Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)
Оценка 5

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Оценка 5
Памятки
docx
русский язык
4 кл
05.03.2018
Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)
Памятка приходит на выручку детям на уроках. Предлагаю памятки для учеников начальных классов. Это одно из средств обучения на основе зрительного восприятия. Наглядно представлено правило, описание того, как следует выполнять и проверять какое-либо задание. Памятки помогут обучающимся при изучении и закреплении тем русского языка, лучше систематизировать материал.
Правила - памятки по русскому языку. Начальные классы.docx
В русском алфавите 33 буквы. 10 букв, обозначающие гласные звуки: а, о, у, ы, э                                                                 я, ё, ю, и, е                  Гласные звуки – 6. 1. При произношении не встречает преград:                  [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. 2. Произносится только с голосом. 3. Гласный звук образует слог: у­рок, о­во­щи.                     Согласный звук 1.При произношении встречает преграду: губы, зубы, язык. 2.Произносится с шумом и голосом или только с шумом. Мягкость согласных звуков обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь): люди, орёл, пень.     [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые  согласные звуки; [ч'], [щ'], [й'] — всегда мягкие  согласные звуки. Как нужно переносить слова? Перенос слов 1. Слова с одним слогом не переносятся: день, шью, вьёт. 2. Нельзя  переносить часть слова, не являющуюся слогом, то есть без гласной переносить нельзя:  про­смотр, ма­гистр. 3. Одну букву нельзя оставлять на строчке или   переносить   на   другую:   идут, стою, Юлия, язык. 4. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы: пись­мо, строй­ка, подъ­езд. 5. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится: кас­са, тен­нис.  6. Нельзя отрывать от приставки конечную согласную, если корень начинается с согласной: раз­решить, под­сказать. 7. Нельзя отрывать от корня первую согласную: при­крепить, по­спешить. 8. В сложных словах с соединительной гласной перенос ставится после соединительной гласной: само­лёт, везде­ход. Буквы и звуки. 1. Буквы Ь и Ъ знаки звуков не обозначают:  коньки, съехал. 2.  Каждая буква (кроме Ь и Ъ знаков) обозначает один звук. Особые буквы обозначают мягкость предыдущего  согласного и один звук Я[а], Е[э], Ё[о], Ю[у], если стоят после согласного: тётя, мел, Люба. Разделительный 3.  Буквы Я,Е,Ё,Ю обозначают два звука  Знак в конце   Предложение Ь (показатель По цели высказывания мягкости) Повествовательное обозначает  (содержит сообщение,  повествует о чём­то) мягкость  предыдущего  Вопросительное согласного (содержит вопрос) если стоит:  По интонации Ь (мягкий знак) Ъ (твёрдый знак) невосклицательное пишется в  Урок закончился. восклицательное корне  Урок закончился! после букв,  невосклицательное обозначающих  Ты не опоздаешь на урок? согласный звук восклицательное Неужели ты хочешь  перед буквами  опоздать на урок?! е, ё, и, ю, я обозначает невосклицательное предмет счаст   ь  е, п  ь  ёт, Говорите, пожалуйста,  признак предмета тише. руч  ь  и, в  ь  юга,  восклицательное действие предмета обез  ь  яна. Говорите тише! . пишется после  ! приставок,  которые  ? оканчиваются на  согласный звук ?! перед буквами  е, ё, ю, я вопросы кто? что? въехали,  какой? какая? какое?  съёмка, какие?   ! что делать? что  предъюбилейный сделать? , объявление вопросы имен  существительных как? когда? зачем?  куда? откуда? почему? сколько? который?  какой? указывают на предмет,  но не называют его признак действия . 1).в конце слова; 2).между двумя  часть речи Побудительное Имя существительное согласными:  (выражает побуждение к  Имя прилагательное кон  ь, лос  ь,  действию, т.е. просьбу,  Глагол  приказ, совет) кон  ь  ки,  пал   ь  то. Местоимение  Наречие  Я[йа], Е[йэ], Ё[йо], Ю[йу], если: стоят в начале слова: яма, ель, ёж, юнга; стоят после гласного красна  я, еловы   е, красиву  ю; стоят после Ь и Ъ разделительных знаков:  плать  е, обезь  яна, подъ  езд, объ  явление. Части речи Числительное  количество предметов Наречия – быстро, вслух, издалека, вдали, направо.   Местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Предлоги – в, во, к, на, над, за, по, под, про, с, о, об, от.  Союзы – и, а, но, потому что, если, так как. Безударный гласный в корне проверяют ударением. Чтобы проверить безударный гласный в корне: 1) надо изменить форму слова: сосна – сосны, под соснами; дома – дом, у дома, под домом, о доме; или 2) подобрать родственное слово,  трава – травушка, травка; старик – старость, старый, Парные звонкие и глухие согласные звуки требуют проверки, когда стоят в корне  слова на конце или перед другим парным чтобы этот безударный гласный стал ударным: согласным. [б]­[п],   [в]­[ф],  [г]­[к],  [д]­[т], [ж]­[ш], [з]­[с] [б']­[п'], [в']­[ф'], [г']­[к'], [д']­[т'],                [з']­[с'] Чтобы проверить парный согласный в корне:  надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, так чтобы после согласного шёл гласный звук или звуки [л, м, н, р, й]. Например: тру[т] – труды, трудовой ­ труд; гла[с] – глаза , глазной – глаз; сне[ш]ки­ снежок – снежки; оши[п]ка – ошибаться – ошиб  ка; берё[с]ка – берёза, березняк – берёзка. Правописание непроизносимых согласных в корне   Для проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится: счастье ­ счаст   ­ ливый, здоровье, здравие ­здравствуй, празден ­ праздник, солнечный ­ солнце. Если ни в одном проверочном слове согласный звук не произносится, то и буква не пишется: чудесный ­ чудеса,         ужасный ­ ужас,    опасный ­ опасен,             прекрасный ­ прекрасен,    напрасный ­ напрасен. Предлог Предлог – слово: в, во, за, на, к,  по, у,  с, со, от, под, около, перед. Предлоги  всегда пишутся отдельно от других слов.  Между предлогом и словом можно вставить вопрос или слово:   к поляне – к (чему?) поляне,  к (какой?) лесной поляне. Союз – слово. Служит для связи отдельных слов и предложений: и, а, но, да. Союз Общая, главная часть родственных слов называется корнем. Корень Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными словами: дом, домашний, домовой, домик; вода, водный, водица, водяной. Окончание — изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в  словосочетании или в предложении:     читал (что?) книгу, книгу (какую?) интересную    Птицы (что дел а ю т?) прилетают. Состав слова    Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и   служит для образования новых слов:      ходить, подходить, переход, выход.     Суффикс — часть слова, которая стоит после корня и   служит для образования новых слов:       школа, школьник, школьный.  Падежи  Предлоги  Вопросы  Смысловые вопросы Именительный                  (есть) Распознавание падежей ­ кто?  что? Родительный                   (нет) от, до, из, без, у, для, около, возле, вокруг с, после Дательный                   (рад) кого?  чего? где? куда? откуда? чей? чья? чьё? к, по кому?  чему? Правописание  суффиксов ­ик­, ­ек­ в именах существительных       Чтобы распознать суффиксы ­ик­, ­ек­, нужно слово  изменить по вопросам.  Если в суффиксе гласный звук сохраняется, то нужно  писать букву и:             ключик, нет ч е г о ?  ключика; ёжик, нет ёжика.  Если гласный звук в суффиксе при изменении слова  выпадает, то в суффиксе нужно писать букву е:              цветочек, нет цветочка; огонёчек,  нет огонёчк  а. Правописание  суффиксов ­ок­, ­ек­ в именах существительных После шипящих под ударением пишется буква о:            старичок, сверчок, пирожок.  В безударном слоге после шипящих в этих суффиксах  пишется буква е:            горошек, замочек, сыночек. Винительный                  (вижу) где? куда? в, во, на, за, про, через, под, сквозь кого?  что? где? куда? кем?  чем? где? куда? Творительный             (доволен) с, со, за, под, над, между, перед Предложный               (думаю) о, об, обо, в, во, на, при о ком  о чём? где? Падежные окончания имен существительных Второстепенные члены предложения И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. 1 склонение ­а, ­я 2 склонение , ­о, ­е 3 склонение , с ь на  ­ы, ­ и ­е ­у, ­ю ­а, ­я  ­у, ­ю конце ­ и ­ и ­а, ­я, ­о, ­е , с ь на  конце ­ой, ­ей (­ёй) ­ом, ­ем (ём) ­е земля ­е конь Р. п. Д. п. 1 скл. ­ И ­ Е 2скл. ­ ­ ­ю ­ и степь З скл. ­ И ­ И Дополнение Определение Обстоятельство предмет обозначает признак отвечает на вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного) существительным, местоимением, числительным какой?  чей? выражено прилагательным, местоимением, числительным место, время, образ действия где? куда? откуда? как? почему? зачем? существительным с предлогом, наречием П. п. ­ Е земля ­ Е конь ­ И степь Склонение имён существительных 1 склонение 2 склонение 3 склонение ­ а , ­ я                ;             ­ о,   ­ е            ,  с Ь знаком на конце мужской и женский род мужской род    средний род женский род       юноша          берёза       ученик                звено       дядя             деревня     словарь                сердце смелость молодежь Морфологический разбор имени прилагательного   I. Часть речи.   II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.) 2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число, в) род. III. Синтаксическая роль. Пример: Я вышел из душной комнаты. (из) душной (комнаты)   I – (из какой?) – прилаг.; II – н.ф. – душный,  Р..п.,  ед.ч.  ж.р.в  Фонетический анализ слова. 1. Произнеси слово, поставь ударения, определи количество слогов. 2. Произнеси   слово,   укажи   в   нём   последовательно   все   звуки, охарактеризуй их: а) гласный звук: ударный или безударный; б) согласный звук:  парный/непарный по звонкости ­ глухости (назови пару),  парный/непарный по твёрдости ­ мягкости (назови пару). 3. Произнеси слово, запиши количество букв и звуков.     го/лубь ­ 2 слога;    г [г] ­ согл., парн. звонк. [к], парн. тв. [г'];   о [о] ­ гласн., уд.;   л [л] ­ согл., непарн. звонк., парн. тв. [л'];   у [у] ­ гласн., безуд.;   б [п'] ­ согл., парн. глух. [б'], парн. мягк. [п];   ь        [­]  ­ звука не обозн.             6 б., 5 зв.  Морфологический разбор глагола   I. Часть речи.    II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (неопределенная форма). 2. Постоянные признаки: а)  спряжение, 3. Непостоянные признаки: а) число, в) время, г)  лицо ( у глаголов в наст. и буд.времени); д) род (у глаголов в пр.вр., ед.ч.). III. Синтаксическая роль. Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес. уходим III – определение                I – (что делаем?) ­ глаг.,  II спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, II ­ неопр.ф.­ уходить,  III ­ сказуемое. Морфологический разбор  имени существительного I. Часть речи.  II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (И.п., ед.ч.) 2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение. 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число. III. Синтаксическая роль.  (по) оврагу       I – (по чему? где?) – сущ.; II – н.ф. – овраг, нариц.,  неодуш.,  м.р., 2 скл., в Д.п., в ед.ч.   III – течёт (где?) по оврагу ­ обстоятельство Морфологический разбор местоимения (личные местоимения)   I. Часть речи.   II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (И.п., ед.ч.). 2. Постоянные признаки:  а) лицо.   3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число   в) род (только в 3 лице). III. Синтаксическая роль. Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь. (за) ней I – (за кем?) – местоим.; II – н.ф. ­ она,  3 л., Т.п., ед.ч.  ж.р. III – определение

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)

Правила - памятки по русскому языку. (начальные классы, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018