1.Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных слогах, так как ребенку довольно легко в медлен¬ном темпе поставить свои органы речи в нужное для произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последующего гласного.
2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь].
Правила автоматизации звуков
1.Последовательность автоматизации звуков должна определяться
особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала.
Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных слогах,
так как ребенку довольно легко в медленном темпе поставить свои органы
речи в нужное для произнесения согласного звука положение или же быстро
изменить их положение для произнесения последующего гласного.
2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [ссь], [ззь],
[ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [кгх] и
сонорными [лль], [ррь].
Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по
постановке свистящих и шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], так как многие
дети с нарушениями звукопроизношения смешивают эти звуки между собой
или взаимозаменяют.
3.
Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах
нужно протянуть и предшествующую ему гласную.
4.
При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях
не следует обращать пристального внимания на неправильное произношение
других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш],
нельзя попутно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при
закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на
начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным
произношением нескольких звуков одновременно.
5.
В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине
слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое
произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на
автоматизируемом звуке.6.
При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует
использовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский],
ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д.
7.
При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются
слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий
согласный. Например, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал].
8.
Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с
автоматизируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о]
произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето
[лета].