Правила по русскому языку для младших школьников
Оценка 4.9

Правила по русскому языку для младших школьников

Оценка 4.9
Памятки
doc
русский язык
1 кл
15.06.2017
Правила по русскому языку для младших школьников
Этот материал поможет младшим школьникам на протяжение всего периода обучения в начальной школе. правила удобно расписаны и помогают обучающемуся правильно их использовать в своих целях. Здесь подробно описаны правила переноса слов, морфологические и синтаксические разборы слов, большая буква в словахПравила по русскому языку для любого УМК
Правила по русскому языку для любого УМК..doc
Правила  по  русскому  языку.  1  ) Речь.        С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают,  спрашивают друг друга, просят.  Устная   речь­  это   речь,   которую   мы   произносим   и   слышим.   Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной.  Письменная речь­ это речь написанная. Для письма используют буквы.  2) Звуки. В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы  пишем и видим. На письме  звуки  обозначаются  буквами.  Каждая   буква   имеет   своё название.  Звуки бывают гласные и согласные.  При произношении гласных звуков   воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. При произношении  согласных звуков   воздух во рту встречает прегра ­ду: губы, зубы, язык. Они произносятся  с шумом и голосом или только шумом.    а  о  у  ы  э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы. я ё  ю  и  е ­  обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы.  н  м  л  р  й' ­     непарные звонкие согласные  х  ц  ч'  щ'    ­    непарные глухие  согласные  б   в   г  д   ж  з – парные  звонкие согласные п  ф  к  т  ш  с ­  парные глухие согласные   ч'  щ'  ­      всегда мягкие шипящие согласные  и   й' 1 ж  ш  ц –   всегда твёрдые шипящие согласные    ь – показатель мягкости согласных.   Например: письмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не  обозначает, как и  твёрдый знак.  Лента букв.                               Всегда                                        Всегда                                 Согласный, звонкий,                              Согласный, звонкий,                                         мягкий, непарный,                                 твёрдый, парный Гласные буквы,           обозначающие            твёрдость, рядом           Согласные звонкие           Согласные звонкие стоящей согласной        непарные                            парные                                                          а о у ы э н м л р й' б в г д ж з я ё ю и е п ф к т ш с х ц ч' щ' Гласные буквы, обоз­                                             Согласные глухие            Согласные  глухие    начающие мягкость,                                              парные                                непарные  рядом стоящей  согласной  2 Всегда                   Всегда                        Всегда                  Всегда        обозначают, когда стоят после согласных.  Согласный, глухой,       Согласный, глухой,      Согласный, глухой,          Согласный, глухой твердый, парный           твердый, непарный      мягкий, непарный            мягкий, непарный  3) «Волшебные  буквы ­ е  ё  ю я ». Гласные буквы  е  ё  ю  я  называют «волшебными», потому что могут  обозначать 1 звук или 2 звука. Один звук   Например:                  мячик –мя­чик ­2сл.                        люди – лю–ди ­2сл.,                         м­[м']согл.,зв.,мягк.,непарн.      л­[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.                      я­ [а]глас.,уд.                               ю­[у]глас.,уд.                      ч­[ч']согл.,гл.,мягк.,непарн.       д­[д']согл.,зв.,мягк.,парн.                      и­[и]глас.,безуд.                          и­[и]глас.,безуд.                      к­[к]согл.,гл.,тв.,парн.                4б.4з.                     5б.5з.                     клён – 1 сл.                                    река – ре – ка – 2сл.                      к­[к]согл.,гл.,тв.,парн.                  р­[р']согл.,зв.,мягк.,непарн.                     л­[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.         е­[и]глас.,безуд.                     ё­[о]глас.,уд.                                  к­[к]согл.,гл.,тв.,парн.                     н­[н]согл.,зв.,тв.,непарн.              а­[а]глас.,уд.                    4б.4з.                                               4б.4з.        обозначают, когда стоят: Два звука   1. в начале слова                             юбка – юб – ка – 2сл.               ямка – ям – ка – 2сл.                         ю –[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.  я –[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.                              \[у]глас.,уд.                              \[а]глас.,уд.                         б – [п]согл.,глух.,тв., парн.     м­ [м]согл., зв.,тв., непарн.                          к –[к]согл., глух., тв., парн.    к ­[к]согл., глух., тв., парн.                          а –[а]глас.,безуд.                     а –[а]глас.,безуд.                         4б.5зв.                                        4б.5зв.           3 енот – е – нот – 2сл.                 ёлка – ёл – ка ­ 2сл.                          е–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.    ё–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.                             \[э]глас.,безуд.                         \[о]глас.,уд.                          н–[н]согл.,зв.,тв.,непарн.        л­[л]согл., зв.,тв., непарн.                          о–[о]глас.,уд.                            к­[к]согл., глух., тв., парн.                          т–[т]согл.,гл.,тв.,парн.             а­[а]глас.,безуд.                          4б.5з.                                         4б.5з. 2  .  после гласных:                              моет – мо–ет–2сл.                      поют – по–ют–2сл.                                 м –[м]согл.,зв.,тв.,непар            п –[п]согл.,глух.,тв., парн.                            о ­ [о]глас.,уд.                             о– [а]глас.,безуд.                                    е ­ [й']согл.,зв.,мягк.,непарн      ю­[й'] согл.,зв.,мягк.,непар.                             \ [э]глас.,безуд.                            \[у]глас.,уд.                                   т – [т]согл.,гл.,тв.,парн.              т –[т] согл.,гл.,тв.,парн.                              4б.5зв.                                           4б.5зв.                                                                                                                  клюёт – клю–ёт­2сл.                София – Со–фи–я­3сл.                  к –[к]согл.,гл.,тв.,парн.             С–[С]согл.,глух.,тв.,парн.                  л–[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.      о–[а]глас.,безуд.                  ю–[у] глас.,безуд.                      ф–[ф']согл.,гл.,мягк.,парн.                  ё–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн       и–[и]глас.,уд.                     \[о]глас.,уд.                              я–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.                  т–[т]согл.,гл.,тв.,парн.                   [а] глас.,безуд.                                         5б.6зв.                                         5б.6зв. 3. после  ь знака:                  Марья  ­ Марь–я­2сл.                 вьюга – вью–га­2сл.                  М–[М]согл.,зв.,мягк.,непарн    в–[в']согл.,зв.,мягк.,парн.                   а ­[а ]глас.,уд.                            ь ­[­]звука не обозначает                   р–[р']согл.,зв.,мягк.,непарн.    ю­[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.                   ь –[­ ]звука не обозначает           \[у]глас.,уд.                   я–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.     г–[г]согл.,зв.,тв.,парн.                      \[а ]глас.,безуд.                       а–[а]глас.,безуд.                  5б.5зв.                                         5б.5зв. 4 здоровье – здо­ро­вье­3сл.          польёт –по­льёт­2сл.                 з­[з ]согл.,зв.,тв.,парн.                  п­[п]согл.,гл.,тв.,парн.                 д­[д]согл.,зв.,тв.,парн.                  о­[а ]глас.,безуд.                 о­[а]глас.,безуд.                            л­[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.                 р­[р]согл.,зв.,тв.,непарн.              ь­[­ ]звука не обозначает                 о­[о]глас.,уд.                                  ё­[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.                 в­[в']согл.,зв.,мягк.,парн.,                [о]глас.,уд.                 ь­[­]звука не обозначает               т­[т ]согл.,гл.,тв.,парн.                 е­[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.          6б.6з.                    [э]глас.,безуд.                 8б.8з. 4. после ъ знака:                   Подъезд ­под–езд­2сл.             съёжился – съё–жил–ся–3сл.                    п–[п]согл.,гл.,тв.,парн.             с­[с]согл.,гл.,тв.,парн.                    о–[а]глас.,безуд.                        ъ­[­]звука не обозначает                    д–[д]согл., тв.,зв.,парн.             ё­[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.                    ъ–[­]звука не обозначает             [о]глас.,уд.                    е–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.    ж­[ж]согл.,зв.,тв.,парн.                      \[э ] глас.,уд.                            и­[ы]глас.,безуд.                    з–[с]согл.,гл.,тв.,парн.              л­[л]согл.,зв.,тв.,непарн.                    д–[т] согл.,гл.,тв.,парн.             с­[с']согл.,гл.,тв.,парн.                   7б.7зв.                                         я­[а]глас.,безуд.                                                                        8б. 8зв.   Объявление­объ­яв­ле­ни­е­5сл.              о­[а]глас.,безуд. б­[б]согл.,зв.,тв.,парн. ъ­[­]звука не обозначает я­[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.    [а]глас.,безуд. в­[в]согл.,зв.,тв.,парн. л­[л']согл.,зв.,мягк.,непарн. е­[э]глас.,уд. н­[н']согл.,зв.,мягк.,непарн. и­[и]глас.,безуд. е­[й']согл.,зв.,мягк.,непарн. 5 [   э  ]глас.,безуд. 10б.10з. .Перенос слов. 1. Слово переносится по слогам.  Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.     Слово, состоящее из одного слога, не переносится.  Например     2. Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую.  Например: идут,  стою,  Юлия, язык.  : день,  шью, вьёт. 3. Буквы  ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.  Например: пись – мо, конь – ки,  строй – ка,  май – ка,  подъ – езд. 4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.  Например    : кас – са,  хок – кей,  кол – лекция.  .Перенос слов. 1. Слово переносится по слогам.  Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.     Слово, состоящее из одного слога, не переносится.  Например    : день,  шью, вьёт. 6 2. Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую.  Например: идут,  стою,  Юлия, язык. 3. Буквы  ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.  Например: пись – мо, конь – ки,  строй – ка,  май – ка,  подъ – езд. 4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.  Например    : кас – са,  хок – кей,  кол – лекция.  5.Большая буква . 1. Имена, отчества и фамилии ­ это имена собственные, они пишутся с большой буквы.   Например   Соколова  Екатерина  Ивановна.  : Коля Никитин,  Нина  Васильева,  Ирина  Петровна, 7 2. Клички животных – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.  Например   Белка.  :  кот   Пушок, собака   Шарик,   корова Чернушка, коза  :  деревня   Каменка,       село   Сосновка,     город   Саратов, 3. Названия улиц, сёл, деревень, городов и рек – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.  Например   страна Россия. К   именам  собственным  относятся   фамилии,   имена,   отчества   людей, названия   стран,   городов,   сел,   улиц,   названия   книг,   газет,   клички животных. Все остальные существительные – нарицательные.  6.Члены предложения. 8 1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком   или  о чём  говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто?  или  что?    именем существитель­ ным. Подчёркивается одной чертой.   Подлежащее   чаще   всего   выражено   2.Сказуемое    ­ это главный член предложения, который  обозначает, что  в предложении говорится о подлежащем,  и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами. 3.  Определение  –   это   второстепенный   член   предложения,   который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается волнистой линией. Определение выражается прилагательным. 4.  Дополнение  ­  это   второстепенный   член   предложения,   который отвечает на вопросы:             кого?       чего?                                                  кому?      чему?                                                  кого?       что?                                                  кем?        чем?                                               о ком?     о чём? и  подчёркивается  отрывистой линией ­­­­­­­­ . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением. 5. Обстоятельство ­ это второстепенный член предложения, который отвечает   на   вопросы:   и подчёркивается   отрывистой   линией   и   точкой.   Обстоятельство   чаще всего выражается существительным или наречием.  где?   куда?   откуда?   как?   когда?   : В зеленой   роще  путников   встретили   веселые      Например голоса    птиц. 9 Предложение­  это   слово или несколько слов, связанных по  смыслу.   1.По цели высказывания     Повествовательные:    На дворе стоит прекрасная погода.    Вопросительные:          Почему вы не гуляете?    Побудительные:            Идите скорее!  предложения бывают: 2.По интонации:    Восклицательные:        Мне подарили щенка!    Невосклицательные:    Мне подарили щенка. 3. По наличию второстепенных членов:    Нераспространенное:   Весна  пришла.    Распространенное:       Пришла  долгожданная весна. 4.Простые и сложные предложения:   Узкая тропинка уходила далеко в лес.  – простое (Имеет одну  грамматическую основу)   Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. ­  сложное (имеет две и более грамматических основ)  5. С однородными членами и без однородных членов.   Например: На заводе  человек  наливает  жидкое  стекло  в  сито.                                                                   (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.) Голубыми,  синими   и   зеленоватыми    искрами    блестит      снег!   10 !              ,                и                 (Повествовательное, восклицательное, простое, распространенное, с однородными определениями.) Разбор  предложения  по  членам  предложения        и   по частям  речи,  выписывание  словосочетаний.      В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала  вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого,  потом от группы второстепенных членов. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный  член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения  (сказуемого)).                    п.,ед.ч.,м.р.,Т.п.       н.                  п.,мн.ч.,И.п.           с.,мн.ч.,И.п.       г.,п.в.,мн.ч.     пред. Например    :  Осенним       днём    маленькие     дети          гуляли      в  п.,ед.ч.,м.р.,П.п.         с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с. городском       парке. дети(какие?) маленькие гуляли (когда?) днём                  гуляли (где?)    в парке             днём (каким?)  осенним            в парке (каком?) городском          11 Однородные   члены   предложения. Однородными  членами  предложения  называют слова, которые: 1. Относятся к одному и тому же члену предложения. 2. Отвечают на один и тот же вопрос. 3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…) 4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.  Например:                                                                    Суворов   ценил   своих    солдат   за    храбрость,   смекалку,      выносливость.                                                                                                                               ,                  , .                                                                        какие?                 какие?                    Маленькие,    большие     кораблики      покачивались       на воде  .   (Маленькие, большие – однородные определения).                                        ,                               . Запятая при однородных членах предложения ставится: не ставится:                                                                    12 ,            ,               .                                              и              .                                     ,а            .                , но          .           ,и        ,и          . Сложное предложение. Сложным  ­ называют предложение, в котором несколько  грамматических     основ. На письме части сложного предложения разделяются запятой.                                              ,                         .                       ,а                .                                           ,но               .                                      ,и                 ,и                   .                                   Например: Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак  лег.                                                                  ,                     . День   темнеет,   и   трава   седой  росой   в   лугах   блестит.                       13 , и                     . Прямая речь. Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего. Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь. Князь печально отвечает:  «Грусть­ тоска меня съедает».            слова автора                                                       прямая речь                   А:                                                    «П». Знаки препинания в предложениях с прямой речью: А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», ­ а. «П!» ­ а. «П?» ­ а. 14 Обращение. Обращение ­ слово (или словосочетание), называющее человека,  животное или предмет, к которому обращаются с речью. На письме обращение выделяется запятыми. Например: Колобок, спой свою песенку еще разок. Эта пара, царь, моя и хозяин тоже я. Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем! В добрый путь вам, господа.  . Обращение не является членом предложения   15 7.Части речи. I  .Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?  Например:  стол,  парта,   костюм,   дождик,   холод,   утренник,   экскурсия.  На вопрос   кто? отвечают  одушевлённые существительные. Например  : медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка. На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул,  клён, берёза, праздник.                        Имена существительные  по родам   не   изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, ­ мужского рода. Например: дом, мир, магазин, пенал, январь. Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, ­ женского рода    . Например: страна, тетрадь, мебель, лампа. Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, ­  среднего рода. Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.   Имена   существительные   бывают  собственные   и   нарицательные.   Имена собственные пишутся с большой буквы.                   Имена   существительные   изменяются   по   числам   и   по   падежам. Существительные  в   единственном   числе  во множественном числе  – два или несколько предметов. При изменении имени существительного изменяется его окончание.               При   изменении   имени   существительного   изменяется   его   окончание.   Изменение   окончаний   имён   существительных   по   вопросам   называется изменением по падежам или склонением.  В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно   просклонять   имя   существительное,   можно   использовать вспомогательные слова.     обозначают   один   предмет,     16 Начальная   форма   имени   существительного  –   существительное   в   именительном   падеже,   в   единственном   числе.   В   русском   языке   есть   имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам):  пальто, метро,   радио,   кино,   шоссе,   кашне,   кашпо.   Такие   имена   существительные называются несклоняемыми.  Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.                 Существительные женского и мужского рода с окончаниями ­а,   ­я   в  девочка   Юля именительном   падеже   относятся   к  первому   склонению:   дедушка  папа   дядя          Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием ­о, ­е   относятся ко  второму склонению:   трамвайo       урок  o огоньo    яблоко    поле                     Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым  окончанием) относятся к третьему склонению:   пристаньo,    площадьo,   ночьo, мышьo.                    17 Изменение  имён  существительных единственного числа    по  падежам  (склонение). Иван       (И.п.) Рубил     (Р.п.) Дрова    (Д.п.) Велел     (В.п.) Топить   (Т.п.) Печь       (П.п.) Падеж  Падежные вопросы Предлоги  Примеры  И.п. Р.п. кто?  что? кого? чего?  предлогов нет от, до, из, без, у,  для, с, около Д.п. В.п. кому? чему? к, по кого? что? в,  во,  на, за, про, через Комната  без (чего?) окна  Подарок  для (кого?) друга  доехал  до (чего?)  школы вышел  из  (чего?) школы письмо  от  (кого?) мамы съехал с (чего?) горы склонились  к  (чему?) земле  плывут по (чему?)  небу ушел  (во что? ) в  море смотрит на (что?) море  сел за (что?) стол  спрятался под (что?) стол  узнал  про (кого?) сестру перешел  через (что?)  дорогу 18 Т.п. кем? чем? с, со, за, под, над,  между, перед П.п. о ком? о чём? о, об, в, на, при росли  над (чем?) рекой росли  перед (чем?) лесом росли  за (чем?) домом встретился с (кем?) другом росли  под (чем?) окном построили  при  (чём?) школе думаю о (о ком?)  маме учусь в (чём?) школе играли на (чём?) перемене 19 Вспомога тельные слова Название падежей Вопросы Предлоги  И.п. кто? что?  Р.п. кого? чего?  Д.п. кому? чему? от, до, из, без, у,  для, с, около к, по Нет Рад Окончания существ. I склонения             ­а,   ­я          ­ы,  ­и                 ­е Вижу  В.п. кого? что? в,  во,  на, за, про, через            ­у,   ­ю Доволен  Т.п. кем? чем? Думаю  П.п. о ком ? о чём? с, со, за, под,  над, между,  перед о,   об,   в,   на, при ­ой,  ­ей,  ­ёй ­ом, ­ем, ­ём                  ­е           ­е Окончания существ. II склонения            ­о ,­е Окончания существ.  III склонения        ­а ,­я       ­у ,­ю       ­я  ­о ,­е             ­и            ­и                ­ю              ­и Как отличить  И.п. от В.п. II и III склонения? И.п. кто? что? В предложении всегда является  подлежащим Употребляется без  предлога В.п. кого? что? В предложении является  второстепенным членом    (дополнением) Употребляется и без  предлога, и с предлогами 20 Ударные   и   безударные    падежные  окончания    имён  существительных   единственного   числа . Падежи Окончания Окончания существительных  Окончания существительных I скл. II скл.       (м.р. + ж.р.    ­а  ­я) река        земля     вода речка      яблоня    лиса               (м.р.  ­     ,  с.р. ­о ­е ) двор    воробей   конь                 окно  город   олень                              дерево существительных III скл. (ж.р. ­      или ь на конце слова) степь       осень реки     земли      воды речки  яблони     лисы реке      земле       воде речке   яблоне      лисе двора  воробья  коня                 окна города   оленя                            дерева двору  воробью коню                окну городу   оленю                           дереву степи      осени степи       осени  И.п. кто? что?  Р.п.(нет) кого? чего? Д.п.(рад) кому? чему?  В.п.(вижу) кого? что? реку      землю      воду речку   яблоню     лису двор     воробья  коня                  окно город     оленя                              дерево степь       осень             Т.п.(доволен) кем? чем?  П.п.(думаю) о ком? о чём? рекой   землёй    водой речкой  яблоней  лисой                                        о  реке  о земле   о воде о  речке  о яблоне о лисе двором воробьём конём            окном городом оленем                          деревом о дворе  о воробье о коне          о окне  о городе о олене                        о дереве степью   осенью о степи  о осени Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных. 1. Ставлю  существительное  в  начальную  форму (И.п., ед.ч.)  и   определяю склонение: В тетрад… ­ (что?) тетрадь   ,    3 скл. 2. Подбираю слово – помощник и ставлю его в ту же форму: Степь ­ в степ        . и 3. Пишу  такое  окончание  как  у  слова  помощника.  4. Проверяю:в степ         ­ в тетрад        . и и 21 Слова помощники:  1 скл. – луна, земля 2 скл. – конь, окно 3 скл. – печь, степь Склонение  имён  существительных   множественного числа. Падежи Вопросы                        Множественное число И.п. кто?   что? озёра,  друзья, словари, страницы   Р.п. (нет) кого? чего? Д.п. (рад) кому? чему? В.п. (вижу) кого?   что? Т.п.(доволен)  кем?  чем? П.п. (думаю) о ком? о чём? Друзей  килограммов  помидоров  огурцов   апельсинов мандаринов  овощей   носков   платьев  фотографий  яблок туфель  груш сапог  ботинок  чулок  дел  задач  улиц   вишен  деревень  озёр  писем  Книгам  городам  сёлам   птицам   учителям   читателям Друзей  моря  города    страны  ели     Книгами  городами  сёлами   птицами   учителями  читателями о книгах  о городах  о сёлах    о птицах   об  учителях  о читателях Окончания существительных множественного числа ­а, ­я, ­ы, ­и ­ов, ­ев,                    ­ий, ­ей ­ам, ­ям ­а, ­я, ­ы, ­и,           ­ей ­ами, ­ями ­ах, ­ях 22 II   .Имя  прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета  и отвечает на вопрос  какой?  какая?  какое?  какие? Например красный, большой, снежная, холодная. Имена прилагательные делают нашу речь красивой, яркой, интересной, точной и  выразительной.   Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам   имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым  оно связано. Прилагательные в каждом роде имеют свои окончания:  : серый,     . Род          Женский  род (какой?)            ая             яя                 Мужской род (какой?)          ый         ий       ой                                                                         Средний  род (какое?)             ое          ее  Имена прилагательные изменяются по числам.  Прилагательные, отвечающие на вопросы:  какая?  с окончаниями   ­ая  ­яя  какой? с окончаниями  ­ой ­ий  ­ый     относятся к единст. числу  какое? с окончаниями   ­ое  ­ее             Прилагательные, отвечающие на вопрос:  какие? с окончаниями   ­ые   ­ие              относятся ко множест. числу                                                                           У прилагательных множественного числа нельзя определить род.                                                         Начальная форма имени прилагательного ­ прилагательное в И.п., в ед.ч., в м.р.                         23 Склонение    имён   прилагательных   мужского  и  среднего   рода  (единственного числа) Падежи Вопросы                                          м.р.                                        с.р. Окончания прилагательных м.р. и с.р. единственного числа          м.р.       с.р. ­ый    ­ий           ­ого    ­его ­ое  ­ее И.п. Р.п.  (нет) Д.п.  (рад) В.п.  (вижу) Т.п.  (доволен) П.п.  (думаю) какой?  какое? какого? новый      синий (дом) новое    синее (здание)                     нового  синего (дома, здания) какому?                     новому    синему (дому, зданию)           ­ому   ­ему какой?  какое? каким? новый  синий (дом) новое     синее (здание)                     новым    синим (домом, зданием) о каком?                     о новом    синем (доме, о здании)          м.р.         с.р. ­ый   ­ий           ­ым      ­им ­ое    ­ее           ­ом      ­ем    ­ём Склонение   имён  прилагательных   женского  рода   (единственного числа) 24 Падежи Вопросы Прилагательные женского рода ед.ч. Окончания прилагательных женского рода  ед.ч. И.п. Р.п. (нет) какая? какой? весёлая  зимняя (игра) ­ая  ­яя  (­а) весёлой  зимней (игры) ­ой  ­ей  (­ы) Д.п. (рад) какой? весёлой  зимней (игре) ­ой  ­ей  (­е) В.п. (вижу) какую? весёлую  зимнюю (игру) ­ую  ­юю (­у) Т.п. (доволен) какой? весёлой  зимней (игрой) ­ой  ­ей (­ой) П.п. (думаю) о какой? о весёлой  зимней (игре) ­ой  ­ей  (­е) Склонение  имён   прилагательных    множественного  числа. Падежи Вопросы Множественное число прилагательных И.п. какие? яркие  солнечные (лучи, улицы) Окончания прилагательных множественного числа ­ые  ­ие  (­ы  ­и) Р.п. (нет) каких? ярких  солнечных (лучей, улиц) ­ых  ­их  (­ов, ­ев, ­ий, ­ей) Д.п. (рад) каким? ярким  солнечным (лучам, улицам) ­ым  ­им  (­ам  ­ям) В.п. (вижу) какие?  яркие  солнечные (лучи, улицы) ­ые  ­ие  (­ы  ­и) Т.п.  (доволен) П.п.  (думаю) какими? яркими  солнечными (лучами, улицами) ­ими  ­ыми  (­ами  ­ями) о каких? о ярких  солнечных (лучах, улицах) ­ых  ­их  (­ах  ­ях) 25 .Глагол      ­ это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на III  вопрос что делает? что делают? что делал?                что делали? Например: читает,  пишет,  рисует,  прыгает,  смотрит,  сидит.  Глагол изменяется по временам. У глагола  три времени: настоящее время, прошедшее время,  будущее время. Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в то время когда о нём говорят, и отвечает на вопросы:  что делает? –ед.ч. (читает, пишет, рисует, поёт) что делают –мн.ч. (читают, пишут, рисуют, поют). Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершалось ранее, и  отвечает на вопросы: что делал?      ­ м. р., ед.ч. (писал, читал) что делала?    ­ ж.р., ед.ч.  (писала, читала) что делало?    ­ с.р., ед.ч.   (сверкало, светило) 26 что делали?       ­ мн.ч. (читали, писали, светили)  что сделал?       ­ м.р., ед.ч.(читал, писал, сидел) что сделала?     ­ ж.р., ед.ч.(читала, писала, сидела) что сделало?     ­ с.р., ед.ч.(сидело, смотрело, грело)   что сделали?      ­ мн.ч.(читали, сидели, грели) Будущее время глагола  обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нём говорили: что сделает?                ­ ед.ч. (прочитает, напишет, посмотрит) что сделают?              ­ мн.ч.(прочитают, посмотрят, напишут) что будет делать?      ­ ед.ч.(будет читать, будет смотреть) что будут делать?      ­ мн.ч.(будут читать, будут смотреть) Неопределённая форма глагола:     и    несовершенного        совершенного      Глаголы  бывают    Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно.  Например:  Что сделал? ­  написал, выучил   вида.  Несовершенный вид – действие еще незакончено. Например:  Что делает? – пишет, учит.   ЗАПОМНИ   Например:   Не выучил, не написал, не прочитал, не посмотрел    с глаголами  пишется всегда отдельно:  . Частица       не   Изменение глаголов по числам и по лицам:         Лицо Число 1 – е   лицо 2 – е    лицо  3 – е   лицо 27 Единственное Я Ты Работаю отдыхаo  Работаешь   отдыхаo  Он, она, оно  работает отдыхаo  Множественное Мы Работаем отдыхаo  Вы Работаете отдыхаo  Они  Работают отдыхаo  Спряжение глаголов: I спряжение Все глаголы на – еть, ­ ать, ­ оть, ­ уть, ­ ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на – ить: брить, зиждиться, стелить II спряжение Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: Гнать, дышать, держать и слышать. Видеть, зависеть и  обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть. Личные окончания глаголов I спряжение II спряжение 28 лицо ед. ч.      лицо мн.ч.     лицо ед. ч.       лицо мн. ч. 1л.      я 2л.    ты           он 3л.    она          оно   ­у  ­ю    ­ешь              ­ет 1л. мы 2л. вы    3л. они  ­ем  ­ете      ­ут        ­ют 1л.  я 2л.  ты           он 3л.   она          оно     ­ у  ­ ю    ­ ишь      ­ ит 1л.  мы 2л.   вы   3л.  они   ­им   ­ите     ­ат      ­ят I спряжение II спряжение   лицо ед. ч.               лицо мн.ч. лицо ед.ч. лицо мн. ч. 1 2 3 я пишу, я  рисую Ты пишешь,            ты рисуешь он пишет, рисует она пишет, рисует оно пишет, рисует мы пишем ,       мы рисуем вы пишете, вы рисуете они пишут они рисуют 1 2 3 1 2 3 я учу   ты учишь он учит она учит оно учит мы учим вы учите они учат 1 2 3 IV   .Предлог   ­   это   часть   речи,   которая   служит   для   связи   слов   в предложении. Слова в,  на,  за, о, от,  об,  по, про, под,  над,  с,  к,  у – предлоги.  Предлоги   пишутся   отдельно   от   других   слов.     Между предлогом и существительным можно вставить слово или вопрос. Например: в (сосновом) лесу, на (зелёной) поляне.                     29 V   .Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы,  признаки и качества, но не называет их.  :  этот, это, эта, эти, тот, такой,     :   я, мы, ты, вы, он, она, оно, они  Личные местоимения     Указательные местоимения                                                            столько  Вопросительные местоимения: кто, что, какой, который, чей,                                                        сколько  Отрицательные местоимения                                                             некого, нечего  :    никто, ничто, никакой, ничей,  30 : кто­то, что­то, кто­нибудь,   Неопределенные местоимения                                                        несколько, что­нибудь, кое­что, кое­ кто Притяжательные:  мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их. Возвратное:  себя Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной,                                    другой.                               Склонение личных местоимений. Падежи Вопросы             Единственное число местоимений 1 лицо 2 лицо                 3 лицо И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. кто? я ты кого? меня тебя он его кому? мне тебе ему кого? меня тебя кем? мной тобой о ком? обо мне о тебе его им о нём она её ее её ею (ей) оно его ему его им Множественное число местоимений 1 лицо 2 лицо 3 лицо мы нас вы вас нам вам нас вас они их им их нами вами ими о ней о нём о нас о вас о них  .   Имя   числительное­  обозначают   количество   или VI  порядок предметов при счете. Числительные бывают: 31 Количественные:  пять книг              Порядковые:  пятый этаж Простые:  один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять Сложные:  тридцать Составные: тридцать два Дробные: три пятых 32 .Наречие  –   неизменяемая   часть   речи,   обозначающая VII   признак действия или качество.  Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками: в­, за­, на­ имеют на конце до­, из­, с­ имеют на конце букву а букву о  вправо налево  издавна                           дотла На конце наречий после шипящих пишется Ь:  Например:  настежь, прочь. (кроме: уж, замуж, невтерпеж). 33 8. Правописание   парных  звонких или глухих  согласных. Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо слово  изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкий  согласный «н».  Например:    мороз   – морозы, морозит, заморозил                       город – города, за городом, загородил                       снег – снега, снеговик, за снегом Проверочными словами парных согласных могут быть: 1.Прилагательные: мёд – медовый, 2.Глаголы: рыбка – рыбачить, 3.Уменьшительно – ласкательные: кошка­кошечка, 4.Употребление слова «нет»: морковь – нет моркови, 5.Множественное число: гриб – грибы, 6.Звонкий согласный «н»: хлеб – хлебный, мороз – морозный. Живут себе два брата – Глухой и звонкий звук, И все вокруг стараются Их различить на слух. Но братья друг за друга Так прячутся порой,  Что не поймёшь ни звука! Где звонкий?! Где глухой?! Если слышишь парный звук,                                                                        Будь внимательным, мой друг!                                                                    Парный сразу проверяй,  Рядом гласный подставляй! 34 9. Правописание   безударных   гласных. Чтобы   проверить  безударную   гласную   в   корне   слова,   надо   слово изменить   так,   чтобы     безударная   гласная   стала   ударной   (если   слово стоит в единственном числе, для проверки его нужно поставить во множественное и наоборот, если слово стоит во множественном числе, для проверки его нужно поставить в единственное число).           Например:   соснá ­ сÓсны                                 веснá ­ вёсны                                мосты­ мÓст                                моря ­   мÓре                                Если буква гласная  Вызвала сомнение, Ты её немедленно Ставь под ударение! 35 10. Правописание   непроизносимых    согласных. В некоторых словах буквы Д Т В Л не произносятся, пишутся.  Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце. Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать  однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: звёздный – звезда,                    местный – место,                    солнце – солнышко,                    поздно – опоздать, позден,                    праздник – празден,                    сердце – сердечко, сердечный,                    доблестный – доблесть,                    грустный – грусть,                    костный – кость,                    устный – уста,                    окрестности – крест,                    местность – место,                    свистнул – свист, свистит                    известный – известие, вести,                    прелестный – прелести, прелесть,                    яростный – ярость,                    честный – честь,                    счастливый – счастье,                    вестник – вести,                    тростник – трость, трости,                    капустный – капуста, 36 ненастный – ненастье,                    радостный – радость,                    частное – часть, части,                    гигантский – гигант, гиганты,                    областной – область,                    властный – власть,                    крепостной – крепость,                    здравствуй – здравие, здоровье.           Но некоторые слова проверить нельзя. Их нужно запомнить: чувство, чувствовать, лестница  Если в  сочетаниях  согласных  при  изменении  слова  согласный не  слышится, то писать  его  не  нужно:  чудесно, чудесный – чудесен, чудеса,  прекрасно, прекрасный – прекрасен, краса,  ужасно, ужасный – ужасен,  опасно, опасный – опасен,  напрасно, напрасный – напрасен,  вкусно, вкусный – вкусен,  интересно, интересный – интересен,  тесно,  тесный – тесен,  пресно, пресный – пресен,  небесный – небеса,  парусный – паруса,  согласный – согласен,  безгласный – безгласен,  бессловесный – бессловесен,  безобразно, безобразный – безобразен,  любезно, любезный – любезен,  железно, железный – железо,  колхозный – колхозы,  серьёзно, серьёзный – серьёзен,  алмазный – алмазы. 37 11. Состав слова. 1. Корень   Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.   – это общая часть родственных слов.  Например:  летать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт.                    зима,  зимушка, зимовать, зимовщик,  перезимовать.  Следует различать однокоренные  или родственные слова и форму одного и того же слова:  Например:  лес                      лесной                                                          лесник                      лесничий                      лесовичок – это родственные слова.                                      лес                      леса                                 лесом                     о лесе 38 в лесу – это форма одного и того же слова. 2. Окончание ­  изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.              Например:   читал (что?) книгу                                    рассказывал (о чём?) о книге                                    восхищался (чем?) книгой  3. Суффикс ­  это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.                Например:   берёза, берёзка, берёзовая (роща) Существительные имеют такие суффиксы как:  ­ик­   ­ок­   ­ек­   ­ёк­    ­к­    ­ник­     ­чк­    ­очк­    ­ечк­     ­ушк­    ­юшк­     ­ышк­ ­н­     ­ник­    ­ниц­    ­оньк­    ­еньк­      ­чик­       ­щик­        4. Приставка ­  часть слова, которая стоит перед корнем и служит для  образования новых слов.               Например:  ходит,  подходит, переходит, заходит.          Приставки: о­    об­    обо­   из­  ис­     рас­      раз­      от­     ото­    до­     про­                        под­   подо­    без­     бес­    на­    над­     с­    за­     в­    при­     пре­                            5. Основу слова составляют:  приставка, корень, суффикс.        Например:      подснежники        заморозки 39 12. Мягкий знак – показатель  мягкости. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце  слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает  мягкость предшествующего звука.           Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки. 13.Мягкий  знак  после  шипящих. 40 В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после  шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.          Например: дочь   печь   мышь  дичь   ночь – ж.р.                              гараж  сторож  камыш  ключ   – м.р. 14.Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся  на согласную, и перед корнем, начинающимся с согласных Е Ё Ю Я.              Например    :  подъезд    съёмка    объявление    15.Секреты речи.  1.Слова    ах,   ой,   эй,   ух,   ого,   эх,   фу,   о    и   другие   называются междометиями, что означает «между словами». Междометия служат для выражения различных чувств:     1)  удовольствия, восхищения (ой, ах),     2)  радости (ура),     3)  удивления (о), 41 4)  неодобрения (фи, фу, брр). 2.     В   речи     есть   устойчивые,   постоянные   сочетания   слов.   Такие сочетания слов называются фразеологизмами.   делают   нашу   речь   образной, Фразеологические   обороты  выразительной. Сел в  калошу – оказаться в смешном положении; Голова  как  решето – всё забыть; Льёт  как  из ведра – сильный дождь, ливень; Лететь  стрелой – бежать очень быстро; Навострить  уши – быть внимательным; Держать уши востро – быть внимательным; Сидеть,  сложа  руки – ничего не делать; Пропустить  мимо  ушей – быть невнимательным, рассеянным; Ушки на  макушке – быть внимательным и сосредоточенным; Потерять  голову – забыть что – то; Вешать  нос – расстроиться; Зарубить  на  носу – запомнить; Клевать  носом ­  опустить голову очень низко; Взять  себя  в  руки – собраться с мыслями, сосредоточиться; Проглотить  язык         ­    быть молчаливым; Как в рот воды набрал ­  Ходить гоголем  ­    гордо; Комар носа не подточит – сделать очень красиво, аккуратно;   Видно как на ладони – очень хорошо просматривается; Рукой подать – близко; Встретиться нос к носу ­ почти столкнуться друг с другом; Водить за нос ­ обманывать; Оставить с носом  ­ обмануть; Уши развесить        ­  Язык без костей – много говорить; говорить лишнее; Найти общий язык ­ найти понимание друг с другом; Говорить на разных языках – не понимать друг друга; Язык хорошо подвешен – умение хорошо говорить; Тянуть за язык – вынуждать что­то сказать; Перескочить с пятого на десятое – перескочить с одного на другое; Язык заплетается – не может говорить ясно; Язык до Киева доведёт ­ спрашивая людей, можно попасть куда угодно; Как корова языком слизала – что­то исчезло неизвестно куда; 42 Держать язык за зубами – молчать, когда это нужно; Хлопать ушами ­  не слышать о чём говорят; Ветер в спину – идти со спокойной душой Работать, засучив рукава – работать очень хорошо; Не чуять под собой ног   ­    бежать очень быстро; Бросаться со всех ног      ­  Свалиться, как снег на голову – появиться, когда никто не ждёт, неожиданно; Морочить голову ­  Заговаривать зубы ­      Смотреть сквозь розовые очки ­ Беречь, как зеницу ока ­  Идти в ногу – действовать вместе; Гнаться за двумя зайцами ­  На один зуб     ­    очень мало; С  гулькин нос ­   Из  рук вон ­ очень плохо; Медведь на ухо наступил – петь плохо, не разбирая нот Прожужжать все уши – много говорить об одном и том же Встать  не  с той ноги – быть в плохом настроении Прикинулся овцой ­  Опять двадцать пять ­  43 16.Памятка    к  проведению  морфологического    и синтаксического  разборов         в начальных классах. Морфологический разбор имени существительного. 1. Часть речи. 2. Начальная форма   (им.п., ед.ч.). 3. Постоянные признаки: ­ собственное или нарицательное; ­ одушевлённое или неодушевлённое; ­ род; ­ склонение. 4. Непостоянные признаки: ­ падеж; ­ число. 5. Роль в предложении.      Например:      Лёгкий  морозец  покрывает  лужицу  тонким  ледком. Морозец ­ (что?)– сущ.,  н.ф.  морозец,  нариц.,  неодуш., в   м.р.,  2 скл.,       в  И.п.,  в  ед.ч.,  подлежащее. Лужицу) – (что?) сущ.,  н.ф.  лужица,  нариц.,  неодуш.,  в  ж.р.,  1 скл.,      в  В.п.,  в  ед.ч.,  дополнение. Морфологический разбор имени прилагательного    . 1. Часть речи. 2. Начальная форма  (ед.ч., м.р., им.п.). 3. Непостоянные признаки: ­ число; ­ род (только в ед.ч.); ­ падеж. 44 4. Роль в предложении. Например:        Я    вышел    из   душной    комнаты. из душной  (комнаты)  ­  (из какой?)  ­  прилаг.,  н.ф. душный,  в  ед.ч., в  ж.р., в Р.п.,  определение.            Морфологический разбор глагола. 1. Часть речи. 2. Начальная форма   (неопределённая форма глагола). 3. Постоянные признаки: ­ спряжение; 4. Изменяемые признаки: ­ число; ­ время; ­ лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени); ­ род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе). 5. Роль в предложении. Например:       Мы   уходим    всё   дольше  и  дальше  в  лес.  уходим  – (что делаем?)  ­ глаг., н.ф.     уходить, 2 спр., во мн.ч., в  наст.вр.,         в 1 лице,     сказуемое. Морфологический разбор местоимения. 1. Часть речи. 2. Начальная форма (им.п.). 3. Лицо. 4. Число. 5. Род (только в 3 лице ед.ч.). 6. Падеж. 7. Роль в предложении. Например:  Пёс   бежит  за  ней,  ласкаясь.         за  ней –(за кем? )­ местоимение,   н.ф.  она,  3 лицо,  в   ед.ч., в  ж.р.,               в Т.п.,  дополнение. 45 Порядок разбора слова по составу. 1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание. 2. Выдели основу слова. 3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень. 4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой. 5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.        Например:     з а  м о  р о з к  и Разбор предложения 1. Какое предложение по цели высказывания? 2. Какое предложение по интонации? 3. Распространенное оно или нераспространенное? 4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее. 5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое. 6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам,  связанным с ним по смыслу. 7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам,  которые его поясняют. 8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.     ­ это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой  .  Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.                           Например:   После   теплых  дождей  в  лесу  пошли  разные   грибы                  (повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое)             Что? Грибы       Грибы (что сделали?) пошли       Задаём вопрос от группы подлежащего.       Грибы (какие?) разные. Это определение. Подчёркиваем волнистой линией.       Задаем вопрос от группы сказуемого.       Пошли (где?) в лесу с            точкой.       Пошли (когда?) после дождей       отрывистой    линией  с точкой.       Задаём вопрос от второстепенных членов предложения.       После дождей (каких?) теплых – это определение. Подчёркиваем волнистой   – это обстоятельство. Подчёркиваем отрывистой линией      – это обстоятельство. Подчёркиваем         46 линией. 47

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников

Правила по русскому языку для младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017