Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.
Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:
а) алгоритм решения ранее гашенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;
Правила постановки учебной проблемы.
Процесс постановки учебных проблем требует знания не только
логикопсихологических и лингвистических, но и дидактических
правил постановки проблем.
Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя
из специфики обучения, может ставить перед ними уже
встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:
а) алгоритм решения ранее гашенных проблем можно использовать
при решении новых трудных проблемных задач;
б) решение встречавшихся ранее но не решенных из за отсутствия
достаточных зананий проблем укрепляет интерес учащихся к
предмету, убеждает их в том, что практически одалимы не учебные
проблемы для этого надо иметь больше знаний;
в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной
формулировке обеспечивает возможность творческой работы при
повторении пройденного материала;
г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для
вторичной постановки перед слабыми учащимися для
самостоятельного решения.
Система методов проблемного обучения.
Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов,
предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):
1) Объяснительно иллюстративный;
2) Репродуктивный;
3) Проблемное изложение;
4) Частичнопоисковый;
5) Исследовательский метод.Система бинарных методов информационнорепродуктивный,
информационноэвристический и другие методы преподавания и
такие методы учения как слушание чтения учебника упражнения и
так далее.
Система методов проблемного обучения представляющая собой
органическое сочетание общих и бинарных методов.
В целом можно говорить о
шести дидактических способах
организации процесса проблемного обучения (то есть общих
методах), представляющих собой три вида изложения учебного
материала учителем и три вида организации им самостоятельной
учебной деятельности учащихся:
1) монологическом;
2) рассуждающем;
3) диалогическом;
4) эвристическом;
5) исследовательском;
6) методе программированных заданий.
Метод монологического изложения.
При монологическом методе учитель сам объясняет сущность
новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это
делается в условиях проблемной ситуации форма изложения
рассказ, лекция.
Методы рассуждающего изложения.
Первый вариант создав проблемную ситуацию, учитель
анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.
Второй вариант излагая тему, учитель пытается путем поиска и
открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логикунаучного поиска путем построения суждений и умозаключений на
основе логики познавательного процесса. Форма беседа лекция.
Метод диалогического изложения.
Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в
созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её,
но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке
проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез.
Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и
частичнопоискового методов обучения.
Основы формы
преподавания поисковая беседа, рассказ.
Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие
нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем,
при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с
помощью учителя. Формой реализации этого метода является
сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и
заданий.
Метод исследовательских заданий.
Организуется учителем путем постановки перед учащимися
теоретических и практических исследовательских заданий имеющие
высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические
операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и
нового способа действия. По форме организации исследовательские
работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент,
экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада,
конструирование и модулирование.
Метод программированных заданий.Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом,
подготовленных дидактических средств может приобретать новые
знания и новые действия.
Бинарные методы обучения.
Методы преподавания
а) сообщающий
б) объяснительный
в) инструктивный
г) объяснительнопобуждающий
д) побуждающий
Методы учения
а) исполнительный
б) репродуктивный
в) практический
г) частичнопоисковый
д) поисковый
Сообщающий метод преподавания представляет систему
приемов обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов
без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.
Исполнительный метод учения представляет собой сочетание
приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в
основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот
метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание
изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и
осмысления.
Объяснительный метод состоит из системы приемов,
включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки,
их описание и объяснения.
Репродуктивный метод учения система таких приёмов, как
слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация
фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное.
Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для
обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует
учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать.
Используется для организации практической деятельности учащихся.
Практический метод учения предполагает практические и
физические учащихся как основной вид деятельности. Такой метод
является сочетанием приемов:
а) обработки навыков практических действий по изготовлению
предметов или их обработки с целью совершенствования,
видоизменения.
б) деятельности, связанной с техническим моделированием и
конструированием, рационализацией и изобретением.
Объяснительнопобуждающий
метод
преподавания
представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения
ученика к самостоятельным действиям поискового характера.
Учебный материал частично объясняется учителем, а частично
дается учеником в виде проблемных задач, вопросов, заданий для
самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.
Частичнопоисковый метод учения является сочетанием
восприятия объяснений учителя учеником с его собственной
поисковой деятельностью по выполнению работ требующих
самостоятельного прохождения всех этапов познавательного
процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего
является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация,
поиск решения проблем.
Побуждающим методом преподавания называется деятельность
учителя, которая побуждает активную умственную деятельность
ученика.Поисковый метод учения представляет умственные действия по
формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.