (косвенную).

7. Прямую речь можно заменить косвенной, используя подчинительные союзы (что, будто) или частицу ли. Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

 

Задание 2. Замените прямую речь косвенной. Запишите полученные предложения.

1.      «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

2.        Я спросил его: «Да ты умеешь ли плавать?»

 

 

3.    «Который час?» - спросил я.

4.    Командир приказал: «Огонь!»

5.    Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

 

Задание 3. Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

  1. Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
  2. Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
  3. Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
  4. Дубровский спросил, все ли здесь  и не осталось ли кого в доме.
  5. Сергей спросил тихо, почему она ушла.

 

Задание 4. Рассмотри схемы предложений и подберите к ним предложения из предложенных. Знаки препинания не расставлены.

А: «П (?!).»                   «П (?!,» - а.                «П! – а. – П (?!).»     

«П? – а. – П (?!).»

1.      Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.

2.      Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.

3.      Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори  меня с печали.

4.      Что же ты стоишь закричал я сердито.

5.      Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.

 

Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясните (устно), чем вызваны эти ошибки.

  1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  2. Меня спросили, где я раньше работал?
  3. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

 

 

3.      «Который час?» - спросил я.

4.    Командир приказал: «Огонь!»

5.    Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

 

Задание 3. Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

1.      Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.

2.      Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.

  1. Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
  2. Дубровский спросил, все ли здесь  и не осталось ли кого в доме.
  3. Сергей спросил тихо, почему она ушла.

 

Задание 4. Рассмотри схемы предложений и подберите к ним предложения из предложенных. Знаки препинания не расставлены.

А: «П (?!).»                     «П (?!,» - а.               «П! – а. – П (?!).»     

«П? – а. – П (?!).»

1.      Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.

2.      Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.

3.      Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори  меня с печали.

4.      Что же ты стоишь закричал я сердито.

5.      Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.

 

Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясните (устно), чем вызваны эти ошибки.

1.      Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

2.      Меня спросили, где я раньше работал?

  1. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
  2. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  3. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.