Правила постановки учебной проблемы.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее: а) алгоритм решения ранее гашенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;
Иконка файла материала Правила постановки учебной проблемы.doc
Правила постановки учебной проблемы. Процесс   постановки   учебных   проблем   требует   знания   не   только логико­психологических   и   лингвистических,   но   и   дидактических правил постановки проблем. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из   специфики   обучения,   может   ставить   перед   ними   уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:  а) алгоритм решения ранее гашенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач; б) решение встречавшихся ранее но не решенных из за отсутствия достаточных   зананий   проблем   укрепляет   интерес   учащихся   к предмету, убеждает их в том, что практически одалимы не учебные проблемы ­ для этого надо иметь больше знаний; в)   постановка   ранее   решавшейся   классом   проблемы   в   иной формулировке   обеспечивает   возможность   творческой   работы   при повторении пройденного материала; г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной   постановки   перед   слабыми   учащимися   для самостоятельного решения. Система методов проблемного обучения. Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):  1)  Объяснительно иллюстративный; 2)  Репродуктивный; 3)  Проблемное изложение; 4)  Частично­поисковый; 5)  Исследовательский метод.Система   бинарных   методов   ­   информационно­репродуктивный, информационно­эвристический   и   другие   методы   преподавания   и такие методы учения как слушание чтения учебника упражнения и так далее. Система   методов   проблемного   обучения   представляющая   собой органическое сочетание общих и бинарных методов. В   целом   можно   говорить   о     шести   дидактических   способах организации   процесса   проблемного   обучения   (то   есть   общих методах),   представляющих   собой   три   вида   изложения   учебного материала   учителем   и   три   вида   организации   им   самостоятельной учебной деятельности учащихся:  1)  монологическом; 2)  рассуждающем; 3)  диалогическом; 4)  эвристическом; 5)  исследовательском; 6)  методе программированных заданий. Метод монологического изложения. При   монологическом   методе   учитель   сам   объясняет   сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается   в   условиях   проблемной   ситуации   форма   изложения   ­ рассказ, лекция. Методы рассуждающего изложения.  Первый   вариант   ­   создав   проблемную   ситуацию,   учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант ­ излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логикунаучного   поиска   путем   построения   суждений   и   умозаключений   на основе логики познавательного процесса. Форма ­ беседа лекция. Метод диалогического изложения.                                 Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель  в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы   выдвижения   предположений,   и   доказательства   гипотез. Деятельности   учащихся   присуще   сочетание   репродуктивного   и частично­поискового   методов   обучения.   Основы   формы преподавания ­ поисковая беседа, рассказ. Метод эвристических заданий. Суть   эвристического   метода   заключается   в   том,   что   открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при   участии   учащихся,   а   самими   учащимися   под   руководством   и   с помощью   учителя.   Формой   реализации   этого   метода   является сочетание   эвристической   беседы   и   решением   проблемных   задач   и заданий. Метод исследовательских заданий. Организуется   учителем   путем   постановки   перед   учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий   уровень   проблемности.   Ученик   совершает   логические операции   самостоятельно,   раскрывая   сущность   нового   понятия   и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы   могут   быть   разнообразны:   ученический   эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование. Метод программированных заданий.Это   метод   при   котором   учащиеся   с   помощью,   особым   образом, подготовленных   дидактических   средств   может   приобретать   новые знания и новые действия. Бинарные методы обучения. Методы преподавания а) сообщающий  б) объяснительный в) инструктивный г) объяснительно­побуждающий д) побуждающий Методы учения а) исполнительный б) репродуктивный в) практический г) частично­поисковый д) поисковый Сообщающий  метод   преподавания   представляет   систему приемов обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации. Исполнительный  метод   учения   представляет   собой   сочетание приемов,   характеризующих   учебную   деятельность   школьника   в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод   предполагает:   слушание   рассказа   учителя,   заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.   Объяснительный  метод   состоит   из   системы   приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения. Репродуктивный  метод   учения   ­   система   таких   приёмов,   как слушание   и   осмысление,   восприятие,   наблюдение,   систематизация фактов,   решение   типовых   задач,   анализ   и   тому   подобное. Применяется   для   осмысления   усвоение   теоретических   знаний,   для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.Инструктивный  метод   преподавания.   Учитель   инструктирует учащихся,   что   надо   делать,   и   показывает,   как   надо   делать. Используется для организации практической деятельности учащихся. Практический  метод   учения   предполагает   практические   и физические учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:  а)   обработки   навыков   практических   действий   по   изготовлению предметов   или   их   обработки   с   целью   совершенствования, видоизменения. б)   деятельности,   связанной   с   техническим   моделированием   и конструированием, рационализацией и изобретением. Объяснительно­побуждающий  метод   преподавания представляет   собой   сочетание   приемов   объяснения   и   побуждения ученика   к   самостоятельным   действиям   поискового   характера. Учебный   материал   частично   объясняется   учителем,   а   частично дается учеником в виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания. Частично­поисковый  метод   учения   является   сочетанием восприятия   объяснений   учителя   учеником   с   его   собственной поисковой   деятельностью   по   выполнению   работ   требующих самостоятельного   прохождения   всех   этапов   познавательного процесса.   Преобладающими   приемами   учения   здесь   чаще   всего является  слушание  и  осмысление, анализ   фактов,  систематизация, поиск решения проблем. Побуждающим  методом преподавания называется деятельность учителя,   которая     побуждает   активную   умственную   деятельность ученика.Поисковый  метод учения  представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.