Нет людей, неспособных к изучению иностранных языков. Кому-то это дается легче, кому-то чуть сложнее, но говорить на иностранном языке может абсолютно любой человек. Главное — это правильная мотивация и грамотно составленный курс обучения. Обучение иностранным языкам – это многогранный процесс, подчиненный ряду научных закономерностей. Он находится на стыке таких областей знаний, как лингвистика, педагогика, психология, психолингвистика и методика обучения. При этом содержание, принципы и средства обучения иностранным языкам всегда определяются поставленной целью. Говоря иными словами, необходимо четко знать, для чего именно изучается иностранный язык. Язык учат для разных целей, а потому и подход к этому процессу у всех разный – кто-то хочет овладеть только базовыми навыками и простейшими фразами, кто-то стремится к уровню, близкому к носителям. Однако какой бы ни была цель, следование нескольким универсальным принципам наверняка поможет быстрее достичь ее.
В обучении иностранному языку большую роль играет принцип учета родного языка. Родной язык должен учитываться при отборе содержания обучения – учебного материала и его организации в самом учебном процессе. В лингвистическом плане – для прогнозирования трудностей при обучении произносительной, грамматической и лексической сторонам изучаемого языка; при обучении графики и орфографии; при семантизации. В психологическом плане – для определения структуры речевых действий, какие действия и сколько их нужно воспроизвести, чтобы выработать навыки, необходимые для формирования речевых умений; где возможен перенос, где только корректировка, а где формирование заново. Всё это отражается на количестве и характере упражнений. И, наконец, при обучении иностранному языку необходимо учитывать речевой опыт учащихся в родном языке.
Ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную и письменную коммуникацию, т. е. общение на изучаемом языке на протяжении всего курса.
К важным методическим принципам следует отнести принцип дифференцированного и интегрированного обучения как специфический для этого предмета. Суть его в том, что необходимо проводить разграничение в обучении устной и письменной речи; аудированию и говорению, чтению и письму; подготовленной и неподготовленной речи и т.д. поскольку в обучении каждому из указанных видов речи, форм речи решаются свои методические задачи и используются упражнения, адекватные формируемой деятельности, выполнение которых должно вести к овладению требуемыми навыками и умениями.
Все принципы объединены общей идеей природосообразности.
В качестве основных дидактических принципов обучения иностранному языку можно выделить следующие: принцип сознательности, активности, систематичности, прочности, наглядности, доступности.
Принцип сознательности в обучении иностранным языкам признается в методике в качестве одного из ведущих, поскольку сознательность играет важную роль в овладении предметом; она дает возможность повышать интеллектуальный потенциал этого учебного предмета, суть которого заключается в обучении пониманию мыслей и их выражению на новом для учащихся языке. Принцип сознательности предполагает отбор содержательно ценного для обучения материала, обеспечивающего развитие познавательных способностей учащихся. Принцип сознательности обеспечивает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений, их творческую переработку в ходе выполнения речевых действий: от осознанного овладения действием к автоматизированному его выполнению; от формирования отдельных компонентов деятельности к их объединению. В соответствии с этим принципом предполагается сознательное участие обучаемого в общении и обучении иностранному языку. Сознательность также выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, во внутренней мотивированности.
В обучении иностранному языку особая роль принадлежит принципу активности, поскольку овладение изучаемым языком возможно в том случае, если интенсифицирована учебная деятельность каждого учащегося, если каждый является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность на протяжении всего курса обучения этому предмету и она выполняется им с желанием и интересом, а для этого сама деятельность должна быть мотивирована во всех точках учебного процесса и иметь для выполняющего её личностный смысл. Овладение иностранным языком успешно только в том случае, если обучающийся активно участвует в процессе обучения. В изучении иностранного языка различают интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность. В совокупности они обеспечивают благоприятные условия для овладения языком.
Особое место в изучении иностранных языков занимает принцип наглядности. Наглядность в методике обучения языкам создаёт условия для чувственного восприятия, привносит вторую действительность в учебно-воспитательный процесс.
При изучении иностранного языка особую роль приобретают принципы доступности и посильности. Их действие проявляется в том, чтобы обучение строилось на уровне возможностей учащихся, чтобы они не испытывали непреодолимых трудностей. Трудности должны быть, ибо только преодоленная трудность доставляет учащемуся чувство удовлетворения от затраченного труда. Доступность достигается путем использования правильно подобранного материала и метода обучения иностранному языку.
Принцип прочности приобретает особое значение в обучении иностранному языку, поскольку изучение языка сопряжено с постоянным ростом знания единиц языка и речи. Вводимые в память учащихся слова, словорифмы, словосочетания, идиоматические выражения, разговорные клише должны в ней удерживаться и сохраняться, чтобы учащийся мог их извлекать из неё при аудировании, говорении, чтении и письме. Прочность усвоения обеспечивается путем яркого преподнесения материала, многократных тренировок, самостоятельной работы, систематического контроля. Суть принципа в том, чтобы изложение материала доводилось до уровня системности в сознании учащихся.
Принцип индивидуализации играет особую роль. Воспитание активной всесторонне развитой личности, овладение коммуникативной функцией иностранного языка непременно предполагает учет индивидуальных особенностей учащегося: каковы его природные данные, что он знает и умеет, к чему у него проявляется интерес.
Методические принципы характерны именно для обучения иностранному языку. К общеметодическим принципам обучения иностранному языку относятся принципы функциональности, структурного подхода, устной основы обучения, программирования речевой деятельности, ситуативной обусловленности упражнений, коммуникативной направленности обучения, учета родного языка при овладении иностранным языком, доминирующей роли упражнения во всех сферах овладения иностранным языком.
К частнометодическим относятся принципы: обучения на речевых образцах, моделях; сочетания языковой тренировки и речевой практики; взаимодействия основных видов речевой деятельности; устного опережения в обучении чтению и письму; аппроксимации учебной деятельности; интенсивности начальной стадии обучения иностранному языку, принцип интенсивности, принцип глобальности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.