Информатика и ИКТ Класс
9 Урок №17 Дата: _______
Тема: Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.
Практическая работа № 9 «Построение линейных алгоритмов». Инструктаж по Т.Б.
Планируемые результаты:
Предметные:
знание назначения и написания операторов ввода read, readln и вывода write, writeln, умение применять операторы ввода и вывода при написании программ;
Метапредметные:
Развитие умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развитие творческих способностей.
Личностные:
Воспитание настойчивости, дисциплинированности, аккуратности; интереса к предмету.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: ПК (персональные компьютеры), интерактивная доска ПО
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка Д/З. (1. Примеры из параграфа)
II. Объяснение нового материала.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.
Program Ploshad_Priamougolnika; Var a,b : byte; {стороны прямоугольника} S : word; {вычисляемая площадь прямоугольника}
Begin Writeln ('Введите значения сторон прямоугольника'); Readln (a,b); S:=a*b; Writeln ('Площадь прямоугольника =',S); End. |
Структура паскаль-программы
1.Заголовок
1 |
Program Ploshad_Priamougolnika; |
Первая строка – заголовок программы. Название программы указывается после служебного слова Program.
2.Блок определения переменных (блок Var)
1 2 3 |
Var a,b : byte; {стороны прямоугольника} S : word; {вычисляемая площадь прямоугольника} |
Var
– начало блока определения переменных. Здесь указывают 2 вещи:
- имена переменных
- через двоеточие указывается тип используемых переменных
3.Основной блок
1 2 3 4 5 |
Begin Writeln ('Введите значения сторон прямоугольника'); Readln (a,b);S:=a*b; Writeln ('Площадь прямоугольника =',S); End. |
Между служебными словами Begin и End. располагается как раз сама программа. Сама программа – последовательность команд, которые должен выполнять компьютер.
Пример 2
Составь программу вычисления идеального веса человека по его росту, при условии, что идеальный вес (кг) = рост (см) - 100.
program p1;
var v,r: integer;
begin
writeln;
write (‘vvedi svoj rost’);
read (r);
v:= r-100;
writeln;
write (‘idealnij ves=’, v);
readln;
end.
III. Первичное закрепление материала. Вопросы. (10 м)
1.
Какие операторы включают линейные программы? (Операторы
присваивания, ввода, вывода.)
2. Назовите операторы ввода? (readln, read)
3. Назовите операторы вывода? (Write, writeln)
4. Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln
переводит курсор на новую строку.)
IV.Домашнее задание.
п. 1.6, стр 27-36, читать, краткий конспект.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
Результаты за каждый этап урока занеси в таблицу файла «Оценочный лист». Итоговую оценку поставь в дневник.
VI. Рефлексия. Цветограмма урока:
Задача 1.Нахождение процентов.
Вычислить процент материала, идущего в отходы, если из куба ребра а был выточен шар радиусом r. Проценты отхода могут быть найдены по формуле : , где .
Составим схему алгоритма решения задачи:
Листинг 1. Текст программы решения задачи 1.
Program PROT; {Заголовок программы}
var {Раздел описания переменных }
a, r, Vk, Vot, Vsh, p : real; {Описания переменных}
begin {Ключевое слово начало программы}
Write (‘Введите ребро куба a :’); {Выводит на экран ‘Введите ребро куба a :’}
ReadLn (a); {Ввод ребра куба с помощью процедуры ReadLn}
Write (‘Введите радиус шара r :’); {Выводит на экран ‘Введите радиус шара r :’}
ReadLn (r); {Ввод радиуса шара}
Vk : = a*a*a; {Вычисление объема куба }
Vsh := 4/3*Pi*r*r*r; {Вычисление объема шара}
Vot := Vk - Vsh ; {Вычисление объема отходов}
p := Vot / Vk *100; {Нахождение процента материала, идущего в отходы}
WriteLn(‘Отходы составляют ’ , p ,’%’); {Выполняется вывод результатов вычисления}
end. {Ключевое слово конец программы}
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.